Немецкий технический музей
- 1 year ago
- 0
- 0
Хэ Сю ( кит. 何休 , пиньинь Hé Xiū ; 129 г, Цюйфу — 182 г.) — древнекитайский философ и филолог периода Восточная Хань , представитель « ». Дослужился до поста главного советника при императоре. Создатель методики исследования древнего канона, основанного на расшифровке архитектоники текста, образов и лексики — герменевтики . Основное сочинение: «Комментарии к летописи Вёсен и Осеней в трактовке Гунъяна» (《春秋公羊解詁》), вошедшее в состав « Хоу Хань шу ». Многие сочинения утрачены и сохранились только в извлечениях.
Испытал влияние Дун Чжуншу (ок. 179 — 104 до н. э.). Создал развёрнутую историософскую схему Трёх Эр, знаменующих ступени исторического процесса. Её протекание в пространстве и времени даётся на примере приписываемой Конфуцию летописи « Вёсен и осеней ». Дал также подробное описание идеального общества, якобы существовавшего в Китае в далёком прошлом. Древнекитайское государство якобы было основано на системе «колодезных полей» (описанных Мэн-цзы ) и характеризовалось коллективным трудом, организуемым в рамках общины. Семьи, входящие в общину, располагали общим имуществом (старцам полагался двойной земельный надел). Якобы существовала развитая государственная система социальной поддержки, а также многоступенчатая система образования с отбором наиболее даровитых на государственные посты. Существовал также строгий контроль за качеством и количеством труда общинников. Эти идеи оказали решающее воздействие на формирование утопической теории Кан Ювэя .
Ярым защитником герменевтики Хэ Сю выступил 劉逢祿, для которого Хэ выступал единственным мостом к интерпретации «Чуньцю» и конфуцианству Западной Хань. В 1802 году Лю выпустил собственную попытку реконструкции комментариев Хэ Сю к «Беседам и суждениям», в которых искал подтверждение пророческому характеру деятельности Конфуция.