Религиове́дение
или
религиеве́дение
(слово состоит из
религия
и
ве́дение
) — академическая область
научных
исследований, посвященная исследованию религиозных убеждений, поведения и институтов. Она описывает, сравнивает, интерпретирует и объясняет религию, уделяя особое внимание систематическим, исторически обоснованным и межкультурным перспективам. В предмет изучения религиоведения входят закономерности возникновения, развития и функционирования религии, а также её строения и различные компоненты, ее многообразные феномены.
Предметом религиоведения являются все существовавшие в прошлом и существующие ныне
религии
.
В отличие от теологии, которая пытается понять трансцендентные или сверхъестественные силы (такие как божества), религиоведение пытается изучать религиозное поведение и убеждения вне какой-либо конкретной религиозной точки зрения
. Религиоведение опирается на множество дисциплин и их методы, включая антропологию, социологию, психологию, философию и историю религии. Религиоведение как относительно самостоятельная область знания формировалось начиная с
XIX века
, хотя соответствующие знания накапливались в течение веков
. Оно находилось на стыке общей и
социальной философии
,
истории философии
,
социологии
,
антропологии
,
психологии
, всеобщей
истории
,
этнологии
,
археологии
и других наук. Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религий, их строение и различные компоненты, многообразные феномены в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей
культуры
.
Религиоведение исследует все религии в равной мере —
мировые религии
,
этнические религии
,
современные религиозные движения
, — рассматривая их как часть человеческой культуры
. Также возможно изучение религии не как конкретной изучаемой реальности, а как абстрактного
конструкта
; так, например, формулируется на кафедре религиоведения факультета истории, искусствоведения и востоковедения
Лейпцигского университета
: «
Предмет религиоведения суть систематическое исследование религии как части человеческой культуры и историческое исследование религий в прошлом и настоящем
»
.
Объектом религиоведения является религия, однако по поводу предмета существуют разные точки зрения. Проблема, прежде всего, заключается в том, что религию изучают также
история
,
философия
,
социология
,
психология
,
культурология
,
этнография
(
антропология
в западном смысле слова),
экология
,
география
и другие науки. Религиоведение отличается от них тем, что исследует религию в соответствии с наработанными в своей истории методами, подходами и установками.
История религиоведения
Интерес к общему изучению религии восходит по крайней мере к
Гекатею Милетскому
(ок. 550 г. до н. э. — ок. 476 г. до н. э.) и
Геродоту
(ок. 484 г. до н. э. — 425 г. до н. э.). Позднее, в средние века, такие исламские учёные, как
Ибн Хазм
(ум. 1064 г. н. э.), изучали, в частности, персидские, еврейские, христианские и индийские религии. Первой историей религии можно назвать «Трактат о религиозных и философских сектах» (1127 г. н. э.), написанный исламским ученым Мухаммадом аль-Шахрастани. Также необходимо отметить
преп. Петра Ломбардского
, исследовавшего в 12-м веке ислам и трудившимся над латинским переводом Корана
.
Несмотря на давний интерес к изучению религии, академическая дисциплина «религиоведение» является относительно новой.
Многие из ключевых учёных, которые помогли основать религиоведение, считали себя не религиоведами, а теологами, философами, антропологами, социологами, психологами и историками
.
Одним из первых академических учреждений, где религиоведение было представлено как отдельный предмет, был Университетский колледж
Ибадана
, ныне
Ибаданский университет
, в котором был назначен лектором по религиоведению в 1949 году
.
В 1960-х и 1970-х годах термин «религиоведение» стал обычным явлением, и интерес к этой области возрос. Были созданы новые отделы и инициированы научные журналы по религиоведению. Ниниан Смарт писал, что «в англоязычном мире [религиоведение] в основном датируется 1960-х годов, хотя до этого там были такие области исследований, как «сравнительное изучение религии», «история религии», «социология религии» и т. д.
Философия религии использует философские инструменты для оценки религиозных утверждений и доктрин. Общие вопросы, рассматриваемые (западной) философией религии, — это существование Бога, вера и рациональность,
космология
и логические выводы о логической последовательности из священных текстов. Хотя философия уже давно используется для оценки религиозных утверждений (
например,
споры
Августина
и Пелагиуса о первородном грехе), именно подъем
схоластики
в 11-м веке более полно интегрировал западную философскую традицию (с введением переводов Аристотеля) в религиоведение.
Религиоведение в России и в СССР
Религиовед
К. М. Антонов
, ссылаясь на , отмечает, что первым слово
религиоведение
впервые употребил
Л. Н. Толстой
, когда в разговоре «
с кем-то из посетителей Лев Николаевич сказал, что сейчас занимается религиоведением, это самая нужная наука, а у нас её до сих пор нет
»
.
Во втором издании «
Краткого научно-атеистического словаря
» (1969 года)
, главный редактор д. ф. н. , помещена статья
Д. М. Угриновича
«Религиове́дение буржуа́зное», в которой дано определение: „
РЕЛИГИОВЕ́ДЕНИЕ буржуа́зное
— совокупность отдельных дисциплин, существующих в рамках буржуазного обществознания и занимающихся изучением
религии
. Религиоведение буржуазное в собственном смысле слова отличается от
богословия
тем, что оно официально отмежевывается от вероучений различных церквей и претендует на научный подход к религии. Оставаясь, однако, в целом в плену идеалистического, а иногда и теистического мировоззрения, религиоведение буржуазное не в состоянии дать научного объяснения религии.“ , после этой статьи в «Кратком научно-атеистическом словаре» изложено следующее: „Термин «религиоведение» применяется также в некоторых марксистских работах для обозначения всего в целом комплекса научных исследований, посвященных философской критике религии, происхождению и истории религии, религиозной психологии, распространению, преодолению и характеру религиозности людей среди различных слоев населения и т. п. Но в советской литературе этот термин не получил широкого признания и хождения.“
Религиовед
Е. И. Аринин
отмечает, что термин «религиоведение» «
практически был забыт до 60-х годов XX века», причиной чему послужило «то, что все исследования, так или иначе связанные с „ведением религией“, маркировались как сфера ответственности „
научного атеизма
“, тогда как „религиоведение“ было связано с враждебным „буржуазным“ контекстом
» и обращает внимание на то, что «
термина „религиоведение“ нет в „ “ (1973) и
Большой советской энциклопедии
(1975, т. 21), он появляется только в „
Атеистическом словаре
“ (1983)
»
.
Кафедры религиоведения в российских
вузах
, в основном, образовались после переименования кафедр
научного атеизма
в 1990-х годах
.
Религиоведение в мире
Во многих зарубежных университетах (к примеру, в
Гарвардском университете
с 2014 года
) есть тенденция к переименованию бывшего направления «
теология
» в «религиоведение» (точнее, в
изучение религии
— religious studies)
[
нет в источнике
]
. В международных классификаторах научных дисциплин теология вообще отсутствует как область научных исследований, вместо неё предметы исследований, в неё входящие, включаются именно в religious studies
[
нет в источнике
]
.
Разделы религиоведения
Религиоведение разделяется на ряд взаимодополняющих научных дисциплин
:
«Профессор кафедры религиоведения
Российской академии государственной службы при Президенте РФ
(
РАГС
), автор статей по католицизму
Фридрих Овсиенко
напомнил о различии между теологией и религиоведением. Теология — учение о
Боге
, о его атрибутах, и о мире, сотворённом Господом Богом, а религиоведение — это знание о религии. Задача теологии — утвердить человека в вере, задача религиоведения — дать знания о религии. Религиовед может быть человеком и светским, и духовным. Но религиовед не доказывает существование Бога, он анализирует религию. Достоинство словаря, считает Овсиенко, — в научном подходе к исследованию религий. Научное знание о религии не является „ни религиозным, ни антирелигиозным“. Оно объективно. Мировоззренческие выводы могут быть разными.» — от 7 января 2014 на
Wayback Machine
//
Православие.ру
, 11.09.2006
от 30 июня 2013 на
Wayback Machine
. // Сибирская православная газета, 2008. — № 07
(неопр.)
.
cyberleninka.ru
.
Дата обращения: 19 декабря 2020.
, с. 9: «Наука о религии — религиоведение — появилась в глубокой древности, а окончательно сформировалась в русле других наук об обществе и культуре к концу XIX в».
, с. 9: «Религиоведение анализирует причины возникновения, становления и развития религий в контексте их взаимодействия с различными культурными и социально-политическими процессами».
, с. 9: «Религиоведение рассматривает все религии как часть единой культуры человечества, исследуя в равной мере как мировые религии (буддизм, христианство, ислам), так и традиционные региональные или национальные религии, а также современные религиозные движения и культы».
В первом издании: Краткий научно-атеистический словарь / Акад. наук СССР. Ин-т философии ; Ред. коллегия: И. П. Цамерян (глав. ред.) и др.. - Москва : Наука, 1964. - 642 с.; 22 см., данная статья отсутствует.
Краткий научно-атеистический словарь / Г. Л. Андреев, А. И. Ардабьев, С. А. Арутюнов и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Наука, 1969. - 798 с.; 20 см. / 589—593
(англ.) .
hds.harvard.edu
.
Дата обращения: 15 декабря 2020.
15 декабря 2020 года.
(неопр.)
.
www.scopus.com
.
Дата обращения: 15 декабря 2020.
15 мая 2021 года.
, с. 9: «Религиоведение включает пять научных дисциплин: историю религии, социологию религии, антропологию религии, психологию религии и феноменологию религии. Каждая из них опирается на свою теоретико-методологическую традицию, которые нередко взаимодействуют и обогащают друг друга. Некоторые отечественные исследователи полагают, что философия религии — это часть религиоведения».
Литература
Алов А. А., Владимиров Н. Г.,
Овсиенко Ф. Г.
Мировые религии. — М., 1998.
Аринин, Е. И.
, Тюрин Ю. Я.
(недоступная ссылка)
: Учеб. пособие для студентов спец. «Религиоведение»: в 2 ч. — Владимир: Ред.-издат. комплекс
ВлГУ
, 2005. — 124 с. —
ISBN 5-89368-571-7
.
Аринин, Е. И.
Религиоведение и теология: своё и чужое // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России: Материалы конференций (Москва, 2000—2001 гг.) / Под. ред. И. Н. Потылицыной. — М.: Рудомино, 2003 — С. 76-80.
Аринин, Е. И.
, Нефедова И. Д.
(недоступная ссылка)
: Учеб. пособие для студентов специальности «Религиоведение». — Владимир: Ред.-издат. комплекс
ВлГУ
, 2005. — 108 с. —
ISBN 5-89368-572-5
.
Аринин Е. И.
Философия религии: Академическое введение в основные концепции и термины. Учеб. пособие. Вып. 1. — Владимир:
Владим. гос. ун-т
, 2014. — 489 с. — 100 экз.
Арсенкин В. К.
В поисках духовных наследников. — М.:
Политиздат
, 1975. — 88 с.
Бачинин В. А.
Религиоведение: Энциклопедический словарь. — СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2005.
Введение в общее религиоведение: Учеб. для студентов вузов / [И. Н. Яблоков и др.]; под ред.
И. Н. Яблокова
. — М.: КДУ, 2008. — 471 с. —
ISBN 978-5-98227-536-3
Всемирное писание: сравнительная антология священных текстов. М., 1996.
Гараджа В. И.
Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преподавателей сред. шк. — М.: Аспект-Пресс, 1995. — 348 с. —
ISBN 5-7567-0007-2
Григоренко А. Ю.
§ 3. Принципы, методы и функции религиоведения. 3.1. Принцип мировоззренческой нейтральности // . —
СПб.
:
Питер
, 2008. — С. 17—23. — 507 с. — (Учебное пособие). —
ISBN 9785911808662
.
Данильян О. Г., Тараненко В. М.
Религиоведение: Учебник (Серия «Образовательный стандарт XXI»). — М.: Эксмо, 2005. — 480 стр.
Денискин А. А.
Проблемы религии и религиоведения на страницах российских журналов (Реферативный обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Реферативный журнал. Сер. 3. Философия. 1:51-68. 2004.
Ильин В. В., Кармин А. С., Носович Н. В
. Религиоведение: Краткий курс. СПб: Питер, 2007. — 240 с.
Иллюстрированная история религий
: В 2-х тт. / Ред. проф.
П. Д. Шантепи де ля Соссе
. — Изд. 2-е. — М.: Изд. отдел Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1992.
Каждан А. П.
Религия и атеизм в древнем мире. — М., 1957.
Кислюк К. В., Кучер О. Н.
Религиоведение: Учеб. пособие для вузов. — 3-е изд., доп. — Ростов н/Д; Харьков: Феникс; Торсинг, 2004. — 512 с. (Высшее образование). —
ISBN 5-222-05269-9
,
ISBN 966-670-246-0
Классики мирового религиоведения: Словарь / ред. В. М. Бакусев [и др.]. — М. : Канон, 1996. — 493 с. — (История философии в памятниках). —
ISBN 5-88373-036-1
Константинов В. Н.
Очерки истории религии. — Владимир, 1996.
Российское религиоведческое образование в XXI веке: проблемы, тенденции, пути решения // Свеча-2004. Истоки: природа, наука, религия и образование. Материалы международных конференций. Т. 11. Под ред. Е. И. Аринина. Владимир: Изд-во Владимир. ун-та, 2004. — С. 107—111.
Метарелигиоведение как область знания // Материалы XIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». — Т. 4. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. — С. 216—217.
(материалы Международной научной конференции «Свобода религии и демократии: старые и новые вызовы», Киев, август 2010)
Университетские и академические подразделения, научные центры и профессиональные ассоциации в области религиоведения в современной России // Вестник Российского Сообщества преподавателей религиоведения. 1: 65 — 69. 2008
Костюкович П. И.
«Религиоведени». — Мн.: ООО «Новое знание» 2000.
Крывелев И. А.
История религий: Очерки в 2-х т. — 2-е изд., дораб. — М.: Мысль, 1988. — Т. 1. — 2-е изд., дораб. — 1988. — 445 с. —
ISBN 5-244-00109-4
Крывелев И. А.
История религий: Очерки в 2-х т. — 2-е изд., дораб. — М.: Мысль, 1988. — Т. 2. — 2-е изд., дораб. — 1988. — 382 с. —
ISBN 5-244-00109-4
Крылов А. Н.
Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. 3-е изд. доп. и пераб. — М.: Икар, 2014. — 356 С. —
ISBN 978-5-7974-0366-
1
Крюков Д. С.
Экзистенциальные факторы динамики самосознания и Я-концепции верующего //
Религиоведение
. — 2012. — № 3. — С. 152—163.
Крюков Д. С.
Структура и динамика Я-концепции религиозной личности //
Религиоведение
. — 2009. — № 2. — С. 132—146.
Лаврентьева А. Ю.
Становление и развитие российского религиоведения // Вестник Поморского государственного университета (Сер. Гуманитарные и социальные науки). 2007. 2:70-73.
Лобазова, О. Ф.
Религиоведение: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности «соц. работа», а также гуманитар. и соц.-гуманитар. вузов, колледжей, лицеев и гимназий / Моск. гос. социальный ун-т. — 2. изд., испр. и д:. — М.: Дашков и К, 2004. — 381 с. —
ISBN 5-94798-316-8
.
Мишель Малерб.
Религии человечества = Les religions de l'Humanité. — М., Спб: Рудомино, Университетская книга, 1997. — 600 с. — 10 000 экз. —
ISBN 5-7380-0049-8
.
,
Самыгин С. И.
Религиоведение. Краткий курс. — Ростов н/Д: Феникс. 2008. — 224 с.
Меньшикова Е. В.
"Из истории отечественного религиоведения: осмысление предмета и метода в 20-е — 30-е годы XX века // Вестник Российского сообщества преподавателей религиоведения. 1:77-82. 2008.
Мечковская Н. Б.
Язык и религия: Лекции по философии и истории религии. — М., 1998.
Миркина З.,
Померанц Г
. Великие религии мира. — М., 1995.
Мистика. Религия. Наука.
Классики мирового религиоведения: Антология / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред.
А. Н. Красникова
. — М.: Канон+, 1998. — (История философии в памятниках).
Мунчаев Ш. М.
Религия: история и современность. — М.: Культура и спорт, 1998.
/ Авт.-сост. О. К. Садовников, Г. В. Згурский; под ред. С. Н. Смоленского. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. —
ISBN 978-5-222-16479-2
.
Овсиенко Ф. Г.
Сфера изысканий религиоведения и теологии и специфика постижения ими рассматриваемых объектов //
Религиоведение
. — 2004. — № 2. — С.116-130.
Онищенко А. С.
Современная религиозность: состояние, тенденции, пути преодоления. — Киев, 1987.
Осипов А. А.
Страдание и христианство. Размышления бывшего богослова. — Л.: Лениздат, 1968. — 104 с.
Основы религиоведения
: Учеб. для вузов / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков,
К. И. Никонов
[и др.]; под ред.
И. Н. Яблокова
. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2001. — 480 с. — Библиогр.: с. 471—478. —
ISBN 5-06-003742-8
; 5-е издание, переработанное и дополненное — М.: Высшая школа, 2008. — 568 с. —
ISBN 978-5-06-005687-7
(В пер.).
Писманик М. Г.
Религиоведение: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Религиоведение». — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 279 с. —
ISBN 978-5-238-01680-1
Писманик М. Г.
Религиоведение и светская школа // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России: Материалы конференций (Москва, 2000—2001 гг.). Под ред. И. Н. Потылицыной. — М.: Рудомино, 2003. — С. 47-55.
Религии: Восток — Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Выпуск четвёртый. — М.: Наука, Гл. ред. вост. лит-ры, 1989.
Религия и общество
: хрестоматия по социологии религии: учебное издание. — М.: Наука, 1994. — Ч. 1. — 1994. — 300 с. (Программ: «Обновление гуманитарного образования в России») —
ISBN 5-02-010836-7
Религия и общество
: хрестоматия по социологии религии: учебное издание. — М.: Наука, 1994. — Ч.2. — 1994. — 204 с. (Программа «Обновление гуманитарного образования в России») —
ISBN 5-02-010836-7
Религия в истории и культуре.
Учебник / Под. ред.
М. Г. Писманика
. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 430 с.
Религиоведение:
Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред.
М. М. Шахнович
. СПб.: Питер, 2006—430 с.
Религиоведческий словарь
: Религиозные верования. Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 5. — М., Наука, 1993.
Радугин А. А.
Введение в религиоведение: Теория, история и современные религии. курс лекций; учеб. пособие для студентов вузов — М.: Центр, 200: — 302 с. —
ISBN 5-88860-053-9
Религии мира
: пособие для учителя /
Я. Н. Щапов
. — М. : Просвещение, 1994. — 191 с.
Самыгин С. И.
, ,
Религиоведение: социология и психология религии: Учеб. пособие для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 669 с. —
ISBN 5-85880-304-0
Светлов Р. В.
Как возможно российское религиоведение // . 3:36-41. 2000.
Философия религии: Хрестоматия / Авт.-сост. В. Е. Данилова. — М.: Флинта, 2009.
Чернышев В. М.
Религиоведение. / Под ред. проф. Матвеева А. А. — Киев.: Общество любителей православной литературы; Изд-во им. святителя Льва, папы Римского, 2003.
Элбакян Е. С.
Религиоведение и теология: общее и особенное // Третьи Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение: Материалы научной конференции. С.-Петербург, 15-18 февраля 2006 г. // Сост. и отв. ред. . — СПб.:
Изд-во С.-Петерб. ун-та
, 2006.
Элиаде М.
Трактат по истории религий. / Пер. с франц. А. А. Васильева. — СПб.:
Алетейя
, 1999. (Миф, религия, культура)
Элиаде М.
,
Кулиано И.
Словарь религий, обрядов и верований. М.:
ВГБИЛ
, «Рудомино»; СПб.: «Университетская книга», 1997.
Яблоков И. Н.
Религиоведение как область знания // Вестник Российского сообщества преподавателей религиоведения. 1:12-25. 2008.
Языкович, В. Р.
Религиоведение: Учебное пособие для вузов. — Мн.: Тетра Системс, 2008. — 272 с. — (Студенту к экзамену).—
ISBN 978-985-470-758-7
.
на английском языке
Religious Studies: A Global View
. Edited by Gregory Alles. London,
Routledge
, 2010, 356 pp.
Saler, Benson.
Understanding Religion: Selected Essays. Berlin and New York:
Walter de Gruyter
, 2009, 220 pp. Series: Religion and Reason / Theory in the Study of Religion 48.