Interested Article - Сетов, Иосиф Яковлевич


- 2020-06-28
- 1
Иосиф Яковлевич Сетов (настоящая фамилия Сетгофер-Сетгоф ; 1826 (в некоторых источниках ошибочно указан 1835 год) , Москва — 26 декабря 1893 ( 7 января 1894 ) , Киев ) — оперный певец ( тенор ), режиссёр, антрепренёр.
Биография
Родился в Москве в 1826 году в семье выходцев из Венгрии .
Окончив юридический факультет Московского университета , определился чиновником Министерства народного просвещения . Однако вскоре покинул Москву, уехав в Санкт-Петербург, и там стал обучаться игре на виолончели , педагог — Гросс . Отправился в Европу, где продолжил образование. В 1846 году изучал архитектуру в Париже . Начал серьёзно заниматься вокалом: в Неаполе (педагоги Дж. Меркаданте , П. Гульельми , П. Романи), во Флоренции (педагог) и в Париже (педагог). Познакомился с певцами Ж. Дюпре , Дж. Рубини .
В 1854 году дебютировал на оперной сцене в итальянском городе Ареццо и через какое-то время успешно выступал во Флоренции, Ливорно, Милане, Париже, Тунисе в различных оперных партиях, а кроме того исполнял и собственные произведения.
Вернулся в Россию и продолжил вокальную карьеру, дебютировав 20 сентября 1855 года в партии Сэра Эдгара Равенсвуда в опере Г. Доницетти « Лючия ди Ламмермур » в Петербургской императорской труппе ( Мариинский театр ). На этой сцене он проработал до 1864 года, когда переехал в Москву, где в 1864—1868 годах был солистом московского императорского Большого театра , а с 1865 года, помимо артистической деятельности в Большом театре, начал режиссёрскую . В Большом театре И. Я. Сетов прослужил до 1868 года, а в 1868—1872 — режиссёр петербургского Мариинского театра .
Владел увеселительными садами « » и « » в Новой Деревне . Завершив вокальную деятельность и уволившись из системы императорских театров , И.Сетов начал заниматься предпринимательством и открыл собственную антрепризу в Киеве, где ставились оперы и оперетты — в столицах существовала монополия Императорских театров, отмененная лишь в 1882 году. Первая антреприза существовала в 1874—1883, потом он перестал набирать постоянную труппу и, арендовав в 1886 году городской театр (ныне там находится Национальный театр русской драмы имени Леси Украинки ), приглашал гастролеров ; через некоторое время продолжил эту работу с постоянной труппой: в 1892—1893 как антрепренёр и режиссёр Киевского городского театра. Туда, в Киев , он и переселился. В летние месяцы, когда императорские театры уходили на отдых, антреприза Сетова гастролировала в Москве и Петербурге, а кроме того выезжала на гастроли в Одессу. Именно благодаря антрепренёрской деятельности Сетова впервые взошли на сцену многие музыкальные постановки. Впервые в Киеве поставил оперы «Опричник» Чайковского (1874) и «Хованщина» М. Мусоргского (1892) . И. Я. Сетов очень скрупулёзно отбирал актёров для своей труппы, чем сформировал её высокий уровень. Пружанский А. М. пишет: «Эти постановки отличались слаженным ансамблем певцов (…), хора и балета» . Высокий уровень постановок и исполнительского искусства вывел антрепризу Сетова на очень высокий уровень . Там начинали свою творческую деятельность многие молодые талантливые певцы. Как антрепренёр И.Я Сетов сыграл огромную роль в истории русской провинциальной оперной сцены .
У И. Я. Сетова работали: театральный режиссёр А. А. Яблочкин , дирижёр и хормейстер И. К. Альтани , певцы Е. А. Лавровская , А. Ляров , Е. П. Кадмина , Д. А. Орлов , Ф. И. Стравинский , Л. Люценко , Ю. Я. Махина , А. Г. Меньшикова , , В. М. Зарудная , П. П. Фигуров , Л. Д. Донской , Е. Г. Азерская , А. И. Бреви , М. Е. Медведев , Л. М. Клементьев , В. П. Шкафер .
У Сетова брали уроки пения или готовили партии под его руководством , , А. Городцов , .
Преподавал в Петербурге, затем в Московской консерватории (1866—1868; профессор пения и декламации), затем — в Петербургском театральном училище.
Был женат на , бывшей цирковой артистке.
Архивные материалы И. Я. Сетова за 1863—1874 года имеются в РГАЛИ (Ф. 946, 3 ед. хр.).
Умер в Киеве 26 декабря 1893 ( 7 января 1894 ) года. Похоронен в некрополе Аскольдовой могилы .
Исполнительская деятельность
Пружанский А. М. пишет о певце:
Обладал небольшим голосом несколько гортанного, сдавленного звучания, в среднем регистре менее звучного, чем в верхнем (зарубеж. критики сравнивали его голос с голосом Н. Иванова). Обладал высокой вокальной и муз. культурой, ярким сцен. дарованием. Пришёл на рус. оперную сцену как представитель итальянского стиля пения. Исполнение страдало ложной аффектацией и напряженностью, со временем приобрело тонкость, глубину, благородство простоты.
— Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь.
В концертных выступлениях пел п/у К. Н. Лядова , Э. Ф. Направника , .
Среди исполненных оперных партий:
- 1855 — « Лукреция Борджиа » Г. Доницетти — Дженнаро (впервые в Петербурге)
- 1857 — « Фенелла, или Немая из Портичи » Д. Обера — Мазаниелло (некоторые музыковеды полагают, что это было первое исполнение данной партии в Петербурге ; однако многие источники утверждают, что опера уже ставилась там в начале 1830-х, а партию Мазаниелло, правда, перезванного по политическим причинам в Фиорелло исполнял К.Голланд )
- 1857 — « » Ф. Флотова — Дон Себастьян
- 1867 — « » А. Рубинштейна — Ваня
- 1859 — « » О. Николаи — Фентон
- 1859 — « Трубадур » Дж. Верди — Манрико
- 1859 — « Мазепа » Б. Фитингофа-Шеля — Мазепа (первый исполнитель; в 1866 году исполнил ту же партию в императорском Большом театре, став также первым исполнителем партии на этой сцене )
- 1860 — « » О. И. Дютша — Георгий (первый исполнитель)
- 1860 — « » («Густав III, или Бал-маскарад») Д. Обера — Граф Гектор Гонзаго
- 1862 — « Гугеноты » Дж. Мейербера — Рауль де Нанжи
- 1863 — « Юдифь » А. Серова — Ахиор (первый исполнитель; в 1865 году исполнил ту же партию в императорском Большом театре, став также первым исполнителем партии на этой сцене )
- 1865 — « Жидовка » Ж. Ф. Галеви — Элеазар (впервые в Большом театре; до того в 1859 исполнял на других сценах )
- 1867 — « Торжество Вакха » А. Даргомыжского — 1-й грек (первый исполнитель)
- « Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине » Д. Обера — Фра-Дьяволо
- « Роберт-Дьявол » Дж. Мейербера — Роберт
- « Пуритане » В. Беллини — Артур
- « Сомнамбула » В. Беллини — Эльвино
- « » Ф. Флотова — Алессандро
- « » Ф. Флотова — Лионель
Среди партнёров по оперной сцене: , В. Л. Бианки , А. А. Булахова , В. И. Васильев , П. И. Гумбин , , , Л. И. Леонов , Д. М. Леонова , Майкова-Попова, О. А. Петров .
Режиссёрская деятельность
- 1878 — « » Л. Малашкина ( императорская сцена , первая постановка)
- « Каменный гость » А. Даргомыжского ( императорская сцена )
- « Фауст » Ш. Гуно ( императорская сцена )
- 1874 — « » С. Монюшко (на рус. яз., впервые в Киеве)
- 1874 — « Опричник » П. Чайковского (на премьере присутствовал композитор, впервые в Киеве)
- 1875 — « Лючия ди Ламмермур » Г. Доницетти (в Киеве)
- 1876 — « Аида » Дж. Верди (на рус. яз., в Киеве)
- 1878 — « » Дж. Мейербера (на рус. яз., в Киеве)
- 1879 — « Мазепа » П. Чайковского (в Киеве)
- 1879 — « Фенелла, или Немая из Портичи » Д. Обера (на рус. яз., в Киеве)
- 1879 — « Рогнеда » А. Серова (в собственной антрепризе)
- 1882 — « Тангейзер » Р. Вагнера (в Киеве; вторая постановка в 1893)
- 1892 — « Хованщина » М. Мусоргского (в Киеве)
- 1892 — «Черноморцы» Н. Лысенко (в Киеве)
- 1893 — « Алеко » С. В. Рахманинова (в Киеве)
- 1893 — « Паяцы » Р. Леонкавалло (в Киеве)
- « Жизнь за царя » М. Глинки (в собственной антрепризе)
- « Фауст » Ш. Гуно (в собственной антрепризе)
- « Гугеноты » Дж. Мейербера (в собственной антрепризе)
- « Трубадур » Дж. Верди (в собственной антрепризе)
- « » Г. Доницетти (в собственной антрепризе)
Композиторская деятельность
Автор небольших пьес и романсов, с которыми выступал ещё со времен работы в Неаполе (1854).
Романсы:
- на сл. А. Козлова: «Звезда» («Ты унеслась, моя звезда»), «Звездочка» («Ярко светит звездочка»), «Милой» («Поверь мне»), «Надежды нет», «Напрасно» («Много чувства в груди»), «Улыбнись, красна девица»
- на сл. М. Лермонтова : «Не женися, молодец» («Черкесская песнь»), «Я говорил тебе» («Не смейся над моей пророческой тоской»);
- на сл. Н. Куликова: «Песнь бандита» («Пустынник добровольный»), «Терпела, страдала», «Ты моя», «Ты радостью земли была»;
- на сл. А. Кольцова : «Так и рвется душа».
Примечания
- ↑ Сетов Иосиф Яковлевич // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008.
- ↑ Сетов Иосиф Яковлевич // Вокально-энциклопедический словарь: Биобиблиография : в 5 т. / М. С. Агин . — М. , 1991—1994.
- ↑ (неопр.) . Дата обращения: 3 марта 2011. 4 марта 2016 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 3 марта 2011. 17 ноября 2011 года.
- Сетов, Иосиф Яковлевич // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М. : Бизнессофт, ИДДК, 2007.
- Зарудная Варвара Михайловна // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008.
- Фигуров Пётр Павлович // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008.
- (неопр.) . Дата обращения: 3 марта 2011. 26 декабря 2010 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 3 марта 2011. 13 декабря 2010 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 3 марта 2011. 25 декабря 2010 года.
Литература
- Сетов Иосиф Яковлевич // Всемирная иллюстрация : журнал. — 1894. — Т. 51 , № 1304 . — С. 67 .
Ссылки

- 2020-06-28
- 1