Мусоргский (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Де́тская » — цикл песен М. П. Мусоргского для голоса с фортепиано. Прозаические тексты, представляющие сцены из повседневной жизни детей, написал сам композитор. Песни созданы в 1868, 1870 и 1872 гг. Примерная продолжительность звучания: 16-18 минут.
Пять песен (№№ 1-5 в списке) «Детской» Мусоргский написал в 1868—1870 гг. Первое издание цикла осуществил в 1872 году В. В. Бессель . Обложку для него выполнил И. Е. Репин (имя художника читается мелким шрифтом внизу изображения деревянного коня; см. иллюстрацию). Воодушевлённый тёплым приёмом «Детской» у публики и коллег, Мусоргский запланировал написать ещё четыре песни, объединённые предварительным названием «На даче». В 1872 году, находясь на даче Стасовых в Парголове , он начал работать над вторым циклом, но закончил только две миниатюры: «Кот Матрос» и «Поехал на палочке» . В 1908 году 7 песен были изданы Бесселем в редакции Н. А. Римского-Корсакова , под общим названием «Enfantines». Часто встречающийся в литературе и аудиозаписях подзаголовок «Эпизоды из детской жизни» в автографах Мусоргского и в обоих изданиях Бесселя отсутствует . Подзаголовок впервые появился на титульном листе критического издания «Детской» (в рамках Полного собрания сочинений), опубликованного под редакцией П. А. Ламма в 1931 году.
Несмотря на «сниженную» тематику, «Детская» — пример оригинального стиля Мусоргского, который виден, прежде всего, в том, как серьёзно и внимательно композитор воплощает слово, незамысловатый и притом прозаический текст — во всех его деталях. На службу тексту поставлены различные средства музыкальной выразительности — мелодика , ритмика , фактура и др. Черты новаторства Мусоргского более всего заметны в гармонии , которая нередко выполняет колористическую и звукоизобразительную функцию (как, например, квартаккорды из песни «С куклой» ). Форма-конструкция каждой миниатюры также продиктована структурой текста, а не стандартными (например, строфическими или куплетно-рефренными) привычными слушателю формами. Партия фортепиано выходит за рамки рутинного «песенного» аккомпанемента, вокалист и пианист по замыслу Мусоргского образуют фактически равноправный исполнительский дуэт.
Сразу по выходе издания Бесселя (1872) «Детская» вызвала восторг Ф. Листа , о котором (в 1873) сообщала его ученица А. фон Шорн: «Волшебные пальцы великого исполнителя выдавали, как он взволновался, перенесенный этой музыкой на зарю собственного детства <…> Лист восклицал: „Любопытно!… и как ново! Какие находки!… Никто другой так этого бы не сказал“ И тысячу других выражений удивления и удовольствия». Первое исполнение «Детской» в Париже вызвало восторженные отклики К. Дебюсси .
Оркестровку «Детской» выполнили известные российские композиторы Р. К. Щедрин (1974) и Э. В. Денисов (1976). Инструментальную (без вокала) версию «Детской» создал словацкий музыкант П. Брейнер и записал её в 2012 году с Новозеландским симфоническим оркестром. Текст существует в переводах на немецкий (известны два варианта) и французский языки.