Interested Article - Летопись Земли Молдавской
- 2020-06-16
- 1
Летопись Земли Молдавской ( Летописи Земли Молдавской отколь образовалось государство, о течении годов и о жизни господарей, повествующей от Драгоша-воеводы до Арона-воеводы ; молд. Летописецул Цэрый Молдовей, де кынд с-ау дескэлекат цара ши де курсул анилор ши де вияца домнилор каря скрие де ла Драгош водэ пынэ ла Арон водэ ) — историческая хроника ( летопись ), написанная молдавским боярином Григоре Уреке и описывающая основные исторические события Молдавского княжества на протяжении 235 лет, между правлением господарей Драгоша I и Арона (1359—1594). Летопись была создана в 1642—47 годах и является самой ранней из сохранившихся летописей на румынском языке .
Помимо исторической ценности, «Летопись ...» представляет собой и литературную ценность. Она является образцом эпического жанра, сочетая повествование, описание событий и словесные портреты исторических лиц, и тем самым воссоздавая общую картину средневекового княжества.
История создания
Летопись написана боярином и видным сановником Молдавского княжества Григоре Уреке (ок. 1592 — 1647). Он начал работу над летописью в 1642 г. и, вероятно, работал над ней до самой своей смерти, поскольку летопись является незавершённой . Оригинал текста не сохранился. До настоящего времени дошли 22 списка (переписанные копии), переработанные и аннотированные переписчиками. Самые известные переработчики: Симион Даскэлул (рум. Simion Dascălul) (работал над летописью около 1660-1670 гг.), монах (около 1670-1680 гг.) и приказной писарь (1712). В течение длительного времени летопись существовала лишь в виде манускриптов, впервые будучи издана лишь в XX веке .
«Летопись ...» является первой из серии т.н. «боярских хроник», написанных не монахами или придворными господаря, а представителями просвящённого боярства. Эти летописи написаны независимо от политического заказа и выражают общие настроения крупных землевладельцев. За летописью Уреке последовали труды Мирона Костина , Иоана Некулче , Николая Милеску (Спафария) и других.
Источники
При написании хроники, Григоре Уреке пользовался многочисленными источниками. К внутренним источникам Молдавского княжества относится как полу-легендарная, несохранившаяся «Молдавская летопись» за авторством и, вероятно, другие летописи на славянском или румынском языках. Ссылки на этот источник присутствуют в самой летописи. Её автором считается Евстратий- логофет (?-1646), современник Уреке. Оригинал летописи до наших дней не сохранился. На каком языке была написана летопись -- на румынском или славянском -- также не известно.
К иностранным источникам относится, в первую очередь, « » Марцина Бельского (Краков, 1521). Факт заимствования Григорием Уреке из летописи Бельского подтверждается наличием многочисленных параллельных мест. При этом Уреке использовал польский оригинал -- в его работе сохранается польское произношение личных имён («Пьотру» вместо румынского «Петру», «Жикмонд» вместо «Сигизмунд», «Миколай» вместо «Николае»), титулов («подкоморий», «каштелян»), существуют кальки при переводе с польского и т.д.. То, что отсутствовало во внутренних источниках, Уреке восполнял информацией из "Хроники польской", работой «Atlas sive cosmographicae meditationes» Герарда Меркатора и заметками других историографов той эпохи. Последние годы хроники основаны на воспоминаниях отца, боярина и ворника Нестора Уреке.
Охватываемый период
Летопись начинается с 1359 года, «отколь образовалось государство», и завершается в 1594 году, «когда пришёл Лобода с казачьим войском». Таким образом, хроника охватывает период в 235 лет.
Структура и содержание летописи
Основание государства
Подобно другим средневековым хроникам, «Летопись Земли Молдавской» начинается с информации об основания государства . Уреке повторяет легенду из более ранних летописей, согласно которым первое государственное образование на территории Молдавского княжества было создано венгерским вассалом воеводой Драгошем из Марамуреша . При этом Уреке добавил к ней несколько важных деталей:
Трансильванские пастухи путешествовали по горам со своими стадами и вышли на зверя, называемого bour (зубр). Начав охоту на него в горах вместе со своими собаками они вышли к реке Молдова. Там зверь устал, и они убили его у места, которое сейчас называется Boureni (Боурень). Они основали деревню и на герб страны поместили голову зубра. Собака, которая преследовала зверя, умерла, а так как её звали Молда, они назвали реку Молда, или Молдова, и всю страну тоже назвали по имени реки Молдовой | Umblându păstorii de la Ardeal, ce să chiiamă Maramoroș, în munți cu dobitoacile, au dat de o hiară ce să chiamă buor și după multă goană ce o au gonit-o prin munți cu dulăi, o au scos la șesul apei Moldovei. Acolea fiindu și hiara obosită, au ucis-o la locul unde să chiamă acum Buorénii, daca s-au discălicat sat. Și hierul țării sau pecetea cap de buor să însemnează. Și cățeaoa cu care au gonit fiara acéia au crăpat, pre carea o au chiemat-o Molda, iară apei de pre numele cățélii Moldii, i-au zis Molda, sau cumu-i zic unii, Moldova. Ajijdirea și țării, dipre numele apei i-au pus numele Moldova. | |||
Текст: в
Викитеке
|
Описание событий княжества
Основная часть летописи посвящена описанию внутренних событий княжества, таких как правление господарей, нашествия турок и татар, битвы и междоусобицы. Особенно подробно в летописи описаны годы правления господаря Стефана III и его борьба за независимость от турецкого владычества. В летописи приводится подробный словесный портрет Стефана:
Был этот воевода Стефан человек роста невысокого, вспыльчивый и скорый до пролития невинной крови; много раз на пирах убивал без суда. В прочем же был характера цельного, не ленивый, и мысли его достигали таких пределов, о которых никто не догадывался. В военных делах мастер; при надобности лично шёл в бой и, видя его, не отступались; поэтому в редком бою не побеждал. И где побеждали его другие, там не терял дух, а упав, восставал над победителями. | Fost-au acestu Ștefan vodă om nu mare de statu, mânios și de grabu vărsătoriu de sânge nevinovat; de multe ori la ospéțe omorâea fără județu. Amintrilea era om întreg la fire, neleneșu, și lucrul său îl știia a-l acoperi și unde nu gândiiai, acolo îl aflai. La lucruri de războaie meșter, unde era nevoie însuși se vârâia, ca văzându-l ai săi să nu să indărăpteaze și pentru acéia, raru războiu de nu biruia. Și unde-l biruia alții, nu pierdea nădéjdea, că știindu-să căzut jos, să rădica deasupra biruitorilor. | |||
Текст: в
Викитеке
|
Беспристрастное описание исторических событий и лиц чередуется в летописи с рассуждениями религиозно-нравственного характера о боге, добре, справедливости и т.д.
Космология
Помимо хроники внутренних событий, летопись содержит и некоторые сведения о других странах. Эти сведения изложены в четырёх главах, которые прерывают хронологическое изложение на 1504 году, между описанием смерти господаря Стефана III и правлением его сына Богдана.
В этих главах последовательно описываются Польша ( Речь Посполитая ), Тартария ( Монгольское государство и последующие ханства ), Турция ( Османская империя ) и Венгерская земля ( Трансильвания ). Значительная часть текста является компиляцией автора на основе разных источников, в том числе исторически неточных и устаревших на момент написания летописи. При этом летопись Уреке является первой, в которой читателю даётся общее представление об окружающем Молдавское княжество мире.
См. также
Примечания
- Р. Бутучел, , — Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2014. Вып. 1, — С. 151—157
- Р. Бутучел // Вестник СПбГУ. Сер. 2. — 2014. Вып. 1 — С. 154
- Бутучел Р. от 20 мая 2021 на Wayback Machine // «Вестник Санкт-Петербургского университета. История», 2014
- Загривная Т. А. от 20 мая 2021 на Wayback Machine // Журнал «Человек и образование», 2017
- , с. 11: «Он [Гр. Уреке] написал хронику в конце своей жизни и не закончил ее».
- "Letopisetul Tarii Moldovei pana la Aron Voda (1359-1595)", intocmit de Grigore Ureche Vornicul si Simion Dascalul, editie de Constantin C. Ginrescu. Craiova. 1934,
- .
- Grigore Ureche. Letopisetul Tarii Moldovei. Editie ingrijita, studiu intioductiv, indice si glosar de P. P. Panaitescu. Bucuresti, 2-е изд. - 1958
- Проф. П.П. Панаитеску (см.) соотносит упоминаемую Уреке «молдавскую летопись» с высказываниями Мирона Костина о том, что Евстратий-логофет был «первым историком» («istoricul cel dintâi»), и делает вывод, что работа Евстратия и есть та самая «молдавская летопись».
- , с. 245—247 со ссылкой на , с. 53—54
- .
Литература
- Grigore Ureche. Letopisețul Țării Moldovei. Ediție ingrijită, studiu introductiv, indice și glosar de P. P. Panaitescu. / P. P. Panaitescu. — 1. — București, 1955.
- Ion Constantin Chiţimia. . — Academia R.S.R., 1972. — P. 491.
- Petre P. Panaitescu. Influenţa polonă în opera şi personalitatea cronicarilor Grigore Ureche şi Miron Costin. — Bucureşti: Cultura Naţională, 1925. — (Academia Română. Memoriile secţiunii istorice).
Ссылки
- 2020-06-16
- 1