Гулямы
- 1 year ago
- 0
- 0
Гулямы хазарского происхождения — выходцы из Хазарского каганата и сопредельных земель, служившие в личной гвардии Аббасидских халифов . Гулямы являлось одними из самых лояльных, преданных и боеспособных воинских подразделений Арабского халифата . Они также входили в другую арабскую военную систему — wala («клиентела, патронат»).
Гулям — gulam (мн.ч. gilman ), «юноша, слуга, раб», восходит к иранской ( согдийской ) традиции, такой как cakar — «слуга, подмастерье, прислуга» и относился к институту личной гвардии, известной в Иране задолго до появления института гулямов у халифов (есть другое мнение М.Гордон). Многие известные историки склоняются к мнению, что преимущественно сасанидские отряды всадников, служившие арабам, привнесли в ранне-мусульманские военные структуры институт личных слуг, именуемые как гулям и мамлюк . Под названием «гулям» в халифате не всегда обозначался несвободный человек — воин, гулямы очень часто после покупки отпускались на волю и включались в другую военную систему клиентелы — wala. Другая интерпретация слова «гулям» — личная, рабская преданность господину, нечто вроде вассальной, «политической зависимости». Конечно, большинство гулямов попадали в исламский мир рабами, из тюркской Евразии , но были и другие, такие как выдающийся военно-политический деятель халифата ферганец аль-Афшин . Такими свободными гулямами, из воинов профессионалов Трансоксании , входившей в Иран, и Центральной Азии , также наравне с невольниками из тюркской Евразии формировался институт личной гвардии халифов, своеобразный «иностранный легион».
Изначально тюрки-гулямы стали являться определённой военно-политической силой и участвовать во внутренних и внешних делах халифата. Были вовлечены в междоусобную борьбу сыновей халифа Харуна ар-Рашида , и сыграли неоднозначную роль во всей истории империи. Первым из халифов, собравшим вокруг себя тюрок гулямов, был халиф аль-Ма’мун (прав. 813 — 833 гг.) во времена борьбы со своим братом аль-Амином (прав. 809 — 813 гг.) за власть в государстве. Затем его брат ал-Му’тасим (прав. 833 — 842 гг.) создал из тюрков гулямов личную гвардию численностью в четыре тысячи воинов. Гулямы не должны были входить ни в какие социальные контакты с местным населением, особенно при халифе ал-Му’тасиме. Местное население недолюбливало их, им приходилось селиться в отдельных, построенных только для них посёлках. Эти наделы разделялись по этнической принадлежности отрядов гулямов. Женились гулямы на рабынях, специально привезённых для них халифами.
Источники о гулямах хазарского происхождения очень фрагментарны. Есть сведения, что в халифской армии присутствовало хазарское войско (осада Амида 767 г). Также есть исторические данные об участии хазар гулямов в восстании рабов в Харране . Имеются упоминания о хазарских гулямах в связи с их участием в битве с повстанцами-карматами около ал-Кадисийи в 906 г.: «они (хазары) оставались непоколебимы и сражались до смерти, нанося огромные потери карматам».
Институт гулямов разделялся на разные этнические группировки: тюркская, магрибская , иранская и т. д. Также существовала группа под названием шакиры — cakar (наёмники), которая имела особую этническую базу, и применялась халифами для контроля и сдерживания тюркских групп. Хазары входили в тюркскую группировку наравне с тюрками ферганцами, огузами , карлуками и . Хазарские гулямы играли видную роль в политике халифата. Не совсем ясно, были ли эти гулямы этническими хазарами, или просто были тюрками, привезёнными с территории Хазарии в Халифат, но их имена были связаны с нисбой ал-Хазари (« хазарин ») или ат-Турки (« тюрок »). Абу Са‘д ас-Сам‘ани , называя имена нескольких знатных мусульман, указывает на их хазарское происхождение. Все имена не тюркские, что подтверждает, насколько хорошо тюрки — хазары адаптировались в арабской среде. Есть также сведения и о других хазарах гулямах:
После ослабления Хазарского каганата, после серии рейдов руси , влияние хазарских гулямов на службе у халифов завершилось. Старая тюркско-хазарская элита и её наследники не котировались более в числе влиятельных лиц Халифата. Их место заняли новые группы тюрок, попавшие в Халифат из Ирана в середине X в. с помощью дайламитов (дейлемитов) .
Есть упоминания у мусульманских историков о хазарских воинах-профессионалах и в византийской армии . Когда о них пишут византийские историки, этих гулямов связывают с личным гвардейским войском правителя. Ибн Руста утверждает, что на службе у Византии находились 10 000 гулямов — хазар и тюрков, он также отмечает присутствие хазарских лучников. У Льва VI (прав. 886 — 912 гг.) была личная гвардия из воинов-хазар, и эта гвардия воевала ( 894 г.) в составе византийских войск в битве с болгарским царем Симеоном и в ходе экспедиции в Италию в 935 г. Во времена Константина VII Багрянородного (прав. 945 — 959 гг.), описывается некий смелый и отчаянный хазарин , командир хазарской гвардии (ra’is al-Khazariyya).
Подобная структура как минимум с сер. IX века также существовала и в Хазарском каганате , это было постоянное конное войско из хорезмийских иммигрантов-мусульман Ал-ларисия . Свою службу они несли по взаимному соглашению, и никогда не сливались с остальной хазарской армией. В то же время в каганате находились наёмные дружины славян и русов . Общая структура наёмных войск в Хазарии мало чем отличалась от структуры института гулямов у халифов.
Большинство рабов-тюрок поступало из Багдада , а также из Итиля ( печенеги , огузы и т. д.). Есть сведения о ввозе пленных славян и финно-угров из Хазарии . Однако некоторое количество тюрок-гулямов, о которых нам известно, и которые играли видную роль в политике халифов, были связаны с Хазарским государством. Как эти хазарские воины попали на службу к Аббасидам не совсем ясно, хотя долгие арабо-хазарские военные конфликты за контроль над Кавказом давали этому возможность. Известно, что пополнение хазарскими гулямами шло из Хорезма и Дербента, являвшимися в то время основными рынками для покупки хазарских рабов. Но опять же были ли эти рабы этническими хазарами - пока неизвестно. Другим источником пополнения гвардии тюркскими воинами были дети гулямов, которых принимали на службу по просьбе их отцов.