Шувалов, Иван Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Иван Иванович (Иоганн-Петер) Спет ( нем. Iohann-Peter Speeth ; 1772—1831) — немецкий архитектор , гравёр и художник .
Петер Спет родился 29 ноября 1772 года в городе Мангейме в маркграфстве Баден . Первоначальное образование получил в Мюнхене , где отец его был придворным музыкантом. В двенадцатилетнем Спет потерял отца и отправился во Франкфурт-на-Майне на обучение к одному из своих дядей по матери, Георгу Веберу, известному в свое время архитектору. Под его руководством мальчик скоро показал такие выдающиеся успехи в области архитектуры, что уже на двадцатом году жизни ему поручили разработку плана и постройку большого дома на одной из лучших улиц Франкфурта. Эта первая работа Спета была выполнена настолько с полным знанием дела, что тотчас по ее окончании он получил чрезвычайно лестное для такого молодого архитектора предложение — составить планы предполагавшегося к постройке нового женского монастыря. Планы, по признанию специалистов, были разработаны блестяще, но в исполнение приведены они не были, так как к этому времени монастыри подверглись секуляризации .
Несколько опечаленный этой неудачей, Иоганн-Петер Спет оставил Франкфурт и переселился в Гейдельберг , где с жаром набросился на изучение истории искусства вообще и своей специальности в частности, не оставляя в то же время и творческих работ. За этот период он создал целый ряд более или менее крупных рисунков карандашом и сепией, набросал и разработал несколько архитектурных проектов, большинство из которых было напечатано в « Ideemagasin » Baumgarten’а, и, что особенно важно, так как свидетельствует о его глубоких познаниях в истории архитектуры, — сделал ряд замечательно удачных и выдержанных по стилю рисунков для реставрировавшихся тогда известных руин Гейдельбергского замка. Относящийся к этому же времени его проект купален для курорта Schwalbach’а был удостоен высшей награды, а за другой проект — « Памятник павшим воинам », первый приз был разделен Спетом с историческим живописцем Kallianer’ом .
В качестве придворного архитектора, место которого он вскоре получил сначала в Гейдельберге, а затем в Вюрцбурге , Иоганн-Петер Спет соорудил несколько правительственных зданий и реставрировал целый ряд старинных построек. Особенно деятельно работал он в Вюрцбурге, где построил также много частных домов и одновременно давал уроки рисования некоторым особам королевского дома .
Наполеоновские войны упразднили существование Вюрцбурга как , и П. Спет, лишившись места придворного архитектора, вынужден был некоторое время заниматься постройкой исключительно частных домов .
В 1824 году Спет разработал проект моста через Дунай около Вены, но проект не был одобрен .
В 1826 году Иоганн Петер Спет перешел на службу в Российскую империю, где его и стали величать Иваном Ивановичем. К этому времени в России началось некоторое оживление в области архитектуры, в особенности церковной , и чтобы поставить это дело на должную высоту, за отсутствием русских специалистов, были приглашены некоторые иностранцы. Рекомендованный графом Кочубеем императору Николаю I и графу Воронцову, Спет получил назначение бессарабского областного архитектора. На него возлагались широкие надежды в смысле обновления стиля воздвигающихся построек. Спет энергично принялся за работу, составил ряд планов, но осуществить ему удалось только один из них, и то не до конца, — постройку собора в Кишинёве , — так как в 1831 году он, находясь в Одессе , внезапно умер .
Вся деятельность Спета совпала с периодом наполеоновских войн , когда, наряду с политическими переворотами , радикальный переворот совершался в Германии и в области архитектуры. Живя в переходную эпоху, Спет, как истинный сын своего времени, выработал своеобразный и оригинальный стиль, комбинацию старых форм с нарождающимися новыми, стиль без застывших очертаний, вечно меняющийся и обладающий всеми качествами памятников переходных эпох. К тому же на одаренного богатой фантазией Спета глубокое впечатление произвели Египетская экспедиция Наполеона и «Путешествия» Нибура и, под влиянием этого, в своем стиле, концептированном и без того из различных контрастов, он стал культивировать ещё и восточные формы. Импонирующее, величественное и обширное было любимейшей темой его творчества, и он с таким увлечением схватился за египетское зодчество именно потому, что нашел в нём все эти качества .
Его рисунки обнаруживают несомненный художественный талант и великолепную перспективу. Из них наиболее известны: «Портрет художника Георга Пфорре» (в профиль); 12 видов Гейдельбергского замка; Ландшафт с животными; «Две коровы» и «Всадник» . Несколько его работ хранятся в Национальной галерее искусства .