Возобновляемая энергия
- 1 year ago
- 0
- 0
«Энергия» — дебютный студийный альбом рок-группы « Алиса ». Записанный на студии Ленинградского рок-клуба в 1985 году , альбом был официально издан фирмой « Мелодия » только в 1988 году . Запись альбома стала первым участием Константина Кинчева в студийной работе группы «Алиса». До «Энергии» записывались и другие альбомы, но именно с неё начинается официальная дискография группы. Для звукорежиссёра Андрея Тропилло работа над альбомом стала одним из последних студийных опытов и, возможно, его самым широким экспериментом в области реформ звука .
По официальным данным, тираж пластинок превысил 1 000 000 экземпляров , что в США соответствует платиновому статусу .
Выходу альбома предшествовали два выпущенных сингла: «Энергия» и «Доктор Буги». На песни «Мы вместе», ставшую визитной карточкой «Алисы», и «Экспериментатор» были сняты клипы.
30 октября 2015 года в Ледовом дворце в Санкт-Петербурге группы дала большой концерт, посвящённый юбилею альбома «Энергия» .
К весне 1985 года у группы « Алиса » было достаточно песен для того, чтобы записать альбом . После третьего фестиваля Ленинградского рок-клуба Борис Гребенщиков познакомил Константина Кинчева с музыкальным продюсером Андреем Тропилло, записавшим к тому времени на своей студии альбомы таких групп, как « Машина времени », « Аквариум », « Зоопарк » и « Кино ». После выступления «Алисы» на упомянутом фестивале Тропилло поставил перед собой цель записать на магнитную ленту группу так, чтобы у неё было собственное оригинальное звучание. Работа над альбомом «Энергия» началась в июне 1985 года и продолжилась до декабря. Константин Кинчев считает, что заслуга того, что альбом вообще вышел, на 70 % принадлежит Андрею Тропилло .
Также благодаря ему в записи приняли участие приглашённые питерские музыканты Михаил Чернов , Всеволод Гаккель , Александр Куссуль и Сергей Курёхин . Гитарист Андрей Шаталин, получив диплом железнодорожника и распределение в Ригу , в мае покинул группу, и на его место был приглашён (через год Шаталин вернётся из Риги и снова займёт место гитариста). В процессе записи выяснилось, что Святослав Задерий недостаточно хорошо владеет бас-гитарой , поэтому Петру Самойлову на двух песнях пришлось его заменить. Таким образом, им были сыграны все гитарные и часть басовых партий на альбоме.
Пока шла запись альбома, Тропилло, как руководитель студии во Дворце пионеров (где происходила запись), нагрузил участников физической работой на благо дворца — музыканты переносили станки и расчищали помещения .
Чтобы усилить энергетику альбома, на готовую запись был наложен ещё один звуковой слой, составленный из мини-диалогов и отдельных реплик литературной классики. Таким образом, в альбоме появились цитаты Михаила Булгакова , Николая Гоголя и Николая Островского . «Энергия» записывался на старую широкую плёнку и на одном из каналов остался фрагмент мелодии Евгения Доги , исполняемый женским голосом. Было решено оставить его и включить в композицию «Экспериментатор». При записи альбома Андрей Тропилло использовал компрессоры, поэтому звучание «Алисы» в итоге стало немного плоским. Запись альбома была завершена осенью 1985 года .
Для «Энергии» музыканты записали в общей сложности 12 песен, из которых только 10 попали в окончательный вариант. Среди песен, оказавшихся за бортом, были «Ветер перемен» (попавшая через 2 года на альбом « Блок ада ») и «Посторонний» (аранжировка того времени не сохранилась). Первую песню можно услышать на бутлеге «Суд», составленным Святославом Задерием из черновых записей группы того периода. Между песнями в бутлеге звучат отрывки из спектакля «Алиса в стране чудес».
Во время записи в «Алисе» происходили ссоры, приведшие к изменению в составе. Так, группу покинул Святослав Задерий. Началом конфликта послужило то, что во время отъезда Константина Кинчева в Москву он записал свой голос на песни, звучащие в фильме « Переступить черту » (в некоторых изменив текст) . Окончательной же причиной расставания стало то, что перед началом концерта осенью 1985 года Святослав вышел из гримёрки и пропал. Тогда группе помог басист группы «Кино» Игорь Тихомиров , которому прямо перед выходом на сцену показали его партию. В апреле 1986 года Задерий, уже в качестве шоумена-перкуссиониста, снова появился в группе и принял участие в четвёртом фестивале Ленинградского рок-клуба, но после выступления покинул её навсегда (позже он соберёт новую группу « Нате! » название для которой подскажет Кинчев). Также на некоторое время «Алису» покидал клавишник Павел Кондратенко и, так как половина первого состава группы к окончанию записи альбома отсутствовала, Тропилло предложил выпустить его как «Доктор Кинчев сотоварищи» .
Автор всех текстов —
Константин Кинчев
Авторы музыки указаны по изданию фирмы
Real Records
(2009 г.в.)
№ | Название | Музыка | Длительность |
---|---|---|---|
1. | «Мы вместе» | Константин Кинчев | 2:42 |
2. | «Волна» | Константин Кинчев | 3:44 |
3. | «Меломан» |
Святослав Задерий
,
Андрей Шаталин |
3:59 |
4. | «Доктор Буги» | Андрей Шаталин | 3:47 |
5. | «Плохой рок-н-ролл» | Константин Кинчев | 3:17 |
6. | «Моё поколение» | Константин Кинчев | 3:56 |
№ | Название | Музыка | Длительность |
---|---|---|---|
1. | «Экспериментатор» |
Константин Кинчев
,
Павел Кондратенко |
5:10 |
2. | «Ко мне» |
Константин Кинчев
,
Павел Кондратенко |
6:27 |
3. | «Соковыжиматель» | Константин Кинчев | 4:09 |
4. | «Энергия» | Константин Кинчев | 5:21 |
Автор песни приоткрыл её секрет: она написана о фигуре, которая стоит над нами и руководит процессами, управляет нашими движениями . В 1987 году Д. Стингрей смонтировала на песню клип, используя домашние съёмки. Акустическое исполнение «Экспериментатора» можно услышать на « ».
Группа сделала ремейк песни: была добавлена партия электрической гитары, но основа песни осталась оригинальной.
Песни « Экспериментатор » («Experimentor»), « Мы вместе » («We’re together»), «Доктор Буги» («Dr. Boogie»), «Плохой Рок-н-ролл» («Bad boy»), «Соковыжиматель» («Juice squeezer») и « Ко мне » («Come to me») вошли в сборник « Red Wave » — первый официальный релиз рок-музыки СССР на Западе.
На альбоме представлены композиции с уклоном в стиль новая волна , но в будущем, с изменением звучания группы в сторону хард-рока, многие из них («Мы вместе», «Моё поколение», «Экспериментатор», «Ко мне») стали более тяжёлыми.
Группа «Алиса»:
Приглашённые музыканты:
В 1987 году фирма «Мелодия» издала два миньона с треками из «Энергии», а так как они были раскуплены большим тиражом, то было решено выпустить и альбом на виниле . Часть тиража была изготовлена на Ленинградском заводе грампластинок, а часть — на Ташкентском заводе грампластинок имени Ташмухамедова.
В 1993 году переизданием альбома занялась фирма «Moroz records». Альбом вышел на пластинках (но уже не в простых картонных конвертах, а в ламинированных; на переизданном виниле можно увидеть затёртые номера матрицы фирмы Мелодия), дисках и компакт-кассетах.
В 2003 году студия «Союз» выкупила права на альбом и в очередной раз переиздала его. В новое издание вошла концертная версия песни «Ко мне», а также буклет с описанием предыстории и хроники записи «Энергии», рассказанной музыкантами, создавшими альбом .
В 2009 году Real Records переиздал 17 номерных альбомов «Алисы» в большом картонном боксе. Издания в формате Digipack дополнены бонус-треками с концертных альбомов.
Регион | Дата | Лейбл | Формат | Каталог |
---|---|---|---|---|
СССР | 1988 | Мелодия | LP | С90 26733 000 |
Россия | 1993 | Moroz Records | MR 9447 | |
CD | MR 93009 CD | |||
Россия | 1994 | CS | dMR 94009 MC | |
MR 94009 MC | ||||
MR 94009 MC | ||||
Украина | ||||
Россия | 1998 | CD | dMR 00498 CD | |
MR 98009 CD | ||||
Украина | 2002 |
Moroz Records
JRC |
dMR 00498 CD
JRC 77004-99 JRC 02064-2 |
|
Россия | 2003 | Союз | SZCD 2048-03 | |
2009 | Real Records | RR-397 | ||
2015 | Мистерия Звука | CD-M+394-2 |
Художник Андрей Столыпин , придумавший оформление к альбомам « Блок ада », « Шестой лесничий » и « Шабаш » рассказал, что первоначально обложка «Энергии» должна была выглядеть по-другому . Уже в то время был придуман образ маленькой девочки Алисы, которая бродит по миру . Этот образ представлен и на татуировке Константина Кинчева, на которой помимо Алисы изображены Змей Горыныч , чертополох, избушка Бабы Яги и другие элементы.
Изображение на альбоме должно было стать началом сказки, продолжение которой было бы сделано при оформлении следующих дисков группы, но фирма «Мелодия» потребовала от художников разрешение от семьи Льюиса Кэррола .
По словам Андрея Столыпина, Андрей Тропилло сначала сказал, что было бы хорошо придумать обложку для «Энергии», а когда она была закончена (в соавторстве с Потаповым), он заявил, что всё уже давно готово и завершено . Таким образом, на альбоме появилось изображение, сделанное художниками Обатниным и Смирновым.
У миньона было два варианта оформления: первый идентичный обложке альбома и второй, изображающий город. О создании второго варианта рассказал художник Николай Бельтюков: «Для дизайна конверта была использована чёрно-белая фотография с видом из окна дома 19 квартиры 1 по проспекту Луначарского. Затем она красилась виражами и анелинкой — красной и оранжевой. Надпись „АлисА“ была выклеена на стекле полосками чёрной бумаги. Стеклом прижималась фотобумага при экспонировании её на увеличителе. Белая обводка логотипа делалась тоже врукопашную — рейсфедером, гуашью. Макет Коля Васин показывал Кинчеву ещё до типографии. Косте он понравился, только он сожалел, что на небе нет молнии. Потом он почему-то рассказывал, что оформление было сделано без его ведома. Вот такая история. Банк Империал» .
Оформление сингла «Энергия» и одноимённого альбома имеет несколько различий. В сингл вошли песни: «Доктор Буги», «Моё поколение» и «Соковыжиматель», поэтому по формату он меньше альбома. На обратной стороне сингла можно увидеть фотографию группы с концерта, которая была сделана Потаповым. На обратной стороне альбома изображена пластинка, в центральном круге которой находится изображение Константина Кинчева, сверху него — список исполнителей на русском языке, снизу — на английском, слева — список композиций на русском, справа — на английском.
Константин Кинчев сказал, что в альбоме «был хулиганский саунд, как зубная боль» , а также он охарактеризовал альбом следующим образом:
Это была наша первая студийная работа, и по большому счёту мы оказались к ней не готовы… На мой взгляд, студийный альбом — это качественная фотография того, что собой представляет коллектив. Чем тоньше звукорежиссёр, тем качественнее он делает фотографию. А мы с Тропилло чрезмерно увлеклись экспериментами в аранжировках, наложениями голоса на голос, дабл-треками .
Но именно после выхода альбома «Энергия» «Алису» полюбили миллионы людей , а сама группа вышла на новый уровень .
Михаил Горшенёв сказал, что всегда любил «Алису», а «Энергия» — это, по его мнению, лучший альбом группы .
Илья Чёрт признался, что «у него совершенно мозги перевернулись», когда в 1986 году он в пионерлагере услышал «Энергию» .
Дмитрий Ревякин говорил, что после прослушивания альбома у него сложилось недоброжелательное отношение к Константину Кинчеву — по его словам, ему не нравилось постоянное «якание» .
Сергей Курёхин и Александр Башлачёв отмечали, что их любимейшая песня «Алисы» — «Соковыжиматель» . Башлачёву больше нравились сатирические и абсурдистские композиции «Алисы» .
Сергей Шнуров , посетив концерты группы в Краснодаре в 2006 году, признался журналистам что в 8 классе школы сдал все экзамены под альбом «Энергия» .
Илья Лагутенко рассказывал о своей мечте восстановить «Энергию» в виде кавер-версий. Он даже говорил на эту тему с самим Кинчевым, но тот категорически отказался участвовать в подобном проекте, поскольку для него это — «время, настроение и эмоции, которые он не может реанимировать, восстановить, снова прожить» .
Нина Барановская в своей книге «По дороге в рай…» пишет, что Константин Кинчев периода создания «Энергии» «был не её автор», что «все его „соковыжиматели“, „манекены“ и „франкенштейны“ и прочая нечисть не могли быть для неё духовным хлебом, вызывали интерес, но душу не затрагивали». Также она добавила, что в ту пору он был ей более любопытен как человек, а не как автор песен .
Журнал « Рокси », давая оценку альбому, пишет, что каждая песня на альбоме — это «хит в лучшем смысле слова», а вместе все песни составляют «впечатляющий цикл, в котором прослеживается единая, стержневая тема — размышления о судьбе поколения» .
Также автор считает, что «мало кому удавалось воплотить эту тему на уровне одухотворённого творческого акта столь убедительно и проникновенно», как это удалось Константину Кинчеву . Звучание группы названо «искусственным, стерильным и модным» .
Автор статьи «Странные гастроли» из газеты « Молодость Сибири » пишет, что песня «Меломан» вызвала у неё удивление самонадеянностью автора, что в песне «Волна» Константин Кинчев не даёт разъяснений, что представляет собой эта «волна», этот новый стиль мышления, а просто объясняет, что сопротивление «волне» бесполезно . Также она заявляет, что в песне «Моё поколение» «автор противопоставляет свою исстрадавшуюся индивидуальность безнадёжно инертному поколению» .