Канакарис-Руфос, Афанасиос
- 1 year ago
- 0
- 0
Афана́сиос Псали́дас ( греч. Αθανάσιος Ψαλίδας ; 1767 , Янина — 20 июля 1829 , Лефкас ) — греческий учёный, деятель , педагог и писатель, переводчик.
Афанасиос Псалидас родился в 1767 году в городе Янина, Эпир , в семье коммерсанта Петроса Псалидаса, который был активен в основном в Валахии и России . Мать, Елисавет, была родом из близлежащего горного района Загори.
Окончил школу в родном городе. В возрасте 18 лет (1785) уехал в Нижний Новгород , где несколькими годами раннее обосновался и открыл торговый дом его брат Михаил. Брат, взяв на себя все расходы, отправил его учиться в Полтавскую славянскую семинарию (1785—1787), основанную в 1776 году греческим просветителем и епископом Славянским и Херсонским Евгением (Булгарисом) .
По рекомендации одного из преподавателей семинарии, стал репетитором молодого Теохариса Кефаласа, сына богатого и знатного землевладельца из Фессалии . Вместе с молодым Кефаласом был отправлен в Вену, где посещал уроки медицины, философии, греческой и латинской филологии, физики, математики и физических опытов, а также иностранных языков: французского, немецкого и итальянского. С 1887 года он учился в Венском университете на медицинском факультете, который однако оставил и до 1795 учился Естественным наукам и Философии.
В период своего пребывания в австрийской столице (1787—1795), развил бурную писательскую и издательскую деятельность. В 1791 году издал свою философскую работу «Настоящее Блаженство» («Αληθής Ευδαιμονία»), написанную на архаическом греческом языке, приложив и свой перевод на латынь. Этой своей работой он вновь исследовал и занял позицию по фундаментальным вопросам того времени, как то существование Бога, Бессмертие , посмертная антидосис (ἀντίδοσις — здесь, следуя речи Исократа , автобиография и защита), свобода человека, смысл и пределы свободы.
Одновременно со своей учёбой, Псалидас предложил свои услуги греческим издательствам и типографиям своих земляков в Вене. В тот период он приступил к написанию значительного числа книг. С 1791 года, когда в Вене начала издаваться греческая газета Эфимерис (Εφημερίς), Псалидас был в числе сотрудников её издателей. В 1791 году он перевёл на греческий язык и издал «Арифметику» австрийского математика Метцбурга (Metzburg).
В 1792 году, вместе с киприотом Иоаннисом Карадзасом (который был казнён турками в 1798 году вместе с Ригасом ) он издал книгу «Результаты любви» («Έρωτος αποτελέσματα»). Это первое (сохранившееся) напечатанное произведение новой греческой литературной прозы. Основная темой книги была любовь (έρωτας — плотская любовь). Манера развития темы выражала новые философские идеи, сформированные в рамках эпохи Просвещения касательно физического (естественного) происхождения страстей. Работа включала в себя 3 романтические истории и множество стихов фанариотов . Книга имела замечательный успех и была переиздана пять раз с 1792 по 1836 год.
В 1793 году Псалидас был допрошен австрийской полицией, подозреваемый в либеральных и франкофильских взглядах. Сам он отверг все обвинения, но оставаться в Вене становилось всё опаснее и, в конечном итоге, в 1976 году он решил вернуться в подконтрольную османам Грецию, отказавшись от предложенной ему кафедры университета Пешта .
В Янине и на протяжении 25 лет он возглавлял одну из самых значительных школ города, основанную согласно завещаниям местным купцов, братьев Ламброса и Симона Маруцоса .
Однако Школа Маруцосов вскоре столкнулась с непреодолимыми финансовыми проблемами. После чего Псалидас заручился финансовой поддержкой нижегородского греческого купца и мецената . Школа получила имя Капланиса и перешла под покровительство Константинопольского Патриарха. Учитывая учёбу Псалидаса в России и Вене и его известность он был назначен её первым директором.
В этот период Псалидас обогатил школьную программу уроками естественных наук, истории, географии, коммерческих знаний, иностранных языков. Он привёз из западно-европейских столиц специальные приборы, с помощью которых он преподавал астрономию и космографию , и выполнял опыты по физике и химии, привлекая интерес и внешкольных зрителей. Одновременно он создал значительную библиотеку, доступную широкой публике, нанял квалифицированных преподавателей и обеспечил стипендиями своих лучших учеников. Его нововведения встретили резкую критику консервативных кругов. Он был обвинён греками и не греками в том, что он вводит атеистические взгляды Вольтера и вообще либеральные взгляды Французской революции . По этой причине он издал работу «Добрые действия» («Καλοκινήματα»), отвергая взгляды своих противников. Его идеологическое противостояние с К. Баланосом , возглавлявшим одну из других известных школ города, переросло в противостояние двух школ и их учеников. Одновременно это вызвало пристальное внимание к деятельности Псалидаса янинского правителя Али-паши . Али-паша с сыновьями посетил школу, когда Псалидас экспериментировал с статическим электричеством, и убедился в том, что ничего дьявольского не происходит . Более того. Али оценил его многосторонние знания и доверил ему дипломатические миссии. Именно Псалидас принимал в Янина иностранных консулов, послов и путешественников. Псалидас встретил в Янина и впечатлил Байрона , Пуквиля и других путешественников и дипломатов. Английский путешественник Хенри Холланд (Sir Henry Holland, 1st Baronet, 1788—1893) писал: «Псалидас не только многогранный учёный, но также превосходный и красноречивый оратор. С невообразимой лёгкостью он говорит и на древней и на сегодняшней форме греческого языка, на итальянском, французском, немецком и русском. Он ораторствует живо и с большой силой на любую тему искусства, науки, филологии, и в особенности о своём славном отечестве, Греции. Он владеет естественными науками, которым учился в Германии, но по своей натуре более склонен к философским исследованиям. Его рвение в пользу современной греческой литературы и поэзии велико».
В период своей преподавательской деятельности в Янина стал одним из самых известных городских деятелей. Принимал участие в советах старейшин, в судебных слушаниях. Кроме этого Али несколько раз послал его с дипломатической миссией от своего лица в Западную Европу.
Если в своих первых работах Псалидас использовал архаическую форму греческого языка, то став «главным учителем Янин», он использовал разговорный Димотика . Более того, он не принял даже средний путь Адамантия Кораиса с его «чистым языком» Кафаревуса .
В 1806 году в Италии была опубликована («Эллиники Номархия» , «Ελληνική Νομαρχία»), за подписью «Анонимный грек» . Книга была посвящена Ригасу Фереосу (1757—1798), является памятником национального пробуждения и гимном «священной свободы». Согласно греческим историкам, после трудов Ригаса, «Греческая номархия» является самым значительным духовным звеном приведшим к созданию созданию революционной организации Филики Этерия и к Греческой революции .
На Псалидаса, в числе ещё 6 греческих интеллектуалов той эпохи (среди них Ригас Велестинлис, Адамандиос Кораис, Андониос Мартелаос), падает «почётное подозрение», что он является автором «Номархии». Он также считается одним из вероятных авторов книги «Русо-англофранцуз» («Россоанглогалл» , «Ρωσαγγλογάλλος»), изданной неизвестным автором.
Псалидас был непреклонным борцом за свободу греков. С этой целью он был союзников русских и тех греческих мыслителей, таких как Вулгарис , которые служили их интересам, но когда это было необходимо сталкивался с ними. В начале он воспевал Екатерину Великую и её деятельность, подтверждая ожидание русской поддержки. Однако когда это ожидание оказалось несбыточной мечтой и сомнения греков стали окончательным разочарованием, Псалидас «составил свидетельство смерти этой политике» и «написал эпитафию российской политике потерянных надежд и лживых обещаний». Он стал противостоять Вулгарису, характерному апологету российских ожиданий и провозгласил с мужеством и смелостью переориентацию греческой политической мысли. Псалидас счёл, что привязанность этого старца Просветителя к русской политике и его жизнь при царском дворе были равносильны отречению от греческого возрождения. Псалидас писал: «Вулгарис, презрев своё Отечество и весь свой род, обратился к чужим варварским племенам, сделав патриотизм вторым после удовольствия и чрева… Горе соплеменникам, если от такого мудрого мужа они ожидают свет и пользу». Ответ Вулгариса был жёстким, считая гнев Псалидаса яростью шарлатана. Аналогичным образом Вулгарис ответил раннее другому своему критику, Иосипу Мисиодакосу . Псалидас стал членом революционной организации Филики Этерия , вызвав подозрения турок. Гетеристам удалось накануне Греческой революции поддержать сепаратистские тенденции Али-паши и его открытое противостояние с султаном. Когда в конце 1820 года султанские войска начали военные действия против Али, Псалидас укрылся в селе своей матери. Греческая революция разразилась весной 1821 года. В 1822 году Псалидас перебрался на остров Керкира, находившийся под британским контролем.
В 1823 году на Керкире была создана «Ионическая Академия», первый современный греческий университет, где преподавали ученики Псалидаса. Но сам он вызывал у англичан подозрения в русофильстве, в силу чего получил титул почётного профессора, однако разрешения преподавать в Академии он так и не получил В 1828 году он был назначен директором лицея на острове Левкада, где и умер 20 июля 1829 года .
Находясь на Керкире, Псалидас, в меру своих возможностей, пытался оказать посильную помощь сражающейся греческой нации. Он поддерживал переписку с политическими лидерами восставшей Греции и филэллинскими комитетами Западной Европы, в особенности Лондона . Предпринял ряд дипломатических шагов для подготовки конференции послов Великобритании, России и Франции, для разрешения Греческого вопроса после подписания Лондонских соглашений (1827). Инициировал предварительную конференцию на Керкире (август 1828) и конференцию послов на острове Порос (сентябрь — декабрь 1828). Одновременно своими рапортами И Капдистрии о северо-западной Греции он оказал содействие последнему для подготовки ответа на 28 вопросов поставленных ему «Великими державами» .
Псалидас женился в первый раз в 1793 году, будучи ещё в Вене. Его жена, Джозефа, была дочерью чулочного фабриканта Joseph Schicktanz. Жена скоропостижно скончалась в возрасте 22 лет. Вернувшись в Янина, Псалидас женился в 1800 году с Захрулой, дочерью А. Кутоваслиса. У четы родились 2 дочери, а затем близнецы Петрос и Анастасиос, последний умер сразу после родов. Захарула умерла через год после рождения близнецов. В 1806 году Псалидас женился в трети раз, на Василики Спаху. С ней у Псалидаса было двое детей.