Римский-Корсаков, Воин Андреевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков ( 6 [18] марта 1844 , Тихвин — 8 [21] июня 1908 , усадьба Любенск , Санкт-Петербургская губерния ) — русский композитор , педагог , дирижёр , общественный деятель, музыкальный критик ; член « Могучей кучки ». Среди его сочинений — 15 опер , 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты , кантаты , камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.
Родился 6 ( 18 ) марта 1844 года в Тихвине Новгородской губернии в дворянской семье Римских-Корсаковых , известной своими традициями службы на флоте. Семейный дом находился на берегу реки Тихвинки , напротив Богородичного Успенского монастыря . Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков (1778—1862), служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем — волынским гражданским губернатором; мать, Софья Васильевна (1802—1888), была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика Василия Фёдоровича Скарятина (брат Я. Ф. Скарятина ). В воспоминаниях о матери композитор отмечал: «Воспитание она получила, по тогдашним понятиям, хорошее. Она отлично владела французским языком, умела играть на рояле и в юности усвоила всё, что полагалось на долю барышни в богатой семье александровского времени» . Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат Воин Андреевич , морской офицер и будущий контр-адмирал.
В шесть лет началось домашнее обучение Римского-Корсакова, в том числе и игре на фортепиано, однако в сравнении с книгами, музыка производила на него меньшее впечатление: из последней ему больше нравилась церковная музыка, а также русские народные песни. В 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения .
В 1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус . В 1858 году у будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с операми Россини , Доницетти , фон Вебера , но особенно его поразили « Роберт-Дьявол » Джакомо Мейербера и произведения Михаила Ивановича Глинки — « Жизнь за царя », « Руслан и Людмила ». Затем появился интерес к музыке Бетховена (его восхищала « Пасторальная симфония » композитора), Моцарта и Мендельсона . «Я был 16-летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё» — вспоминал он позднее. Чувствуя необходимость получить более серьёзное музыкальное образование, с осени 1859 года Николай начал брать уроки у пианиста Ф. А. Канилле .
В 1862 году умер отец, и семья Римских-Корсаковых переехала в Санкт-Петербург. В том же году благодаря Фёдору Канилле Николай познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом его кружка, что оказало решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов. В то время в Балакиревский кружок , который позднее стал называться « Могучая кучка », помимо его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова, входили Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский . Балакирев руководил работой более молодых коллег и не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал с инструментовкой .
Под влиянием и руководством Милия Алексеевича было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова — . По словам самого композитора, эскизы начала симфонии существовали ещё в годы его обучения у Канилле, однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861—1862 годах — и «к маю 1862 года первая часть, скерцо и финал симфонии были мною сочинены и кое-как оркестрованы».
Этой же весной Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят гардемарином на морскую службу. С 1862 по 1865 год он служил на клипере « », участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки , благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Служба на клипере не оставляла времени для музыки, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора — вторая часть Первой симфонии, Анданте , написанное в конце 1862 года, после чего Римский-Корсаков на время отложил своё сочинительство. Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок.
Вернувшись из путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Балакиревского кружка, он знакомится с его новым участником — химиком и начинающим композитором А. П. Бородиным , с кумиром кружка А. С. Даргомыжским , с сестрой Глинки Л. И. Шестаковой и с П. И. Чайковским .
По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за свою симфонию: он сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает произведение. Эта партитура (известная как первая редакция симфонии) была впервые исполнена в 1865 году под управлением Балакирева — неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова. Обратившись под влиянием Балакирева к славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживался в музыке национального колорита, что и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества. Найденный здесь музыкальный язык, затем был успешно развит в таких сочинениях, как « » (первая редакция — 1866 ) и « Сербская фантазия » (1867).
Этапным произведением композитора стала музыкальная картина « » (, позднее её музыка будет частично использована в одноимённой опере ), самое раннее из программных сочинений Римского-Корсакова. Здесь он выступил как продолжатель традиций европейского программного симфонизма — прежде всего Гектора Берлиоза и Ференца Листа , творчество которых сильно повлияло на композитора; в дальнейшем большая часть произведений Римского-Корсакова также будет связана с определённой литературной программой.
В «Садко» Римский-Корсаков, которого позднее назовут «сказочником», впервые соприкоснулся с миром сказки; здесь он впервые использует придуманный им симметричный лад , так называемую «гамму Римского-Корсакова» , которую и в дальнейшем он применял для характеристики фантастического мира в своих музыкальных произведениях. Также впервые композитор попытался здесь изобразить с помощью оркестровых красок морскую стихию (позднее он это делал неоднократно в таких сочинениях, как сюита « Шехеразада », прелюдия-кантата «Из Гомера», операх «Садко» и « Сказка о царе Салтане »).
Программно-сказочное начало получило своё дальнейшее развитие в симфонической сюите « Антар » , над которой композитор начал работать в 1868 году как над Второй симфонией, вдохновившись сюжетом восточной сказки Осипа Сенковского . Премьера сочинения состоялась в 1869 году на концерте Русского музыкального общества .
В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Цезарю Кюи с оркестровкой оперы « Вильям Ратклиф », заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского , партитуру его оперы « Каменный гость » (1869—1870). Совместно с М. А. Балакиревым и А. К. Лядовым в 1877—1878 годах редактировал партитуру оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», в 1878—1881 годах — партитуру оперы «Иван Сусанин». Долгое время работал над доработкой, оркестровкой и редакцией произведений М. П. Мусоргского: в 1881—1883 годах обрабатывал и редактировал оперу «Хованщина»; в 1886 году доработал фантазию для оркестра «Ночь на Лысой горе»; в 1892—1894 годах работал над редактированием и оркестровкой оперы «Борис Годунов»; в 1906 году редактировал оперу «Женитьба» и работал над оркестровкой трёх вокальных произведений композитора — «Гопак» (из поэмы Т. Шевченко «Гайдамаки»), «По грибы» (слова Л. А. Мея) и «Спи, усни, крестьянский сын» (из поэмы А. Н. Островского «Воевода».
Обратившись к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве, в году композитор заканчивает оперу по драме Льва Мея « Псковитянка ». Летом этого же года, 30 июня, он венчается с пианисткой Надеждой Пургольд , одним из поручителей на их венчании был Модест Петрович Мусоргский .
В 1870-е годы границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова расширились: в 1871 году он стал профессором Санкт-Петербургской консерватории , где преподавал классы практического сочинения, инструментовки и оркестровки; с 1873 по 1884 год он — инспектор «музыкантских хоров Морского ведомства» (с переименованием из лейтенантов флота в коллежские ассесоры ) , с 1874 по 1881 год — директор Бесплатной музыкальной школы . Начиная с 1874 года, композитор занялся дирижированием — сначала симфонических концертов, а затем и оперных спектаклей.
В середине 1870-х гг. Римский-Корсаков работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период он обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании и сам начинает изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники стала Третья симфония (до мажор, op. 32). В 1880-е годы композитор создаёт такие симфонические сочинения, как оркестровая сюита « Шехеразада », « », увертюра « Светлый праздник ». Кроме того, Римский-Корсаков подготовил к изданию оперы своих покойных друзей — «Хованщину» Мусоргского и «Князя Игоря» Бородина .
Начиная с 1882 года, Римский-Корсаков возглавлял Беляевский кружок , в 1883—1894 годах он также был помощником управляющего Придворной певческой капеллой в чине статского советника . В 1886—1900 годах — постоянный дирижёр «Русских симфонических концертов» . Так, 31 октября (12 ноября) 1887 года впервые прозвучало «Испанское каприччио» под управлением Римского-Корсакова, а в 1888 году в Петербургском зале Дворянского собрания композитор дирижировал исполнением «Воскресной увертюры», которую он посвятил памяти Бородина и Мусоргского.
В 1906 г. избран членом Шведской королевской музыкальной академии .
В начале 1890-х годов был некоторый спад творческой деятельности композитора: в этот период он изучал философию, писал статьи, а также пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений. Затем его творчество приобрело исключительную интенсивность: одна за другой из-под пера композитора появляются оперы « Ночь перед Рождеством » ( 1895 ), «Садко» ( 1896 ), « Моцарт и Сальери » ( 1897 ), пролог к опере «Псковитянка» и « Царская невеста » (по драме Льва Мея , 1898 ).
Во время революционных событий 1905—1907 годов Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов и открыто осудил действия администрации Петербургской консерватории: он уволился и вернулся в консерваторию лишь после предоставления ей частичных автономных прав и смены руководства. В 1907 г. — член Комитета по организации «Исторических русских концертов» в Париже; принял в них участие как дирижёр и композитор (фрагменты опер «Ночь перед Рождеством», «Снегурочка», «Млада», «Сказка о царе Салтане», «Садко») .
Умер 8 ( 21 ) июня 1908 года на 65-м году жизни от инфаркта миокарда в Любенске , в своей загородной усадьбе, где теперь находится Мемориальный музейный комплекс композитора, объединяющий в себе две реконструированные усадьбы — дом в Любенске и соседнее имение Вечаша , где композитор жил до 1907 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище . В 1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры .
Римский-Корсаков был создателем композиторской школы , среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, в том числе: Фёдор Акименко , Николай Амани , Антон Аренский , Николай Арцыбушев , Мелитон Баланчивадзе , Семён Бармотин , Феликс Блуменфельд , Юлия Вейсберг , Язепс Витол , Константин Галкаускас , Александр Глазунов , Михаил Гнесин , Александр Гречанинов , Макар Екмалян , Василий Золотарёв , Михаил Ипполитов-Иванов , Андрей Казбирюк , Артур Капп , Михаил Кузмин , Николай Лысенко , Анатолий Лядов , Витольд Малишевский , Николай Малько , Эмиль Мелнгайлис , Эмиль Млынарский , Николай Мясковский , Александр Оссовский , Сергей Прокофьев , Отторино Респиги , Владимир Сенилов , Николай Соколов , Александр Спендиаров , Яков Степовой , Игорь Стравинский , Александр Танеев , Рудольф Тобиас , Николай Черепнин , Михаил Чернов , Максимилиан Штейнберг , Андрей Юрьян . Многие из его учеников стали крупными деятелями национальных музыкальных школ — Армении ( М. Г. Екмалян , А. А. Спендиаров ), Грузии ( М. А. Баланчивадзе ), Латвии ( А. А. Юрьян , Я. Витол , Э. Мелнгайлис) , Литвы ( К. М. Галкаускас ), Украины ( Н. В. Лысенко , Я. С. Степовой , Ф. С. Акименко ), Эстонии ( Р. И. Тобиас , А. Й. Капп ) .
Педагогической и просветительской работой Римского-Корсакова восхищался П. И. Чайковский, который в своём письме к нему писал: «Но Вы не захотели удовольствоваться одною лишь композиторскою деятельностью. Вы сделались музыкальным педагогом, и целая фаланга молодых русских музыкантов, возрастая под Вашим руководством, передает, конечно, будущим поколениям результаты Вашего творчества» .
И. Ф. Стравинский так отзывался о педагогической деятельности своего учителя: «В моём музыкальном образовании есть одно большое преимущество — я занимался с Римским-Корсаковым. Он был совершенно замечательным педагогом, чрезвычайно внимательным и обстоятельным, мудрым и остроумным. Делая замечание, он облекал его в такую форму, что забыть его было почти невозможно. Одну деталь ученики Римского-Корсакова запомнят навсегда — он никогда не хвалил. Ученик, который ожидал одобрительного похлопывания по плечу, разочаровался бы в Римском-Корсакове. Напротив, он мог быть безжалостно суровым в своей критике» .
Римский-Корсаков обвенчался 30 июня 1872 года в парголовской церкви с Надеждой Пургольд (1848—1919) — пианистка, композитор, музыковед. У них родились 7 детей:
Оперы
|
Симфонические произведения
|
Вокальные сочинения
Книги
|
Россия
Другие страны