Гаген-Торн, Владимир Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Нина Ивановна Гаген-Торн ( 2 [15] декабря 1900 , Санкт-Петербург — 4 июня 1986 , Пушкин , Ленинград ) — советский этнограф , историк , фольклорист , писательница - мемуарист и поэтесса . Кандидат исторических наук (1946).
Нина Ивановна Гаген-Торн родилась 2 ( 15 ) декабря 1900 года в Санкт-Петербурге в семье выдающегося хирурга, обрусевшего шведа, барона Ивана Эдуардовича Гаген-Торна . Семья каждое лето проводила в лоцманском селении Лебяжье , в двадцати верстах от Ораниенбаума , один год (1906) — в Куоккале , а с 1910 года — в Приморском Хуторе (ныне часть посёлка Большая Ижора ).
Училась в гимназии М. Н. Стоюниной , затем в гимназии княгини Оболенской . Осенью 1918 года Нина Гаген-Торн поступила в Петроградский университет , на отделение общественных наук.
В университетские годы стала ученицей писателя Андрея Белого . Ученичество перешло в дружеские отношения, продолжавшиеся до самой смерти Белого. В университете же Гаген-Торн увлекалась этнографией, посетив несколько лекций профессора Л. Я. Штернберга . Активная участница Вольной философской ассоциации .
К 1924 году экзамены и зачёты, которые студенткой сдала Гаген-Торн по индивидуальному плану, ближе всего подходили к программе экономического отделения Факультета общественных наук, и ей предложили получить диплом об окончании этого факультета. Будучи студенткой, Гаген-Торн работает лектором Губполитпросвета. В 1927—1930 годах училась в аспирантуре по фольклору НИИ сравнительной истории литературы и языков Запада и Востока (ИЛЯЗВ) у Д. К. Зеленина . Работала в экспедициях по Русскому Северу , Забайкалью, Поволжью, под руководством П.П. Ефименко принимала участие в Средне-Волжской экспедиции.
В 1930—1931 годах жила в Иркутске , куда Геолком направил её мужа. Нина Гаген-Торн работала в Обществе изучения производительных сил Восточной Сибири и секретарём научно-исследовательского съезда этого региона. В это время тяжело заболел и вскоре умер отец Нины Ивановны, хирург , главврач, схвативший крупозное воспаление лёгких при пожаре в больнице. Нина Ивановна уехала в Ленинград, затем туда же вызвала детей. Семья распалась по взаимному согласию супругов.
В 1931—1932 годах Гаген-Торн преподавала географию, русский и остяцкий языки в Институте народов Севера .
С ноября 1932 годах Нина Гаген-Торн работала научным сотрудником II разряда Института по изучению народов СССР АН СССР, а после создания на его базе Института антропологии и этнографии (ИАЭ) СССР ей поручили работу в этнографической секции Института, в группе материального производства и назначили секретарём редакции справочника «Народы СССР». В ноябре 1933 года перевели в отдел Сибири и Северной Европы для научного описания коллекций отдела. В 1936 году направлена в Поволжье для изучения происхождении бесермян и их культуры.
Первый раз была арестована 17 октября 1936 года. По сценарию следствия, «будучи контрреволюционно настроенной», совместно с директором МАЭ Н. М. Маториным (к тому времени уже расстрелянным), призывала к «активной борьбе с ВКП(б) , указывая на необходимость применения террористических актов против руководства ВКП(б) и в первую очередь против И. В. Сталина ». 25 мая 1937 года осуждена Особым совещанием при НКВД СССР по статье 58-10/2 УК РСФСР и приговорена к 5 годам лагерей, заключение отбывала на Колыме ( Севвостлаг , бухта Нагаева ).
После освобождения из лагеря в 1942 году находилась в ссылке в с. Чаши Чашинского сельсовета Чашинского района Курганской области , где была в ссылке её мать. Работала в сельской библиотеке, преподавала историю, литературу и географию в Чашинском химико-технологическом техникуме молочной промышленности.
3 января 1946 года защитила в Институте этнографии АН СССР кандидатскую диссертацию на тему «Элементы одежды народностей Поволжья как материал для этногенеза», доработав сохранившуюся у её подруги рукопись подготовленной в 1936 году диссертации.
30 декабря 1947 года арестована повторно и приговорена к 5 годам лагерей; отбывала заключение в Темниковских лагерях ( Мордовская АССР ). После заключения сослана в Красноярский край .
16 апреля 1954 года судимость была снята. Весной 1954 года после амнистии всем, имевшим срок не более пяти лет, возвратилась из ссылки сначала в Москву к своей матери.
Некоторое время работала в Фундаментальной библиотеке общественных наук , Музее им. А. С. Пушкина .
С 15 апреля 1955 года работала в Ленинградском отделении Института этнографии им. Н. А. Миклухо-Маклая АН СССР .
23 января 1956 года ВАК выдал ей диплом кандидата наук по защите 1946 года, а постановлением Президиума Ленинградского городского суда от 17 февраля 1956 года уголовное дело по статье 58 УК РСФСР от 25 мая 1937 года было прекращено за недоказанностью вины, и она была полностью реабилитирована.
В 1958 году участвовала в Ангарской экспедиции Института этнографии. В 1960 году она ушла на пенсию.
После официального ухода на пенсию были написаны и опубликованы статьи об обрядовых полотенцах, о деревянной утвари, рецензии на книги М. Велевой, Н. Н. Ершова, Т. А. Крюковой , Я. П. Прилипко и З. А. Широковой, заметки о В. К. Арсеньеве и Л. С. Берге , воспоминания об Александре Блоке , об Ольге Форш и Виталии Бианки .
Помимо этнографических исследований, предприняла также попытку интерпретации с точки зрения не этнографии некоторых тёмных мест « Слова о полку Игореве », выдвинув интересные (хотя и спорные) гипотезы.
Н. И. Гаген-Торн принадлежит мемуарная проза о детстве, юности и годах заключения. Многие годы писала стихи, отразившие в том числе и лагерный опыт. «Лагерная» поэзия Н. И. Гаген-Торн стоит в одном ряду со стихами А. Барковой , В. Шаламова , Ю. Домбровского и др.
С января 1981 года переехала в дом-пансионат Академии наук в Пушкине .
Умерла 4 июня 1986 года в городе Пушкине Пушкинского района города Ленинграда . Отпевание происходило в Никольском соборе в Ленинграде . Похоронена в Большой Ижоре Ломоносовского района Ленинградской области , рядом с могилой матери.
В Большеижорской поселковой библиотеке проходят Гаген-Торновские чтения.