Interested Article - Алимкул

Мулла Алимкул ( чагат. ملا على قلي حسن بى اوغلى ‎ , кирг. Алымкул Асан бий уулу , узб. Alimqul Hasan oʻgʻli ; 1831 / 1832 , Бучун-Биткан, Кокандское ханство 10 мая 1865 , Ташкент ) — фактический правитель Кокандского ханства (1863—1865) и полководец , главнокомандующий кокандскими войсками (амир-и лашкар) .

Семья и происхождение

Алимкул родился около 1832/1833 годов в Бучун-Биткане вблизи Коканда , в Нойгутской волости. Его отцом был Хасан-бий (Асан-бий) из рода киргиз-кыпчак, а матерью Шахрбану Биби. Они с прибылью занимались покупкой и хранением овец, крупного скота и лошадей, для последующей перепродажи .

Его « жети ата », то есть родословная, выглядит следующим образом :
1. Асан-бий
2. Эркул
3. Жамгырчы
4. Калыгул
5. Эркесары
6. Кенесары
7. Шырдакбек

Образование Алимкула

Когда Алимкулу было два года, умер его отец Хасан-бий, оставив жену с двумя маленькими детьми. До шести или семи лет (1839/1840) Алимкула воспитывал в Бучун-Биткане мулла Даст Ахунд, старший брат его матери. После того, как Алимкул научился читать и писать, он переехал в Андижан и год или два учился в медресе Ак-Масджид.

В 1841/1842 годах он поехал в Коканд учиться у Махдума Хаджи Раиса и в результате овладел знаниями и письмом. В то время Алимкулу было около восемнадцати лет. Тогда Тагайкул-датка, муж его сестры, обучил его военному искусству.

При Малла-хане

В 1858 году Малла-бек устроил мятеж, Худояр-хан узнал об этом, однако Малла успел сбежать Уч-Курган . Там он смог привлечь на свою сторону всех кочевников: киргизов, кыпчаков, тюрков, каракалпаков, племя чонгбагыш и калмыков. Произошла битва при Саманчи; во время битвы измена правителя Аблыка заставила войско хана подумать, что все кыпчаки на стороне врагов, и всё войско ринулось в бегство. Худояр ушёл в Коканд и оттуда бежал в Бухару , а на престол вступил Малла-хан .

Он составил заговор, об этом сообщили хану, но Малла-хан смог бежать к киргизам Уч-Кургана и укрыться в горах. Киргизы, к которым бежал Малла-хан, поддержали его и в союзе с кыпчаками, подняли других кочевников — тюрков, каракалпаков, чонгбагышей и калмаков. Малла-хан заняв трон, передал все государственные дела кочевникам. Автор кокандской хроники «Та'рих-и Шахрухи»

Алимкул привлёк крупнейшее племя среди андижанских киргизов кыргыз-кыпчак на сторону Малла-бека и помог ему отобрать трон. Став ханом, Малла-хан вознаградил Алимкула важными постами в государстве.

Осенью 1860 года Малла-хан отправился в поход на Джизак и взял Ура-Тюбе в 70-80-дневную осаду. Бухарцы направились на помощь ура-тюбинцам, Малла-хан отступил в Коканд. В начале зимы 1861 года 18-тысячная бухарская армия была разгромлена Алимкулом близ Ура-Тюбе, успешно применившим в сражении линейную тактику .

Противостояние с Худояром

Став ханом, Малла-хан злобствовал на всех и на всё, когда пришла весть о том, что Худояр получил поддержку от эмира. Среди народной массы шли ссоры из кыпчакских земель: служилый люд поносил хана за его возрастающую строгость, за постоянные походы и за желание сражаться с новыми врагами, русскими. В первых числах марта 1862 года Малла-хан был убит во время дворцового переворота. На следующий день ханом был провозглашён Шахмурад-хан .

В Ташкенте Кана’ат-шах таджик оповестил Худояра о падении Малла-хана, Худояр прибыл в Ташкент и был провозглашён ханом. Когда Худояр подошёл к Коканду, народ открыл ворота своему прежнему хану. Алимкул бежал из Коканда через наманганские ворота и потянул к Андижану .

Обрадованный успехом Худояр позабыл, а может и не имел возможности распорядиться погоней за Алимкулом. Благодаря этому, около Алимкула беспрепятственно собралось несколько тысяч воинов. Войска Алимкула и Сарымсак-бая (киргизского наймана) направились к Асаке, тогда Худояр собрал военные силы и двинулся на мятежников. Они сошлись на Асаке, нукеры Худояра пошли в атаку, но Алимкул ответил контратакой и большая часть ханских войск была обращена им в бегство.

Около кишлака Кува Худояр-хан с остатками был со всех сторон окружён войсками Алимкула, на скорую руку построил из арб вагенбург в ожидании помощи. Помощь пришла через 2-4 дня в лице Султан Мурад-бека, собравшего в Коканде сипаев и присоединился с ними к брату, однако Мурад-бек сам попал в осадное положение. За прошедшие дни Алимкул успел усилиться за счёт прибывавших к нему кыпчаков. Так прошло около месяца, осаждённые терпели голод .

Тем временем бухарский эмир Музаффар заняв Коканд. Эмир собрал кокандскую знать в одну из главных мечетей столицы и очень долго говорил собравшимся о том, что он друг и покровитель их народа, а в то же самое время его войска бросились грабить беззащитный город. Алимкул всё ещё держал Худояр-хана и Султан Мурад-бека в осаде, делая постоянные набеги на Маргилан . Получив сведения о силах Алимкула и начиная уже опасаться за самого себя, эмир Музаффар бросил Коканд и стал отступать к Ура-Тюбе.

Вслед за уходом эмира, Алимкул вообразил себя безусловными победителем и занял Коканд, уведя сюда из Кувы все свои войска, состоявшие исключительно из киргизов и кыпчаков. Освободившись таким образом, Худояр-хан прибыл в Маргилан и стал собирать войско.

Клевреты Худояра стали запугивать народъ (сартовъ) Алимкуломъ съ его киргизами и кипчаками; они стращали сартовъ тѣмъ, что если Алимъ-Кулъ удержится въ столицѣ, то времена Мусульманкула могутъ вернуться и еще, пожалуй, въ новомъ, худшемъ видѣ. Сарты сначала призадумались, а затѣмъ взялись за ножи и дубины и начали избивать тѣхъ кипчаковъ и киргизовъ, которые пришли сюда из Кувы. Алимъ-Кулъ оказался вынужден бросить Кокандъ, который тотчасъ же былъ занятъ Худояр-ханомъ В. П. Наливкин

В течении 16 дней об Алимкуле, кыпчаках и киргизах не было никакого слуха. Затем хану донесли, что Алимкул бродит возле Андижана, а Сарымсак-бай между Наманганом и Касаном . Против последнего были высланы Туре-хан и Махмуд-ходжа, за Наманганом Сарымсак-бай был разбит. Туре-хан двинулся дальше с целью преследования, но около Касана наткнулся на засаду и был убит. Кыпчаки и киргизы заняли Касан, а Махмуд-ходжа бежал к Тюря-Курган . Затем киргизы и кыпчаки взяли Наманган, Тюря-Курган, Чуст и все ближайшие к ним селения.

В это же время, по настоянию Алимкула, поднялись исфаринские и сохские киргизы. Худояр-хан растерялся и послал к эмиру за помощью.

Минг-бай кыпчак осадил Чартак . Хан послал против него четырёх пансатов, но они были разбиты. Алимкул держал в осаде Андижан. Около Андижана Рустем-хан-ходжа был провозглашён ханом. Осаждённые Алимкулом андижанцы шлют к Худояру просьбу за просьбою: прогнать Алимкула или вступить с ним в какие либо соглашения, ибо дальше держаться они не в состоянии.

Хан гонит посланных, ровно ничего не предпринимая для освобождения Андижана и шлёт свою мать к эмиру Бухары с подарками и просьбой о помощи. Эмир милостиво принимает шкатулку с золотом и несколько десятков лошадей, отпускает старуху ни с чем. Андижан сдаётся Алимкулу. Вслед за этим в его же руки переходит Наманган, а за ним и весь правый берег Сырдарьи .

Алимкул идёт на Маргилан и осаждает его. Худояр снова шлёт свою мать к эмиру за помощью, она валится эмиру Музаффару в ноги и тогда только он шлёт войска. После шестидесяти дневной осады, маргиланская знать собралась на совет и решила сдать город Алимкулу. Мирза Ахмад просил подождать ещё три четыре дня, рассчитывая на помощь из Бухары, но народ, не исключая женщин, собрался и начал кричать: «Мы не можем больше терпеть! Бей ханских солдатов!». В Маргилане произошло страшное побоище между народом и ханскими солдатами, после чего сюда совершенно беспрепятственно вошёл Алимкул, захвативший таким образом в свои руки большую часть Ферганской долины.

Заняв Маргилан, он двинулся на Коканд, в который успели войти бухарские войска. В самый разгар осады Алимкулу дали знать о том, что сам эмир Бухары недалеко от столицы, куда он идёт на выручку Худояр-хана.

Алимкул усомнился в своих силах и отступил в Яр-Мазар. Лишь на 12-й день после своего прибытия в Коканд, эмир двинулся на Алимкула, который ушёл тем временем в горы. Из Яр-Мазара против киргизов и кыпчаков был послан отряд. Алимкул разбил его, но из осторожности не преследовал.

Простояв некоторое время в Яр-Мазаре, эмир вернулся в Коканд, а вслед за ним Алимкул снова спустился с гор и занял Карасу . Музаффар отправил к нему послов с увещаниями, но Алимкул в ответ на предложение эмира стал ругать Худояр-хана, пересчитал все его грешки и заявил, что такому хану он не подчинится и будет воевать с ним до конца.

Эмир снова выступил в Коканд, пришёл к Мингтепа и снова отправил к Алимкулу своих парламентёров, которые опять таки ни к каким соглашениям не пришли. Тогда эмир пришёл к такому выводу, что с Алимкулом ничего не поделаешь, что надо ждать удобного случая, а пока идти в Коканд. Здесь он собрал своих приближённых на совет. На этом совете было решено оставить Кокандское ханство за эмиром, а Худояра назначить хакимом Ташкента .

Регентство Алимкула

Затем, опасаясь оставаться далее в Коканде, эмир вывел свои войска в Ир-Мечеть под предлогом похода на Наманган. Отсюда совершенно неожиданно для всех он проследовал в Беш-Арык и далее через Худжанда в Самарканд . В это же время в Намангане проживал несовершеннолетний сын Малла-хана — Султан-Сеид . Узнав об изгнании Худояра и ухода эмира из Коканда, Алимкул вызвал к себе Султан-Сеида в Карасу и провозгласил его здесь ханом. Это произошло во второй половине июля 1863 года .

Алимкул выслал мать Худояр-хана и его гарем из Коканда в Ташкент к Худояр-хану со словами: «Если ты пришёл за своей семьёй, забирай, уезжай в Бухару и не приходи больше в Коканд!». В июне/июле 1863 года войсками Алимкула, под предводительством Минг-бай кыпчака были разбиты каракалпаки , был взят Худжанд , а мангыты находившиеся в городе бежали в Бухару .

Киргизский манап Байтик Канаев сообщал Колпаковскому в одном из писем 1863 года, что на престоле находится 12-летний Султан-Саид, хотя вместо него фактически управляет ханством Мулла Алимкул — «дикокаменный киргиз». В эти годы роль киргизов в Кокандском ханстве возросла, что казахский бий Турзат-Ногай говорил в 1864 году верненскому уставу: «Кокандом управляют кара-киргизы, кыпчаки и адыгине, сарты же положительно присмирели» .

Верховным правителем в Кокандском ханстве считался хан, личная власть правителя во многом была номинальной, символичной. В XIX в. она, максимально усилившись при Алим-хане , была постепенно сведена на нет, особенно в период регентства Алимкула .

Война с Российской империей

Летом 1864 года Алимкул командовал гарнизоном кокандских войск в Чимкенте , к которому подошли войска полковника М. Г. Черняева . 16 июля он попробовал вести переговоры, что было отвергнуто. 24 июля 15-18-тысячные силы кокандцев окружили противника, занятого рекогносцировкой , но были легко отогнаны артиллерийским огнём, потеряв до 400 человек убитыми (с российской стороны оказалось лишь трое легкораненых).

Всемогущий Боже, рабу своему не давай печалиться! От неверных много войска пришло. Если от Тебя не будет помощи, то что я тут поделаю? Неверные захватили мой город и тем нанесли бесчестье. Как же снести обиду? Твоя имя — Милосердный, твоё имя — Единый. Творец, подай помощи! Так Алимкул обращался к Богу во время мольбы о предстоящей войне с Россией

Через месяц Черняев, произведённый в генералы, взял город после трёх суток батарейной борьбы и всего получасового штурма. Заметную роль сыграл переход казахов на российскую сторону из-за жестокой казни Байзак-бия (из-за предательства последнего, Алимкул велел привязать его к пушке и выстрелить из пушки). Большая часть 10-тысячного кокандского гарнизона в ходе битвы также бежала, хотя противник располагал лишь 3-тысячной армией .

После неудачного штурма Ташкента Черняевым 1 октября 1864 года, Алимкул вместе с Султаном Саидом отправились к Туркестану , чтобы напасть на его казачий гарнизон. 3 декабря в местности Икан кокандцы встретились с отрядом есаула Серова из 114 человек. Перед более чем 10-тысячным войском Алимкула уральские казаки вынуждены были отступить к Туркестану, безвозвратно потеряв 60 человек, не считая пленных . Вместе с тем Иканское сражение показало очевидную слабость кокандской армии, не сумевшей реализовать почти 100-кратное преимущество в силе: окружённый со всех сторон противник отбивался вплоть до 6 декабря, а затем сумел вырваться . Кокандцы потеряли убитыми 90 главных военачальников и более 2 000 пехоты и кавалерии. Нескольким пленным Алимкул предложил принять ислам , а после их отказа — велел казнить [ источник не указан 3783 дня ] .

На исходе 1864 года через купца Мухамада Сайида Черняеву было отправлено предложение мирного договора, однако российский генерал отверг его .

В конце апреля 1865 года М. Г. Черняев начал новый поход на Ташкент . Получив известие о российском наступлении, Алимкул наскоро подготавливает регулярную армию к защите города. Одновременно Султан Саид провозглашает общий газават , и к войску примыкают ферганские гази — добровольные борцы за веру. 5 мая силы кокандцев отправились к Ташкенту и добрались до него через два дня.

Передай от меня поклон Черняеву. Мы люди кокандские, если встретимся, дело наше будет разом покончено. В заносчивых словах нет надобности, в конце концов хоть и ломится наша сила, но я от истинной веры не отступлюсь и о подчинении не заикнусь. Если буду убит, душа моя вселится в рай. Свою истинную веру я не продам, а паду, так сделаюсь шахидом. Я полагаюсь на дело Бога. Если же я, боясь битвы, подчинюсь, то какой ответ дам Мухаммеду? Посланники, передайте мой привет! Ответ Алимкула послам Черняева о подчинении

7 мая М. Г. Черняев направил к каналу Салар , который протекал недалеко от тогдашней восточной границы города, небольшой отряд (две роты солдат и одна пушка) для рекогносцировки . Вечером того же дня Алимкул собрал военный совет. Под его началом защитники Ташкента заняли оборону на канале Дархан . Спешившись, Алимкул бегал по полю боя и подбадривал кокандцев на борьбу. Начатая интенсивной перестрелкой, стычка привела к отступлению россиян до их лагеря в местности Шур-тепе при слиянии каналов Карасу и Кичкина-Карасу .

Да будет невредимо мусульманское войско, да будет этот день последним для неверных, потому что мы выступили на священную войну. Подай помощь, царь храбрых! В душе у меня Бог и в сердце – Бог, Бог, Бог! Кроме тебя нет у нас другого Бога. Клянусь Богом и призываю его! Все святые, подайте помощь! Мы пришли сюда для священной войны, тяжело стало мусульманам. Неверные объявились здесь. Мусульманам окажите помощь! Да будут мусульмане свободны, да будет благоденствовать вера мусульманская! Я молился Богу. Много мусульман унизилось перед чужеверцами, но разве окончательно помещено исламом? Пусть огорчение уйдет из нашего сердца. Перед иноверцами увы унизилась наша Ташкентская земля! Речь Алимкула в одной из последних своих битв

Воодушевлённые победой, войска и ополчение Алимкула напали на сам лагерь. Имея перевес в силах, полководец рассчитывал окружить противника, но переоценил численность людей под своим командованием, и охват создать не удалось. Вновь завязалась интенсивная артиллерийская перестрелка, перешедшая в рукопашный бой. Здесь обнаружил себя невысокий моральный дух «борцов за веру»: они массово обратились в бегство. Алимкул, пытавшийся организовать отпор атаке российской конницы, получил тяжелое ранение в живот. Полководец отпустил оставшихся на поле битвы газиев, делая ставку на регулярное войско и одновременно стягивая вместе всю артиллерию (36 орудий). Согласно некоторым данным, кокандцам удалось начать контратаку, но так или иначе сражение окончилось их отступлением. Лишь небольшая часть разгромленного войска вернулась в Ташкент; командующего несли на руках . Рана Алимкула оказалась смертельной, и 10 мая 1865 года он скончался .

Не говорите обо мне: "ах, он умер". Из-за меня не удручайтесь печалью! Пока головы наши не разлучатся с телом, сражайтесь с неверными, веры из рук не выпускайте. Кипчаки, киргизы, держитесь вместе! Если неверные возьмут Ташкент, то как раз и ваш час настанет. Не разглашайте, что я умер, не радуйте этим врагов. Словами о моей смерти не расстраивайте моего города. Как только неверные возьмут Ташкент, вы не будете иметь покоя дома. И вот причина, почему вы не будете иметь покоя: станут брать с вас почтовые деньги, возьмут гильдейские пошлины, будут взимать внутренние повинности, на содержание нарочных и ямщиков. Как возьмут неверные эту страну, случится вот что: осёл обгонит боевого коня, воробей превзойдёт сокола, зайка забьёт краснобая, истинные герои станут позади тех, которые расслабленными лежат в постели, сартская чернь опередит благочестивых ишанов. Слова Алимкула перед смертью

Должности и титулы

За свою военную карьеру Алимкул успел занять различные военные и административные чины, должности и звания, а также титулы, такие как :

  • мирахур — среднее административное звание. Мирахур получал в год 3-5 тилей (15-25 рупий) деньгами, 60 чараков зерна, а цена жалуемого халата составляла 5-6 тилей (25-30 рупий). Алимкул занимал это звание в 1858—1859 годах.
  • пансад-баши — капитан кавалерии; пятисотник, мог командовать также частью в 1000 человек. Пансад-баши в год получал 60 тилей (300 рупий) деньгами, 300 чараков зерна продуктами, а цена жалуемого халата составляла 70 тилей (350 рупий). Алимкул был капитаном кавалерии в 1858—1859 годах.
  • ишик агаси — главный административный чиновник в округе. Ишик-агаси в год получал 100 тилей (500 рупий) деньгами, 500 чараков зерна продуктами, а цена жалуемого халата составляла 100 тилей (500 рупий). Алимкул занимал этот чин в 1858, 1861—1862 годах.
  • зинбар-дар-и — ханский слуга. Аналогичные чины были в России — конюший , в Германии — шталмейстер , во Франции — коннетабль , в Англии — лорд-констебль . Зинбар-дар-и в год получал 50 тилей (350 рупий) в деньгах, 300 чараков зерна продуктами, а цена жалуемого халата составляла 60 тилей (300 рупий). Алимкул занимал эту должность с 1858 по 1860 годы.
  • амир-и лашкар — главнокомандующий в Кокандском ханстве. Амир-и лашкар в год получал 5000 танга (1250 рупий), 2000 чараков зерна, а цена жалуемого халата составляла 250 тилей (1250 рупий). Должность амир-и лашкара существовала во время крупных военных предприятий. Только в период своего регентства Алимкул занимал эту должность постоянно. Алимкул носил эту должность в 1860, 1863—1865 годах.
  • токсоба — адъютант; начальник подразделения, имевшего собственное знамя. Токсоба в год получал от 20 до 40 тилей (от 200 до 400 рупий) деньгами, от 100 до 200 чараков зерна, а цена жалуемого халата составляла от 20 до 50 тилей (от 200 до 500 рупий). Токсоба также получал золотой посох в знак достоинства. Алимкул был токсобой в 1860—1861 годах.
  • лашкар-баши — главнокомандующий. Алимкул занимал эту должность в 1862 году.
  • амир ал-умара — буквально переводится как «эмир над эмирами». За всю историю Кокандского ханства только 3 человека носили этот титул: Умар-хан , Алимкул и Мусульманкул. Алимкул титуловался этим титулом с 1863 года.

Также Алимкул был наместником таких городов, как: Андижан, Маргилан, Чуст, Шахрихан. А городом Коканд номинально правил Султан Сеид-хан , фактически же, власть принадлежала Алимкулу.

Личность

  • Казахстанский историк Т. К. Бейсембиев дал следующую оценку личности Алимкула: «Алимкул происходил из киргиз-кыпчаков Ферганской долины. Он получил хорошее для своего времени мусульманское образование в медресе Андижана и Коканда. Его возвышение на местной политической арене происходило в последний период существования ханства, ознаменовавшегося междоусобицей и усилением влияния в ханстве кочевых племён Ферганской долины. Алимкул последовательно становился правителем нескольких городов. Будучи вовлечённым в борьбу за власть между разными претендентами на кокандский престол, Алимкул, опираясь на своих сторонников, в 1863 году сумел изгнать из Ферганы Худояр-хана. Сам Алимкул, не принадлежавший к кокандскому правящему клану, не мог занять кокандский трон и возвёл в правители Султан Сеид-хана, а сам стал управлять страной от его имени, заняв высшую должность амир-и лашкар. Алимкул скончался в мае 1865 года от ран, полученных во время сражения с русскими войсками, которым уже в июне удалось захватить Ташкент.»
  • Биограф Алимкула Мулла Юнус Джан шигавул написал объяснение причин написания хроники «Тарих-и Алимкули амир-и лашкар» следующим образом:

    Поскольку я был счастливым слугой у августейшего стремени доблестного и мужественного Абул-и-Фатха Муллы Али-кули Амир-и лашкара от восхода его счастья до захода луны его жизни и процветания, моя искренняя привязанность к нему и убеждения требуют, чтобы обстоятельства его жизни и сведения о нем с юности до смерти, как о мученике за веру, были связаны в письменной записи. В связи с этим, плод этого дерева Шир Мухаммад Мирза Мингбаши обратился ко мне с просьбой: «Нет никого, кроме тебя, кто лучше всех знает события и истории, связанные с его почтением Амир-и лашкаром. Если бы ты написал книгу воспоминаний об этом человеке благословенных качеств, то его слава среди дворян и простого народа никогда не исчезнет».

В литературе

В честь Алимкула было посвящено несколько кокандских хроник, такие как:

  • Мир’ат ал-футух (Зеркало побед) — Тора-ходжа Андижани. Было написано в 1864/1865 годах на фарси представителем ферганского духовенства и посвящено Алимкулу. Отношение автора Мир’ат ал-футух к кочевникам и их предводителям подчёркнуто уважительное.
  • Амир-и лашкар джанг-намаси (Книга войны амир-и лашкара) — Бек-Назар. Небольшая поэма на тюрки, появившаяся после гибели Алимкула в 1878 году.
  • Алимкул джанг-намаси ва гариб-нама (Книга войны Алимкула и книга изгнанника) — Мулла Хал-бек. Составлена в конце 1870-х гг. в оренбургской ссылке, куда автор попал за участие в антирусской деятельности.
  • Киргизский рассказ о русских завоеваниях в Туркестанском крае — Мулла Хали-бай Мамбетов. В 1885 году по просьбе Н. И. Веселовского приташкентский казах из рода шынышкылы составил на казахском языке поэму о событиях на юге Казахстана с 1853 (взятие русскими Ак-Мечети) по 1865 (падение Ташкента).
  • Записка — Мулла Юнус. Её содержание было опубликовано в 1888 году в Ташкенте. Записка начинается с истории завоевания Ташкента кокандскими правителями, рисует карьеру Алимкула и более подробно останавливается на событиях именно 1862—1865 годов.
  • Та’рих-и Аликули амир-и лашкар (История главнокомандующего Аликули) — Мулла Мухаммад-Йунус Джан шигавул датка Ташканди. Самое значительное сочинение о жизни Алимкула. Сочинение написано около 1903 года, вероятно, в Андижанском уезде Ферганской области. Текст, аккуратно записанный в тетради фабричного производства представляет собой прекрасно изложенное прозой жизнеописание Алимкула. Автор был на службе у Алимкула, после смерти своего патрона будущий биограф Алимкула перебрался в Кашгарию. В жизнеописании повествуется о происхождении Алимкула и его военной и политической карьере. Даётся обстоятельный рассказ о событиях в ханстве 1852—1865 (с мастерским описанием различных военных кампаний).

Примечания

Комментарии

  1. Канал Дархан проходил немного западнее Салара и практически параллельно ему.

Источники

  1. Timur Beisembiev. . — Routledge, 2013-12-19. — 404 с. — ISBN 978-1-136-82004-5 .
  2. Mulla Muhammad Yunus Djan. / ed. by T. K. Beisembiev. — Routledge Curzon, 2003. — С. 252. — ISBN 0-7007-1114-7 .
  3. Соколов Ю. А. Ташкент, ташкентцы и Россия. — Ташкент: «Узбекистан», 1965.
  4. akipress (рус.) . Дата обращения: 30 октября 2023.
  5. (англ.) . Routledge & CRC Press . Дата обращения: 30 октября 2023.
  6. Sergey Abashin. .
  7. Sergey Abashin. .
  8. Sergey Abashin. .
  9. Sergey Abashin. .
  10. Sergey Abashin. .
  11. (неопр.) . Дата обращения: 19 декабря 2012. Архивировано из 10 февраля 2013 года.
  12. Германова В. В. Вторжение Российской империи в Среднюю Азию (Заметки историографа на полях учебников по истории Узбекистана) / Центральная Азия в составе Российской Империи. — М.: Новое литературное обозрение, 2008.
  13. ↑ История Ташкента (с древнейших времён до победы Февральской буржуазно-демократической революции) / ответственные редакторы Х. З. Зияев, Ю. В. Буряков. — Ташкент: Издательство «Фан» УзССР, 1988. — ISBN 5-648-00434-6 . С. 138—139.
  14. Sergey Abashin. .
  15. История Средней Азии. Москва: Евролинц. Русская панорама, 2003, с.337-338
  16. Ablet Kamalov. .

Литература

Same as Алимкул