Радосавлевич, Александр
- 1 year ago
- 0
- 0
Ма́рко Радосавле́вич ( серб. Марко Радосављевић , в монашестве — Арте́мий ; 15 января 1935 , Лелич , Валево — 21 ноября 2020 , Валево ) — лишённый сана и монашества епископ Сербской православной церкви , бывший епископ Рашско-Призренский (1991—2010), патролог , специалист по Максиму Исповеднику . Именовал себя главой « » .
Родился 15 января 1935 года в Леличе близ Валева в семье Веселина и Косаны. Ещё школьником выказывал интерес к народной литературе. Учил наизусть и многие страницы Священного Писания, и многочисленные богослужебные песнопения, и другие священные тексты. Во время Второй мировой войны с примерными успехами завершил начальную школу в родном Леличе .
На его жизненное определение всего повлияли образы и впечатления, вынесенные в раннем детстве с богослужений и церковных праздников, на которые он ходил вместе с родителями .
Успешно окончив Низшую гимназию в Валеве , Марко, по желанию родителей и благословению архимандрита Иустина (Поповича) поступил в Православную семинарию Святого Саввы в Белграде .
В 1960 году поступил на Православный богословский факультет Белградского университета . 20 ноября того же года в монастыре Челие , архимандритом Иустином (Поповичем) был пострижен в монашество с именем Артемий в честь великомученика Артемия . (по другим данным принял монашество 23 июня 1959 года день памяти преподобного Петра Коришского, чьи мощи хранились когда-то в Чернорецкой обители; возможно это дата его пострижения в рясофор ).
В 1964 году по окончании богословского факультета рукоположён в сан иеродиакона епископом Шабацко-Валевским Иоанном (Велимировичем) и по решению Святейшего Архиерейского Синода СПЦ направлен в Монастырь Крка преподавателем вновь открытой Семинарии Трёх Святителей .
На Михайлов день 1964 года в Монастыре Крка епископом Далматинским Стефаном (Боцей) был рукоположён в сан иеромонаха .
В 1968 году он поехал для прохождения аспирантуры сначала в Париж, затем поступил на богословский факультет Афинского университета , который окончил, защитив докторскую диссертацию на тему «Тайна спасения по святому Максиму Исповеднику » ( греч. «Τὸ Μυστήριον τῆς Σωτηρίας κατὰ τὸν Ἅγιον Μάξιμον τὸν Ὁμολογητήν»)
По возвращении из Греции в 1977 году он был назначен профессором Семинарии святых Кирилла и Мефодия в Призрене .
В июне 1978 года он оставил преподавание в Призренской семинарии и отправился в Свято-архангельскую обитель преподобного Иоанникия Девичского на Чёрной Реке , где находятся святые и нетленные мощи преподобного Петра Коришского. Много потрудился для восстановления запустелого монастыря из руин. На ослике перевозил по горной тропе строительные материалы. Иеромонаху Артемию удавалось одному выполнять некоторые работы, требующие и больше рук и больше строительного умения. При этом он не оставлял и не сокращал монашеское правило .
В мае 1991 года Архиерейским собором Сербской православной церкви был избран епископом Рашско-Призренским и Косовско-Метохийским . 23 июня в Печском патриаршем монастыре состоялась его епископская хиротония .
13 февраля 2010 года Священный синод Сербской православной церкви принял решение приступить к процедуре определения канонической ответственности епископа Артемия за финансовую ситуацию в Рашско-Призренской епархии и освободить его от управления епархией до завершения этой процедуры. 4 мая 2010 года Архиерейский собор Сербской православной церкви большинством голосов почислил епископа Артемия на покой . Как сообщала сербская газета « Политика », решение о почислении Артемия на покой далось Архиерейскому собору с большим трудом. Среди его участников были как сторонники резких решений относительно владыки, так и иерархи, придерживающиеся мнения, что Священный синод не имел полномочий для отстранения епископа от управления кафедрой .
В ноябре 2010 года Артемий предпринял неудачную попытку захвата власти в Рашко-Призренской епархии, носившую характер авантюры, заведомо обречённой на провал, за что 19 ноября на Архиерейском соборе Сербской православной церкви лишён сана и возвращён в чин монахов . Многократно заявлял, что решение лишить его епископского сана оценивает как неканоническое и не имеющее веса, как и предшествующие решения церковных властей, принятые по его делу, а свою Рашско-Призренскую епархию рассматривает как неканонически узурпированную .
16 февраля 2011 года Синод Сербской церкви направил уведомления о лишении Артемия сана главам Поместных православных церквей , а 14 апреля принял решение опубликовать полученные ответы от предстоятелей Поместных церквей .
В связи с вероятностью его отлучения от Церкви в мае 2011 года заявил, что не признает этого решения .
В июне 2011 года получил предложение присоединиться к греческому «хризостомовскому» старостильному Синоду и возглавить принадлежащие этой юрисдикции приходы в Сербии .
Сторонники епископа Артемия быстро распространились по территории Сербии, и его юрисдикция стала крупнейшей и наиболее влиятельной юрисдикцией неканонического православия в стране. К середине 2013 года действовали несколько храмов (в Люляциме, Ариле), в 15 местах в Сербии, а также в нескольких приходах в Косове , проводятся регулярные богослужения. Всего под юрисдикцией епископа Артемия находятся более трёх десятков священников.
28 мая 2015 года Архиерейский собор Сербского патриархата предъявил монаху Артемию ультиматум о покаянии и возвращении в лоно канонической церкви, в противном случае пригрозив усилить канонические прещения . Артемий с этим не согласился , тогда Собор принял решение об отлучении от церкви .
В течение 2017 года в его отношении шёл судебный процесс в связи с растратой церковного имущества .