В китайских источниках это искаженная китайская форма термина
ойраты
— то есть западные монголы.
Этимология названия
По одной из версий э
тноним
олёт является искажённым (китайским) произношением термина «ойрат».
Есть несколько вариантов происхождения имени «ойраты» у различных исследователей:
Название происходит из монгольских языков: «Ойрат есть монгольское слово в переводе: союзный, ближний, союзник» Н. Я. Бичурин. өөр (совр. калм.), ойр (совр. халх.) — ближний, близкий (географически); живущий по соседству, недалеко.
Слово «ойрат» распадается на два термина «ой» и «арат» (лесные люди). На совр. халх.: ойн иргэд — лесное племя, ойн ард — лесной народ. (Банзаров Д.)
Происхождение этнонима «ойрат» (оjiрад) и «огуз» из общей формы огізан либо огіз (монг. ojiран, мн. ч. ojiрад).
Тотемное происхождение термина «ойрат» (в значении волк) считается не случайным совпадение с финским «koira» (собака), то есть табуизированным (запрещающим вслух употреблять имя предка, заменяя его родственным словом) названием волка. У калмыков считающих своим предком чонэ (волка) ранее часто волк, помимо своего основного имени — чонэ, назывался "тенгрин ноха" — небесная (божественная) собака. Гипотеза может говорить о возможности контактов финно-угорских племен с предками западных монголов в районе Минусинской котловины.
В
19 веке
олёты кочевали в основном на западе Кобдоского округа, тогда входившего в
Китайскую империю
, и занимавшего весь северо-западный угол Монголии (45° и 50° северной широты и 57° и 65° восточной долготы). Кобдоский округ имел бо́льшую площадь, чем современное место расселения олётов —
Кобдоский аймак
. В период
цинского
владычества главным начальником округа был китайский чиновник-
мандарин
(монг. хебей-амбань, с резиденцией в городе
Кобдо
), а для решения непосредственно монгольских дел, при нём состоял специальный чиновник из монголов — монгол-дзурган
.
Верующие олёты исповедуют
тибетский буддизм
. В
XIX веке
самым богатым и людным монастырём в Кобдоском округе считался монастырь племени
дюрбютов
, он находился при ставке их князя в местности Улангом
(современный город
Улангом
, монастырь Дечинравджаа).
Главным занятием олётов, как и почти всех
монголов
, в
XIX веке
являлось
скотоводство
. Помимо него они занимались охотой — для добывания шкур (в основном куниц) и мяса (сурков)
. Исследователь Эрдэнэболд Лхагвасурэн пишет о зачатках земледелия у олётов в долине реки Ховд, начало которому они положили переселившись сюда после распада
Джунгарского ханства
(кон.
XVII века
)
. Упоминается также о повинности олётов, наложенной
цинским
правительством — доставка дров для казённых зданий в городе
Кобдо
.
Торговля в местах проживания олётов была сосредоточена в руках китайцев и русских. Предметы вывоза в Китай из Кобдоского округа — бараны (выгонялось до миллиона голов), овчины, шерсть овечья и верблюжья, а импорт из Китая —
бязь
, кирпичный чай и разные произведения китайских кустарей, так как среди монголов не было ремесленников (кроме кузнецов и мастеров серебряного дела). Импорт из России —
юфть
, плис, бумажные товары, железные и медные изделия, подносы, тазы, сундуки и прочее; экспорт — рогатый скот (для выгона в город Иркутск), сурочьи шкуры, овечья и верблюжья шерсть
.
Западные монголы — это условно называемые «ойрат-монголы», в противопоставление северным (
халха-монголам
) и южным (ордос-монголам). Помимо этих групп существуют также
буряты
и различные малочисленные маргинальные группы. В ранних мусульманских, и следующих им старых русских источниках, западные монголы назывались
калмыками
, сейчас это называние закрепилось за ойратами, обосновавшимися в
XVII веке
в низовьях
Волги
. (Монголы // [bse.sci-lib.com/article077785.html Большая советская энциклопедия] / Гл. редактор А. М. Прохоров. — 3 издание. — Москва: «Советская Энциклопедия», 1973. — 629 тыс. экз.)
↑ Олеты // Советская Историческая Энциклопедия / Гл. ред. Е. М. Жуков.. —
М.
: Советская энциклопедия, 1961-1976. .
↑
Жуковская Н. Л.
Олеты // / Гл. ред. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский.. —
М.
: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 928 с. —
ISBN 5-85270-155-6
.
(недоступная ссылка)
.
↑
Эрдэнэболд Лхагвасурэн
. от 5 марта 2016 на
Wayback Machine
: Дис. канд. ист. наук : Улан-Удэ, 2005 165 с. РГБ ОД, 61:05-7/1082
Потанин Г. Н.
Очерки Северо-западной Монголии. — СПб., 1881. — Вып. 2. c. 39-40.
Литература
Хойт С.К.
Антропологические характеристики калмыков по данным исследователей XVIII-XIX вв. // Вестник Прикаспия: археология, история, этнография. № 1. Элиста: Изд-во КГУ, 2008. с. 220-243.
Хойт С.К.
Калмыки в работах антропологов первой половины XX вв. // Вестник Прикаспия: археология, история, этнография. № 3, 2012. с. 215-245.