Interested Article - Дойна

Дойна ( рум. doină) — молдавская и румынская лирическая народная песня . Дойны лирические, вокальные или инструментальные произведения, характерные для румынского народа, в которых авторы прямо выражает свои чувства меланхолии, тоски, скорби, сожаления, одиночества, отчуждения, разлуки, бунта, печали, любви, ненависти к угнетателям, сожаления и т.д., и убеждения по отношению к некоторым проблемам жизни, ко времени, природе и к самому себе. Дойны имеют лирический вид, их общие темы — меланхолия, тоска, любовь к природе, жалобы на горечь жизни или призывы к Богу помочь в облегчении боли и т.д. Возникновение дойны относится к эпохе раннего феодализма . Распространена также у евреев - ашкеназов , [ источник не указан 1955 дней ] южных славян и западных украинцев . Обычно дойна состоит из двух частей — медленной первой и быстрой второй.

Описание

в Брюссель в 2018 году

Различают «вокальные» дойны, при исполнении которых участие инструмента необязательно, и инструментальные дойны, исполняющиеся на флуере , чимпое , нае , скрипке и других музыкальных инструментах. Мелодии дойны зачастую развёртываются как импровизация : они отличаются богатством ладовой основы и ритмической свободой. Для дойны очень характерно повторение одних и тех же кратких мелодических элементов, а также активное использование орнаментационных приёмов. Английский клезмер Мерлин Шеперд говорит: «Исполняя дойну, Вы должны, играя на инструменте, рассказать слушателям очень грустную и трагическую историю из жизни».

Дойна — свободноритмичная, сильно орнаментированная (обычно мелизматическая ), импровизационная мелодия . Импровизация выполняется по более или менее фиксированной схеме (обычно по нисходящей), растягивая ноты в рубато - подобной манере в зависимости от настроения и воображения исполнителя.

Классические крестьянские дойны в основном вокальные и монофонические, и поются с некоторыми вокальными особенностями, которые варьируются от региона к региону, и включают: междометия (măi, hei, dui-dui, iuhu), вздохи, хлопки в ладоши, гортанное кудахтанье, эффекты сдавленных рыданий и т.д . Инструментальные дойны играют на простых инструментах, обычно различных типах флейт, но также могут исполняться и на струнных инструментах. Крестьянская дойна - это нецеремониальная песня, которую обычно поют в одиночестве, оказывая важное психологическое воздействие на человека: «успокоить душу» (de stâmpărare).

В тематике дойны нашло отражение жизни и борьбы молдавского народа. Первоначально дойна появилась как пастушеская ( чабанская ) песня, первая часть которой представляла жалобу пастуха, а вторая, носящая танцевальный характер, выражала его радость по поводу возвращения отары домой. Со временем сложился целый цикл пастушеских дойн. К XVII — началу XIX вв. относится формирование цикла знаменитых гайдуцких дойн о повстанцах, борцах против османского и феодального гнёта. Широко представлены любовные (de iubire), колыбельные (de leagăn), застольные (de păhar), рекрутские, революционные, похоронные дойны. Примерно с 20-30-х гг. XIX века , когда Бессарабия вошла в состав Российской империи развитие дойны в Молдавии и Румынии шло параллельно. Мотивы и образы дойны использовали поэты-классики ( Василе Александри , Михай Эминеску , Джордже Кошбук ), композиторы ( Ч. Порумбеску , Г. Музическу , Джордже Энеску , С. Драгой, Штефан Няга , Е. Кока и другие).

Среди коллективов, исполняющих дойну, известностью пользуются молдавская хоровая капелла « Дойна », румынский Государственный народный оркестр имени Барбу Лэутару, группа «Фанфаре Чокырлия» (« »).

Дойна с текстами на идише вошла также в репертуар клезмеров и нашла отражение в еврейской поэзии — см. напр. стихотворный сборник Мойше Пинчевского «Дойна: стихи и поэмы» ( Советский писатель, Москва , 1960), а в качестве примера клезмерского исполнения его же песню «Басарабье» ( Бессарабия ) в исполнении скрипача Ицхака Перлмана и капеллы Brave Old World ( Itzhak Perlman «In The Fiddler’s House» , with «Brave Old World» klezmer-band, «Bessarabia», трак № 6, компакт-диск, Angel Records, Нью-Йорк , ©1995). Писали дойны также Иосиф Керлер , Зейлик Бардичевер и другие еврейские поэты. В 2009 году дойна была включена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО .

Современным широко признанным мастером исполнения дойн является румынский фольклорист, музыкант и исполнитель традиционных румынских песен .

Этимология

Происхождение слова «дойна» доподлинно неизвестно. Предполагается, что оно имеет индо-европейские корни [ источник не указан 923 дня ] , так как существует латышская литовская народная песня с похожим названием — дайна . В районе Марамуреш слово хорэ/хоре, по-прежнему используется чаще чем дойна; это румынское слово, которое переводится как «плач пастуха» или «тоска пастуха», что может объяснить, почему доины могут быть очень меланхоличными и иметь довольно пронзительные и проникновенные мелодии. Хорэ/хоре не имеет отношения к слову хора , встречающемуся в южной и восточной Румынии, которое может происходить либо от греческого choros, означающего «(круговой) танец», либо (что менее вероятно) от латинского oro/orare, означающего «говорить/молиться».

См. также

Примечания

  1. - Origins of the Popular Style
  2. (неопр.) . Дата обращения: 30 декабря 2022. 30 декабря 2022 года.
  3. (неопр.) . Дата обращения: 30 декабря 2022. 30 декабря 2022 года.

Литература

  • // Большая российская энциклопедия. Том 9. — М. , 2007. — С. 189.
  • // Музыкальная энциклопедия. Том 2. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — Стб. 276—277. — 960 стб.
  • // Музыкальный энциклопедический словарь. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 178. — 672 с.

Same as Дойна