Interested Article - Рассиды
- 2020-02-19
- 1
Расси́ды ( перс. رسیان ) — династия зайдитских имамов Йемена . Имамы, а затем и короли Йемена были религиозными лидерами, принадлежавшими к зейдитской ветви шиитского ислама. С 897 года они установили смесь религиозного и светского правления в некоторых частях Йемена . Их имамат существовал до республиканского переворота 1962 года . Историк Ибн Хальдун (ум. 1406) упоминает клан, откуда клан, откуда происходили имамы — как Бану Расси или Рассиды .
В оригинальных арабских источниках термин «Рассиды» почти не используется; в западной литературе это обычно относится к имамам средневековья, вплоть до XVI века . Ветвь Рассидов, пришедшая к власти с имамом (годы правления 1597—1620), известна как Касимиды (Аль Касими) .
Йемен на протяжении большей части этого периода лишь изредка был единым политическим образованием; фактически, то, что входило в его границы, широко варьировалось, и оно не управлялось последовательно или единообразно какой-либо единственной группой правителей, за исключением коротких периодов времени. Он существовал как часть ряда различных политических систем / правящих династий между IX и XVI веками , после чего стал частью Османской империи .
Северная часть Йемена перешла под власть Османской империи в XVI веке, а в 1839 году Великобритания оккупировала и колонизировала южный Йемен .
История
Учреждение имамата
Имамы основывали свою легитимность на происхождении от пророка Мухаммеда , в основном через известного зейдитского теолога (ум. 860 г.) — его прозвище относится к ар-Рассу, собственности в окрестностях Мекки, которой он владел . После него средневековые имамы иногда называются Рассидами. Первый представитель правящей линии, его внук Аль-Хади иля-ль-Хакк Яхья , родился в Медине. Его известность как интеллектуала, а также выдающегося лидера привела к его приглашению в Йемен. Его призвали управлять высокогорными племенами в 893 г. и снова в 896—897 гг. Усилия Аль-Хади в конечном итоге стали основными руководящими принципами как религиозных, так и политических характеристик йеменского зейдизма. Однако Аль-Хади не удалось укрепить свое правление во всем Йемене. Он не мог даже создать прочное государство в высокогорье из-за сильной локализации, сохраняющейся в регионе. Против его правления были восстания, а также те слои населения, которые не принимали претензии на религиозно-политическое правление как самого Аль-Хади, так и его преемников .
Несмотря на то, что Аль-Хади не удалось создать какую-либо постоянную административную инфраструктуру, его потомки стали местной аристократией северного нагорья, и именно из них было выбрано большинство имамов Йемена на следующую тысячу лет. Иногда имамов избирали из других линий, происходивших от пророка Мухаммеда .
Сам зейдизм зародился в первой половине VIII в. в Куфе . Его основоположником считается внук третьего шиитского имама Хусейна , Зейд ибн Али , который в 739 году поднял вооруженное восстание против омейядского халифа Хишама . Восстание было подавлено, а Зейд ибн Али убит. Его последователи основали особую шиитскую секту, которая отличалась тем, что учила, что пророк Мухаммад назначил халифа Али ибн Абу Талиба имамом исламской общины скорее не из-за божественного предписания, а из-за его личных достоинств. Они считали, что пятым шиитским имамом должен был стать Зейд, а не его брат Мухаммад аль-Бакир. Потомки и приверженцы Зейда в 864 году создали на юго-западном побережье Каспийского моря ( Табаристан , Дейлем и Гилян ) зайдитское государство, которое просуществовало около трехсот лет .
В первой половине VIII века алид Турджуман ад-дин аль-Касим ар-Расси основал династию в Хиджазе . Но подлинным основателем династии стал его внук — великий имам аль-Хади иля-ль-Хакк Яхъя . В 893 году хиджазские зейдиты избрали его своим имамом, в то время, когда ещё были живыего старшие братья и отец. Став имамом, он сразу развернул бурную деятельность. Уже в 893 г. Имам совершил первый поход на Йемен, окончившийся провалом. В марте 897 года он вторично появился в Йемене, в котором в это время местные племена вели ожесточенную междоусобную войну. Аль-Хади иля-ль-Хакк Яхъя выступил в качестве посредника и сумел примирить враждующие стороны. Вскоре он овладел Баратом, Саадой и Ниджраном. Многие горные племена Йемена также признали его власть. В 899 году большая группа зайдитов из Табаристана прибыла в Сааду. Они составили ядро армии Яхьи, с помощью которой он в 901 году занял Сану и распространил свой контроль на большую часть Йемена .
Но уже в 906 году против зейдитов выступили исмаилиты во главе с имамом Али ибн Фадла. Сын Яхьи, Мухаммад аль-Муртада, наследовавший ему в 911 году, явно не справлялся со своими обязанностями, и община лишила его власти, провозгласив в 913 году новым имамом его брат Ахмад ан-Насир. Собрав 80 тысячное войско, он вновь покорил горные районы Йемена вплоть до Адена и потеснил исмаилитов, но не смог взять Сану. В 934 году он потерпел тяжелое поражение от Юфиридов и признал их власть .
Таким образом началась в Йемене борьба между светскими и духовными правителями, которая продолжалась затем на протяжении нескольких веков. То одна, то другая сторона поочередно брала в этой борьбе. Внук Ахмада Юсуф ад-Даи в конце X века на короткое время вновь подчинить Сану, но вскоре был изгнан из неё новым имамом аль-Касимом аль-Мансуром (ум. 1003), который представлял другую ветвь Рассидов. В 999 году имам аль-Касим начал свои проповеди и вскоре при помощи хатамитов утвердился в Сааде и Сане. Его сын аль-Хусейн (убит в 1013 г.) правил в Сааде и Сане десять лет .
В 1039 г. из Дейлема пришел следующий великий имам Абуль-Фатх ан-Насир, происхождение которого не совсем ясно. Он захватил Сааду и некоторые другие местности в Северном Йемене. В 1062 году Сулайхиды убили его в бою и надолго подчинили себе Сану. Затем городом завладели Хамданиды . Новый зайдитский имам Ахмад аль-Мутаваккил (1150—1161), захватил Сааду, Ниджран и Сану. В старости он ослеп, потерял власть и умер в тюрьме в 1171 году незадолго до завоевания Йемена Айюбидами . Следующий имам Абдуллах аль-Мансур, вёл тяжелые войны с айюбидскими султанами. На части территории ему наследовали сыновья, хотя одновременно с ними являлись другие зайдитские имамы. Так, с 1217 по 1248 год проповедовал Яхья аль-Хади II. Затем в 1248 году в Туле провозгласил себя имамом аль-Махди Ахмад ибн аль-Хусейн . К этому времени Айюбидов сменила туркменская династия Расулидов . Ахмад вступил в упорную борьбу с султаном аль-Мансуром Умаром I , но потерпел поражение. Сын Умара, аль-Музаффар Юсуф I (ум. 1295), захватил Сану, Таиз и Сааду. Преемники имама Ахмада аль-Махди находились в подчинении у светской власти и далеко не имели уже прежнего влияния. Однако род Рассидов не пресекся: в 1592 году далекий потомок имама аль-Касима аль-Мансура, аль-Касим Мухаммад, основал в Йемене династию Касимидов, находившаяся затем у власти вплоть до революции 1962 года .
Соперничество с другими династиями
После смерти имама Аль-Хади в 911 году его сыновья стали имамами по очереди, хотя это было не по наследству, а скорее выборным процессом. Однако с XI-го по начало XVII-го веков имамы обычно не выбирались из сыновей бывшего имама, а скорее циркулировали среди различных ветвей Рассидов. Между тем, множество более мелких династий и семей обосновалось в высокогорье, а также в Тихаме (невысокой прибрежной равнине), где имамы редко правили. Среди наиболее известных из них — Яфуриды (в Сане и Шибаме , 847 — 997 ), Сулайхиды (в южном нагорье, 1047 — 1138 ), Зурайиды (в Адене , 1080 — 1174 ) и Хамданиды (в Сане, 1098 — 1174 ) . Именно в этот период, когда государство Фатимидов было влиятельным, часть населения обратилась в исмаилизм .
Начиная с завоевания Йемена айюбидом Туран-шахом в 1174 году , ряд династий осуществляли некоторый контроль и управление в Йемене в течение примерно следующих 400 лет; это, в хронологической последовательности, Айюбиды с 1173/74 по 1229 год; Расулиды с 1229 по 1454 год ; Тахириды с 1454 по 1517 год ; и мамлюки — с 1517 по 1538 год , когда Османская империя захватила йеменскую Тихаму .
В течение большей части этого периода династии и их правители были в основном вовлечены в семейные, региональные, а иногда и межрелигиозные споры. По иронии судьбы суннитская династия Расулидов, которые в конечном итоге сосредоточили свое правление в Южном Йемене именно по этой причине, были династией, при которой регион пережил наибольший экономический рост и политическую стабильность .
В период средневековья зейдитские имамы были притеснены низменными династиями, и в течение долгих периодов имамов вообще не было (особенно в 1066 — 1138 и 1171 — 1187 годах ). С конца XIII века политическая судьба зейдитских имамов несколько оживилась. Они могли противостоять Расулидам и Тахиридам и иногда расширяли свою территорию. Однако, довольно часто, особенно после 1436 г., имамат был разделен между несколькими кандидатами.
Сравнительно мало известно о средневековых зейдитских имамах и их попытках утвердиться и развить ту или иную форму управления (включая сбор налогов) или их успехах в продвижении целей зейдитов в этот период. Судя по имеющимся свидетельствам, между семьями и кланами зейдитов было очень мало преемственности и большая конкуренция. Например, в предположительно репрезентативный двухсотлетний период с XIII до XV веков , похоже, было более двадцати различных кандидатов на имамат, представлявших более десяти различных кланов.
Государство Касимидов
В этот период интерес к Ближнему Востоку начали проявлять европейцы, особенно португальцы, а затем и другие, в попытке контролировать торговлю на Красном море . Однако для зейдитских имамов османы представляли большую внешнюю угрозу. Османским экспедициям удалось победить горцев в середине XVI века . С начала XVII века Аль-Мансур аль-Касим , принадлежавший к одной из ветвей Рассидов (позже известной как Касимиды), поднял знамя восстания. Его сыну удалось собрать под свою власть весь Йемен, изгнать османов и создать независимое политическое образование. Какое-то время имамы управляли обширной территорией, включая Южный Йемен и районы еще дальше на восток. Их экономическая база была усилена торговлей кофе в прибрежном перевалочном пункте Моха . В отличие от предыдущей практики, Касcимиды правили как наследственная династия.
Власть имамата пришла в упадок в XVII—XIX веках. Территория, контролируемая имамами, сократилась после конца XVII века, а прибыльная торговля кофе пошла на убыль с появлением новых производителей в других частях мира. в наибольшей степени расширил государство Касимидов .
Государство Касимидов было охарактеризовано как «квазигосударство» с присущим ей противоречием между племенами и правительством, а также между племенной культурой и познанной исламской моралью. Сами имамы переняли стиль ближневосточных монархий, становясь все более отдаленными фигурами. В результате они со временем потеряли своё харизматическое и духовное положение среди племен Йемена . Затем имамат был затмил вторым пришествием турок в равнинный Йемен в 1848 году и в высокогорье в 1872 году . Однако османские войска так и не смогли полностью подавить сопротивление османскому правлению. В конечном итоге османы были изгнаны к 1918 году боковой ветвью Касимидов, которая основала Йеменское Мутаваккилийское королевство .
Имамы Йемена
Имя |
Время
правления |
Примечание |
---|---|---|
Аль-Хади иля-ль-Хакк Яхья | 897—911 | |
Мухаммад аль-Муртада | 911—912 | |
Ахмад ан-Насир | 913—934 | |
Аль-Мунтахаб аль-Хасан | 934—936 | |
Аль-Мухтар аль-Касим | 936—956 | |
Яхья аль-Мансур | 934—976 | |
Юсуф ад-Даи | 977—999 | |
Аль-Касим аль-Мансур | 999—1002 | |
Юсуф ад-Даи | 1002—1012 | |
Аль-Хусейн аль-Махди | 1003—1013 | |
Ахмад аль-Муайяд | 1013—1020 | |
Абу Талиб Яхья | 1020—1033 | |
Аль-Муид Лидиниллах | 1027—1030 | |
1031—1040 | ||
1038—1053 | ||
1060—1066 | ||
1138—1171 | ||
1187—1217 | ||
1217—1226 | ||
1217—1239 | ||
Аль-Махди Ахмад ибн аль-Хусейн | 1248—1258 | |
1258—1260 | ||
1261—1262 | ||
1262—1271 | ||
1272—1276 | ||
1276—1298 | ||
1301—1328 | ||
1328—1346 | ||
1328—1329 | ||
1329—1349 | ||
1349 | ||
1349—1372 | ||
Ан-Насир Мухаммед Салахуддин | 1372—1391 | |
1391—1436 | ||
Аль-Махди Ахмад ибн Яхья | 1391—1392 | |
Али аль-Хади | 1393—1432 | |
1436—1445 | ||
1436—1462 | ||
1436—1474 | ||
1462—1503 | ||
1474—1488 | ||
1474—1495 | ||
1475—1504 | ||
Ан-Насир аль-Хасан ибн Изз ад-Дин | 1495—1523 | |
1506—1555 | ||
1547—1572 | ||
1579—1585 | ||
1597—1620 | ||
1620—1644 | ||
1644—1676 | ||
1676—1681 | ||
1681—1686 | ||
1687—1718 | ||
1716—1720 | ||
1716—1727 | ||
1727—1748 | ||
Аль-Махди Аббас | 1748—1775 | |
Аль-Мансур Али I | 1775—1809 | |
1809—1816 | ||
1816—1835 | ||
1835—1837 | ||
Ан-Насир Абдаллах | 1837—1840 | |
1840—1844 | ||
1844—1845 | ||
1845—1849 | ||
1849—1850 | ||
1849—1853 | ||
1850 | ||
1851 | ||
1851—1852 | ||
1853—1890 | ||
Аль-Мутаваккиль аль-Мухсин | 1855—1878 | |
1858—1872 | ||
1859—1863 | ||
Аль-Хади Шараф ад-Дин | 1878—1890 | |
Мухаммед ибн Яхья Хамид ад-Дин | 1890—1904 | |
Яхья бин Мухаммед Хамид-ад-Дин | 1904—1948 | сын предыдущего |
Ахмед бен Яхья Хамидаддин | 1948—1962 | сын предыдущего |
Мухаммад аль-Бадр | 1962 | сын предыдущего |
Примечания
- A Systematic Regional Geography: A Post-matriculation Course, Volume 8. John Frederick Unstead, University of London Press, (1966), p. 389.
- Jane Hathaway. от 1 июля 2013 на Wayback Machine . New York (2003), pp. 79-81.
- , p. 185.
- E. J. Van Donzel. « », (1994), p. 356.
- William Mark Habeeb. « », p. 207.
- ↑ Encyklopädie des Islam, Vol. III, Leiden 1936, p. 1216.
- Cornelis van Arendonk. « », E. J. Brill, (1960).
- ↑ .
- .
- Peter Truhart. « », Vol. 3, München (2003), pp. 1090—1091.
- от 10 мая 2021 на Wayback Machine , Vol. VIII, Leiden 1995, pp. 455—457.
- Eirik Hovden. « », (2018), p. 204.
- Vincent Steven Wilhite. « Guerilla war, counterinsurgency, and state formation in Ottoman Yemen », PhD Thesis, Ohio State University (2003), p. 130.
Литература
- Рассиды // Все монархи мира. Мусульманский Восток. VII—XV вв. — М. : Вече , 2004. — 544 с. : ил. — (Энциклопедии). — 3000 экз. — ISBN 5-9533-0384-X .
- Kay, Henry Cassels. . — E. Arnold, 1892. — ISBN 9780576035729 .
- 2020-02-19
- 1