Interested Article - Иргит

Иргит, иркит ( хак. іpгіт , монг. эрхүд, эрхид , бур. ирхид) — род ( сеок ) в составе некоторых тюркских и монгольских народов. Иргиты известны в составе хакасской этнической группы сагайцев , алтайцев и тувинцев . Этноним «эрхид/иркит» также присутствует в числе родовых имён дархатов , бурят , сойотов и урянхайцев .

Этноним

Некоторые исследователи считают, что название «иркыт» или «эрхүд» возникло путем присоединения аффикса -д (-d) к древнетюркскому слову ирки . Ирки(н) на тюркском языке означает «гражданин, народ» . В монгольском языке данное слово известно в форме «иргэн» в значении «народ, люди, гражданин» . Существует версия тунгусо-маньчжурского происхождения слова «иргэн» .

Происхождение

Иргиты считались у хакасов потомками кыргызов , проживавших ранее в верховьях реки Белый Июс и по р. Уйбат . По Б. З. Нанзатову, иркиты — потомки саянских самодийцев . Согласно А. Очиру, иркиты — потомки тюрков теле . В свою очередь, в отношении теле А. С. Шабаловым аргументирована версия монгольского происхождения .

История

С древнейших времен среди племён, обитавших по местам Танну-ула и Саян , имелся род иркит (иргид). В VIII—IХ вв. иркиты, по А. Очиру, входили в состав племени теле , которые составляли основное население Уйгурского ханства . Они с давних времен были в тесных отношениях с тюрками , саянскими самодийцами и монголами . Монголы их называли эрхид и эрхүд. Кроме Монголии , роды иркыт или эрхүд зафиксированы также в России — среди бурят , алтайцев , тувинцев и хакасов . Распространение родов с таким названием свидетельствует о том, что когда-то племя эрхид было крупным и многочисленным, имело широкие связи с сопредельными племенами и государствами, принимало участие в исторических событиях .

Иркиты в составе бурят

Этнические группы бурят в начале XVII века

По мнению Б. З. Нанзатова, носители этнонимов иркит и ирхидэй (эрхидэй) в составе бурят могут иметь близкое происхождение. При этом род ирхидэй вошел в состав булагатов , по предположению Нанзатова, ещё в эпоху курыкан , тогда как иркиты вошли в состав бурят в XVIII—XIX веках . Род иркит входит в состав сойотов , тункинских и окинских бурят ; булагатский род ирхидэй — в состав идинских бурят (в состав идинского племенного объединения обогони олон) . По номерному признаку род эрхидэй включал I и II эрхидеевы роды. В состав рода эрхидэй входит подрод галбантан .

Иркиты Монголии и Китая

В Монголии проживают представители следующих родов: эрхид (иргит) среди дархатов ; эрхит (иркид), хасахан иркид среди алтайских урянхайцев . Часть иркитов также приняла участие в формировании хубсугульских урянхайцев . В составе хубсугульского хаасутского хошуна был отмечен род ирхыт (иркит) . Род иркит также присутствует в составе тувинцев Монголии и Китая .

Кроме этого в Монголии проживают носители следующих родовых фамилий: адай иргид, адай иргит, галжан иргид, галжан иргит, жод иргид, иргид, иргит, иргэд, иргэн, иргэт, иркит, иркыт, иркэт, ирхид, ирхит, ирхыт, ирхэд, ирхэт, моол иргид, моол иргит, улуг иргид, улуг иргит, чоод иргид, чоод иргит, чооду иргид, шунгуур иргид, шунгуур иргит, эрхид, эрхит, эрхүд, эрхүү, эрхүүд, эрхэд, эрхэт .

В составе иркитов Монголии упоминаются следующие роды: адай иргид, ак иргид, галжан (галчан, калчан) иргид, оорцог иргид, чоод иргид, моол иргид, кара иргид, шунгуур иргид, улуг иргид , бэглиг иргид, оол иргид, арыг (жинхэнэ) иргид, газак иргид, биче иргид, жангыыр иргид, кызыл иргид, мунгуш иргид, дунгуш иргид, донгак иргид, өөлэд иргид, иргид хөег , жоос иргид, улуг суман иргид , кулжун иргид . Название рода галжан представляет собой вариацию бурят - монгольского этнонима галзууд, название рода моол — этнонима монгол .

На территории аймака Ховд проживают носители следующих родовых имен: ак иргит, улуг иргит, адай иргит, моол иргит, калчан иргит, джод иргит .

В аймаке Баян-Улгий проживают ак иргит, шунгуур иргит, адай иргит, чооду иргит .

Иргиты также проживают на территории Китая. Иргиты здесь включают в свой состав следующие ветви: улуг иргит, бичии иргит .

Литература

  • Энциклопедия Республики Хакасия : [в 2 т.] / Правительство Респ. Хакасия; [науч.-ред. совет.: В. А. Кузьмин (пред.) и др.]. — Абакан: Поликор, 2007. Т. 1: [А — Н]. — 2007. — 430, [2] с.: ил., портр. — Библиогр. в конце слов. ст. — С. 243.

Примечания

  1. Дугаров Б. С. О происхождении рода иркит (эрхид) // Problems of Ethnic History of Nomadic Peoples in Central Asia. — Ulaanbaatar, 2002. — P. 147—155.
  2. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
  3. Дарваев П. А. . — Элиста: Джангар, 2003. — С. 129. — 280 с. — ISBN 9785945870932 . 21 июня 2020 года.
  4. . — Волгоград: Учитель, 2006. — С. 513. — 560 с. — ISBN 9785705709465 . 19 июня 2020 года.
  5. Нанзатов Б. З. Тунгусский и самодийский пласты в этногенезе монгольских народов // Сибирский сборник. — 2014. — № 4 . — С. 552—561 .
  6. Шабалов А. С. Происхождение уйгуров, ойратов (калмыков) и других телэских племен XVIII в. до н. э. — XIV в. н. э. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного технического университета, 2014. — 248 с.
  7. Нанзатов Б. З. от 22 января 2021 на Wayback Machine . — Иркутск, 2005. — 160 с. — ISBN 5-93219-054-6 .
  8. Нанзатов Б. З. // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15—27 . 16 ноября 2021 года.
  9. Нанзатов Б. З. (неопр.) . КиберЛенинка. Дата обращения: 4 июля 2018. 5 июня 2019 года.
  10. Балдаев С. П. Родословные легенды и предания бурят. Ч. 1 — Улан-Удэ, 1970.
  11. Нанзатов Б. З. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2013. — № 2 . 27 марта 2019 года.
  12. Монгуш М. В. . — "Наука", 2002. — 156 с. — ISBN 9785020306448 . 6 марта 2019 года.
  13. Донгак А. С., Бадарч Б., Саая О. М. Этнокультурные традиции урянхайцев Монголии (на материале полевых исследований) // Азия и Африка сегодня. — 2018. — № 8 . — С. 68—74 .
  14. . — БФ СО АН СССР, 1983. — С. 98. — 147 с. 19 июня 2020 года.
  15. Данилова З. А. . — IMBT, 2009. — С. 20. — 227 с. — ISBN 9785792503250 . 21 июня 2020 года.
  16. (неопр.) . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 4 января 2019. 12 декабря 2020 года.
  17. Ганболд О. М. // Древние культуры Монголии, Байкальской Сибири и Северного Китая. — 2016. — Октябрь. — С. 208-2014 .
  18. . — ShUA-iĭn Tu̇u̇khiĭn Khu̇rėėlėngiĭn Ėrdmiĭn Zȯvlȯl, 2006. — С. 135. — 168 с.
  19. (неопр.) . Дата обращения: 4 января 2019. 4 января 2019 года.
  20. (неопр.) . docplayer.ru. Дата обращения: 15 ноября 2018. 16 ноября 2018 года.

Same as Иргит