Селифонтов, Иван Осипович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ива́н О́сипович Пали́цын ( чеш. Jan Palice ; 19 ноября 1868 , , Королевство Богемия — 3 июня 1931 , Свердловск ) — русский, советский дирижёр чешского происхождения, педагог; Заслуженный артист Республики (1925) , Герой Труда (1925) .
Окончил Киевскую 2-ю гимназию и музыкальное училище (класс скрипки О. Шевчика ) . В 1890 окончил медицинский факультет Московского университета ; в период обучения играл в студенческих квартетах и был вторым дирижёром оркестра, руководимого М. Эрдмансдёрфером .
В 1887—1896 годах возглавлял труппу Саратовского оперного театра . Затем работал дирижёром Казанско-Саратовского оперного товарищества (1897—1901), Киевского театра (1901—1906), Оперного театра Зимина (Москва, 1906—1013) . Выступал и в других городах ( Харьков , Баку и пр. ), в том числе в Одессе , где на протяжении нескольких сезонов (до 1917 года) дирижировал вагнеровским циклом . В 1917—1923 годы дирижировал в Киеве, одновременно преподавал в Киевской консерватории .
С 1924 года — дирижёр Свердловского театра оперы и балета ; одновременно преподавал в оркестровом и оперном классах музыкального училища .
Под его управлением состоялись российские и советские премьеры опер:
Выступал с симфоническими концертами .
Умер скоропостижно на сцене (открытая эстрада Свердловского сада имени Вайнера) после исполнения увертюры «Тангейзер» .
Отец — Иосиф (Иозеф) Иванович Палице (? — 1902); в 1868 году переехал с семьёй в Россию и в 1872 принял русское подданство; с 1882 года — скрипач в оркестре Большого театра (Москва) .
Двоюродный брат — Теодор (Богдан) Палице (1868—1916), виолончелист, пианист, дирижёр, педагог и композитор, работал в Одессе, Астрахани и других городах России .
… дирижёр Иван Осипович Палицын. Чех по национальности, врач по образованию, он был к тому же тонким музыкантом и удивительно приятным человеком. Необычайно тактичный, деликатный, мягкий в общении, он умел делать замечания, не ущемляя самолюбия артиста. Имел огромный практический опыт (он работал до Харькова во многих крупных оперных театрах России, а с 1906 года — в опере Зимина в Москве). Палицын умел находить нити, которые связывали одну творческую индивидуальность с другой, создавал прекрасные ансамбли, отличавшиеся цельностью трактовки.