Зосима Панополитанский
- 1 year ago
- 0
- 0
Зоси́ма Палести́нский ( греч. Ζωσιμᾶς ; 460 год , Палестина — 560 год ,) — преподобный , иеромонах , авва палестинский, отшельник . Память в Православной церкви совершается 4 (17) апреля .
Жил в VI веке , при императоре Юстине Старшем . Проживал с младенчества в одном из палестинских монастырей в окрестностях Кесарии и, как сообщает Димитрий Ростовский , «прошёл все степени постнических подвигов и соблюдал все правила, преподанные величайшими иноками».
Согласно его житию, в 53 года Зосиме, смущаемому мыслью «Найдётся ли в пустыне человек, превзошедший меня?», явился ангел и сказал:
Зосима! Ты усердно подвизался, насколько это в силах человека, и доблестно прошёл постнический подвиг. Однако нет человека, который мог бы сказать о себе, что он достиг совершенства. Есть подвиги, неведомые тебе, и труднее пройденных тобою. Чтобы познать, сколько иных путей ведут ко спасению, покинь страну свою, как славнейший из патриархов Авраам , и иди в монастырь, лежащий при реке Иордане .
Повинуясь указанию ангела, Зосима переселился в Иорданский монастырь, стоящий на краю пустыни. Там он стал единственным человеком, видевшим и общавшимся с преподобной Марией Египетской в период её жизни в пустыне. Авва Зосима причастил преподобную Марию перед её смертью, а затем похоронил её.
После смерти Марии Египетской он рассказал о её жизни монахам монастыря, где он проживал. Позднее житие преподобной Марии было составлено Софронием Иерусалимским (греческая рукописная минея XIV века сообщает, что Зосима сам рассказал историю Марии святителю Софронию), который и описал там ряд фактов из жизни аввы Зосимы.
Иконописный подлинник даёт следующие указания относительно внешности преподобного Зосимы: «…подобием стар, и сед, брада аки Афанасия Великого подоле, ризы преподобническия». Относительно сюжетов жития Марии Египетской, в которых изображается Зосима, подлинник указывает: «…стоит Мария нагая, а Зосима дает мантию, зрит назад. В другом месте даёт Зосима причастие Святых Таин, стоят у реки Иордана , гора низка вохра над Иорданом, около их деревца, приличныя пустынным местам, изображена».
Единоличные изображения Зосимы являются редкими. Они известны по фрескам каппадокийских церквей (Богородицы Панагии, , в Соганлы), где его изображения находятся, как правило, в зоне вимы , так и новгородских храмов ( церковь Спаса Преображения на Ковалёве , церковь Спаса на Нередице ).
С XVII века в русской иконописи появляются житийные иконы преподобной Марии, где присутствуют клейма с изображением Зосимы (их число в ряде случаев достигает 5-8). Известны изображения Зосимы в книжной миниатюре (например, в Киевской Псалтири 1397 года сцены встречи Зосимы с Марией и ей причащение иллюстрируют псалом 118 ).