Interested Article - Хори-буряты
- 2020-06-07
- 1
Хо́ри-буря́ты ( бур. Хори буряадууд) — один из крупнейших субэтносов бурятского народа. В конце XIX в. (в 1897 г.) они составляли 31 % от общей численности бурят . Кроме того большая часть бурят Монголии является хори-бурятами . Общая оценочная численность восточных бурят составляет около 400 000 человек . Расселены в основном в восточной части этнической Бурятии . Говорят на хоринском наречии бурятского языка , который лёг в основу современного бурятского литературного языка.
Большинство исследователей этногенеза хори-бурят считают, что они произошли от средневековых хори-туматов . После создания Монгольской империи упоминание о хори-туматах прекращается вплоть до появления русских в Прибайкалье в XVII веке. В начале XVIII века впервые упоминаются одиннадцать родов хоринцев: бур. галзууд, хуасай, хүбдүүд, гушад, шарайд, харгана, худай, бодонгууд, хальбан, сагаангууд и батанай . Каждый из этих родов примерно в то же время получил знамёна от царского правительства.
Включают в свой состав агинских бурят , сохранивших общие особенности языка и культуры, но выделившихся административно от остальных хори-бурят путём создания собственной степной думы в начале XIX века.
Этноним
Этноним хори значимо появляется в Сокровенном Сказании в имени (Меткий стрелок, обладающий хоринцами; в бурятских летописях также Хоридой). В родословной Чингисхана прослеживается линия, связанная с этнонимом хори: Алан-гоа (супруга Добун-Мэргэна) происходила из народа хори-туматов .
Роды со схожими названиями одиннадцати родов хори-бурят встречаются среди баргутов , селенгинских бурят , баргузинских бурят , иркутских бурят и ойратов . Предполагается, что жители хоринских сёл ( Хоринский наслег ) в Якутии имеют единое происхождение с хори-бурятами.
Таким образом, данный этноним восходит к значительной древности до разделения монголов — сыновей Алан-гоа — на 5 племён и предполагает как близкое родство с монголами, так и значительный тюркский элемент (в имени Хорилардай используется тюркский суффикс множественного числа -лар ).
При очевидной ранней фиксации этнонима, в контексте монгольского и бурятского языка он предположительно может опознаваться как указание численности входивших в него некогда родов или других единиц: корень хори на монгольском языке значит двадцать .
Этническая история согласно легендам и бурятским летописям
Согласно бурятской легенде, Хоридой, предок хоринцев, однажды бродил по острову Ольхон и увидел трёх лебедей, спустившихся на берег озера и превратившихся в трёх девиц. Хоридой похитил одежду одной из них, она, не сумев улететь вместе с подругами, осталась на земле, вышла замуж за Хоридоя и родила ему одиннадцать сыновей, от которых пошли одиннадцать хоринских родов. Когда оба они состарились, жена попросила у Хоридоя для примерки свою одежду, надела её, превратилась в лебедя и улетела через дымовое отверстие юрты. Обычай хоринцев брызгать вверх чай или молоко, когда пролетают лебеди, восходит к этому мифу.
в «Истории происхождения одиннадцати бурятских родов» возводит происхождение хоринцев к , который, согласно его версии, является бежавшим из Тибета министром при Бортэ-Чино. По его версии, Бортэ-Чино был сыном тибетского царя, бежавшим из страны и поселившимся у озера Байкал. Согласно Юмсунову, Бортэ-Чино был на Байкале возведён в ханы местным племенем Бэдэ (для сравнения по-бурятски Бидэ это «Мы», а Гунны «Хүүнүүд» - «Люди») в 304 году, и одновременно Баргу-батор стал его сановником.
Баргу-батор обзавёлся семьёй, и младший из его трёх сыновей Хоридой-мэргэн женился на трёх женщинах, принесших потомство. Его первая жена Баргуджин-гоа из племени бэдэ родила дочь Алан-гоа. Имена сыновей от второй и третьей жены — это эпонимы , известные как названия одиннадцати хоринских родов: вторая жена по имени Шаралдай родила пять сыновей: Галзут, Хуацай, Хубдут, Гучит и Шарайт; третья жена Нагатай родила шестерых сыновей: Харгана, Бодонгут, Худай, Батанай, Саган и Хальбин (этот же состав семьи Хоридая повторяет Тугулдэр Тобын в летописи «Прошлая история хоринских и агинских бурят» ).
Во времена правление Лигдэн-хана часть происходивших от сыновей Хоридай-мэргэна родов под началом Дай-хун-тайджи, сына солонгутского Бубэй-бэйлэ, и его супруги Бальжин-хатун, дочери Лигдэн-хана, около 1613 года бежала на родину своего первопредка, в Забайкалье и расселилась сначала по Аргуни и Онону, а затем, в результате стычек с хамниганами ( эвенками ), по Уде, Хилку, Курбе, Чикою и озёрам Еравна, Хорго, Сакса (Шакша) и Архирей (Арахлей), тогда как часть родов осталась на Ононе. Вслед за этим последовали сражения с хамниганами и с прибывшими из Монголии сородичами баргутами, желавшими вернуть ушедших, и монголами. Победа над ними сплотила хоринцев, а лебеди (считается предками Хоринцев по материнской линии), сопутствовали их победе над вторжением из Внутренней Монголии .
В начале XIX века, согласно Тугулдэру Тобоеву и Вандану Юмсунову , из состава хоринцев выделились 8 родов агинских бурят : харгана, хуацай, галзут, саган, шарайт, хубдут, бодонгут и хальбан, кочующие по рекам Ингода и Чита в Нерчинском округе, а также по рекам Ага и Онон и их притокам на недемаркированных землях.
Генетика
Генетические исследования показывают, что хори-буряты в большинстве своём относятся к гаплогруппе N1c1 . Гаплогруппа N1c1 встречается в основном среди коренных народов севера Евразии . Преобладающими носителями данной гаплогруппы являются — финны (68 %), балты (46 %), якуты (94 %), удмурты (56 %), хори-буряты (78%, у бурят России около 48%) .
Хухуры хори-бурятских родов
Хори-буряты прежде подразделялись на две группы родов — Шаралдаевская пятерка (Шаралдайн табан) и Нагатаевская восьмерка (Нагатайн найман). Шаралдаевскую пятерку составляли роды галзут, шарайт, хубдут, гушит, хуасай. Из Нагатаевской восьмерки ныне доподлинно известно только шесть родов: харгана, батанай, бодонгут, худай, цаган и хальбин .
В старых записях генеалогий хори-бурят, в их летописях и в фольклоре говорится о том, что изначально у них было 13 родов, но 2 из них «потерялись» во время масштабных миграций хоринского народа. Летопись Ш.-Н. Хобитуева указывает имена этих двух родов — qayitul и cingnüt. Д. В. Цыбикдоржиев отождествляет их с западно-бурятскими родами хайтал и сэгэнут .
Роды хори-бурят подразделяются на хухуры (ветви):
- батанай : догшид (докшит, тугшэд, тугчид), шалдан (салдан), бухай (бохой, боохой, бохон), хэдэгэнэ, малан (малаахан, малгаахан), заямха (захимха), шубгэ;
- бодонгууд : оргодой (оргоодой, оргойтой), залаир , будан (бодон), hуури (байра), hарьмайта (hарьмайтай), тэсхэй, зартаган (зэртэхэн), сонхон, ормол, хелго ;
- галзууд : жэнхэн (жэнхэни, жинхэн, жинхан), дэлдэгэр (дэлдгэр, дэлдэгыр, дэлдэгор ), доргошо (доргоши), сарбада (hарбада, hарбадо ), даганхан (дагаанхан, даахай, дагаахай), хабагай, эршим (эршэм), онхот (онхон), хайтал, шоно, ользон (олзон), нохой ураг (нохой-уруг), хатагин , харчин, хорчин, шара-нохой, алилхай (алаахай), монгол, сагаатан (сагаатанда), ногоогод (ногоод, ногоон), саадагта (һаадагта);
- гушад (гучид) : хара гушад (бухэ-хара, хара баатар), шара гушад (шара-мэргэн, мэргэн шара);
- сагаангууд : убэгтэй, убэгэ (убээгэй, убгэй, убэгуй, убгэн), баянгу (баянгуй), хэнзэгэй (хэнзэгэ), улинхай (уляанхай), хушууша (хугшууша), бутэй (бүдэй), шоно;
- хальбан (хальбин) : гутар (гутаар, гуутар), хуригай (хурьгай, хоригой), мэнгэй (мэнгээ), жирохон (жороохон), тэсхэй, баригай, мусхэн (мусэн), зургууд (зургад, зурагаад);
- харгана : хоохэй, моотгон (моотган, моотогон, моодхон, моотхон, мотогон ), баатаржан (батаржан, баторжан, баатаржаан), абга (абхан, абахан, авган ), байтай (байталай), хухэнэт (хухэнууд, хүхэ), онхот, тангут (тангууд, тангад) , баряхан (баряахай, барюухай), хоодой (хуудай), шуудай (шудай, шигудай, сигуудай, сагуудай), хушуун, хоран, батанай (батнай), хурса хутагата, мохо хутагата ;
- хуасай : баршюха (баршюуха, баршууха, баршиуха, боршихо, боршиихо, бориишха, барюушха), бэгтэр (бэктыр, бэдэтур, бухтэр, богдор, богтор), боохой (бохой), сагаан-малгай (сагаан малгата) , тогтор (тогдор), онгор (обогор, онгоодор), баабагар (бабгар, бабагар), харилхан (хурилхан, хуригахан), табахал (таабахал), баяахан, ухээлэй;
- хубдууд : лэглут (лыглут, лэглууд, лиглид), улаалзай (улалзай, урялзэ ), байтай (бойтой), нохой (нохой-уруг), цагалзай (сагаалзай, сагалжа, сагаалжа), тэмурчин (тумэршэ, тумэршэн), борюха (борюуха, барюуха, бурюуха, боригоохо), бадлай, ургаша;
- худай : залгюр (залхи, зальтир), кудуй (худуй, хуудэй, хуугэдэй), михан, алагуй, хара-тулуй (хара тоолэй), хонтон (хунда, хундуу), бэцыхэй (бэцээхэй), зэмхэт (жэмгэд), бушхэй, шилхар (шалхар), римгид;
- шарайд : ахайд (ахайдай, ахайтай), долоод (долот, долоогаад, долоон), хагшууд (хагшуул, хакшют, хогшууд, хошууд, гэгжид, гэгшэд), ходонца (худанса, хурса хутагата худамса) , тоботой (тободой, дободой, доботой, табатай), дэлдэй (далтай, дэлдээ), сунит (сүнид, сүмид) , субада, танга, халбанаг, пуусагад, балтягий .
Помимо этого выделялись следующие административные роды: баруун-хуасай, зүүн-хуасай; баруун-харгана, зүүн-харгана; баруун-хубдууд, зүүн-хубдууд .
В составе рода галзуд, проживающего среди булагатов и эхиритов выделяют следующие ветви: тодок, маншуна (маншууна), ходо (хоодо), ухин, яньхин (енхэн), нохой-галзуд , нэхэли-галзуд, дархан-галзуд , зэнхэн-галзуд, ухантай-галзуд . В составе хамниганского рода мунгал, проживающего среди баргузинских эхиритов, значится ветвь галзутского происхождения гальдзогир . Род галжан иргид в составе иркитов Монголии , согласно Б. З. Нанзатову, имеет галзутское происхождение .
А. Очир высказал предположение о родстве элджигинского рода халбуу с родом халбин у хори-бурят . Согласно Г. О. Авляеву, роды му-хорин, гучад, шарайд в составе калмыков - торгутов имеют хори-бурятское происхождение. Также он высказал предположение о родственности кебютов в составе калмыков- дербетов с хори-бурятским родом хубдут . Ряд исследователей в роде хуасай (ухасай) видит прямых потомков меркитского рода хоас (увас) . С хори-бурятами отождествляется род хор в составе югуров , а также хоролоры в составе якутов . В состав якутов входят батулинцы , отождествляемые с хори-бурятским родом батанай .
См. также
- Хоринские буряты
- Агинские буряты
- Хоринский район
- Делегация хори-бурят к царю Петру I (1702-1703 гг)
- Хори-туматы
- Тумэты
- Бурятские этносы, племена и роды
Ссылки
- на сайте История Хоринского района
Примечания
- Евстигнеев Ю. А. . — Litres, 2008. — 330 с. — ISBN 9785457236653 .
- (неопр.) . cyberleninka.ru. Дата обращения: 1 сентября 2017.
- (неопр.) . Endangered Languages. Дата обращения: 18 июля 2019.
- Хроника Тугулдар Торбоева (Прим. Н. Н. Поппе 5) // Летописи хоринских бурят // Труды института Востоковедения XXXIII. М-Л. АН СССР. 1940 © текст — Поппе Н. 1940.
- .
- Бурятские летописи / Сост. Ш. Б. Чимитдоржиев и др. — Улан-Удэ, 1995. — С. 5.
- Бурятские летописи / Сост. Ш. Б. Чимитдоржиев и др. — Улан-Удэ, 1995. — С. 37—38.
- Бурятские летописи / Сост. Ш. Б. Чимитдоржиев и др. — Улан-Удэ, 1995. — С. 21, 91.
- Харьков В. Н., Хамина К. В., Медведева О. Ф., Симонова К. В., Еремина Е. Р., Степанов В. А. // Генетика. — 2014. — Т. 50, № 2. — С. 203—213.
- Нанзатов Б. З. . — Иркутск, 2005. — 160 с. — ISBN 5-93219-054-6 .
- Цыбикдоржиев Д. В. // Культурное наследие народов Центральной Азии. Вып. 3. — 2012. — С. 120—148 .
- ↑ Крадин Н. Н., Янков А. Г. // Уральский исторический вестник. Этнокультурная динамика. — 2017. — № 2 (55) . — С. 96—105 .
- ↑ Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. — 664 с.
- Нанзатов Б. З., Содномпилова М. М. // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук.
- Дашеева С. Н. (неопр.) . nsportal.ru. Дата обращения: 25 июня 2018.
- Нанзатов Б. З., Содномпилова М. М. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2016. — № 3 (23) .
- (неопр.) . horidoimergen.blog.gogo.mn. Дата обращения: 29 июля 2018.
- (неопр.) . burunen.ru. Дата обращения: 29 июля 2018.
- (неопр.) . ehozanchal.ru. Дата обращения: 29 июля 2018.
- (неопр.) . ИРКИПЕДИЯ — портал Иркутской области: знания и новости. Дата обращения: 1 сентября 2017.
- Б. Адъяа, Д. Дэмбэрэлдорж. . — Эрдэнэт: Монгол Судар, 1998. — С. 77. — 104 с.
- Нанзатов Б. З. // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15—27 .
- Балдаев С. П. Родословные легенды и предания бурят. Ч. 1 — Улан-Удэ, 1970.
- Нанзатов Б. З. // Евразия в кайнозое. Стратиграфия, палеоэкология, культуры. Вып. 6. — 2017.
- Нанзатов Б. З. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2015. — № 2 (18) .
- Нанзатов Б. З. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2013. — № 2 .
- Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. — 2-е изд., перераб. и исправл. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. — 325 с. — ISBN 5-7539-0464-5 .
- Ушницкий В. В. (рус.) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. — 2009. — Т. 8 , № 3: Археология и этнография . — С. 212—221 .
- Тенишев Э. Р. // Советская этнография. — 1962. — № 1 . — С. 59—66 .
- Ушницкий В. В. // Этнокультурные взаимодействия в Евразии: пространственные и исторические конфигурации. — 2012. — С. 218—231 .
- Цыбикдоржиев Д. В. . — Улан-Удэ: Бурятский научный центр СО РАН, 2003. — С. 276. — 290 с.
- 2020-06-07
- 1