Interested Article - Успенский собор (Дмитров)

Собор Успения Пресвятой Богородицы ( Успенский собор ) — второй кафедральный собор Сергиево-Посадской епархии Русской православной церкви , расположенный в кремле города Дмитрова Московской области . Памятник архитектуры начала XVI века .

История

Время строительства существующего собора не задокументировано. В литературе названо несколько гипотетических дат, связанных с княжением в Дмитрове князя Юрия Ивановича . Возможное ктиторство великого князя никем из исследователей серьёзно не рассматривалось. Обычно закладку собора относят к 1507 или к 1509, а завершение к 1533 году. В монографии А. В. Яганова и Е. И. Рузаевой завершение строительства отнесено к 1512 году.

Ранее предполагалось, что погреба храма принадлежали белокаменному храму XIV века, но исследования С. А. Гаврилова 1976—1979-х годов опровергли эти гипотезы . Исследование 1976—1979 гг. опровергло и другую устоявшуюся ошибку: двухъярусные паперти вокруг церкви построены одновременно с ней. До исследования 1976—1979 гг., все историки и реставраторы, в том числе, и проводившая реставрацию Успенского собора в 1961—1965 годах Е. Р. Куницкая, ошибались в позднем происхождении папертей .

Обычно, при описании архитектуры собора отмечают сильное влияние форм московского Архангельского собора , построенного в 1505—1508 годах итальянскими мастерами под руководством Алевиза Нового и по заказу Ивана III , отца дмитровского князя. Однако круг итальянизирующих элементов дмитровского собора значительно шире того набора, который можно было взять в Архангельском соборе. Следует говорить, что в обоих храмах использованы одинаковые, но по-разному интерпретированные ренессансные элементы. В публикациях отмечалось, что Успенский собор вышел строже и монументальнее своего прототипа. В постройке дмитровского Успенского собора итальянцы принимали самое непосредственное участие. Наиболее вероятным автором Успенского дмитровского собора мог быть архитектор-итальянец. Ему, как считает С. А. Гаврилов, незачем было обращаться к Архангельскому собору как к образцу. Он мог обращаться к опыту Ренессанса самостоятельно и по-своему мог преломлять свой собственный ренессансный опыт на русской почве. Публиковались разные мнения о возможных авторах (назывались имена Алевиза Нового, ростовского зодчего Григория Борисова), но без серьёзного обоснования.

Первоначальный облик

Успенский собор Дмитровского Кремля
Вид с земляного вала

Пятиглавый четырёхстолпный на высоком подклете и с выложенными белым камнем погребами был окружён крытой арочной галереей в два яруса и имел позакомарное лемешное покрытие. Первоначально барабаны были каменными (в настоящее время они деревянные). Исходная форма глав неизвестна.

Воздействие архитектуры Архангельского собора выразилось в приёмах обработки стен филёнками , в наличии трёхчастного антаблемента в основании закомар , которые к тому же заполнены группами окон- люкарн . К особенностям храма относят гранёную снаружи форму апсид .

Уникальными деталями наружного декора собора являются три изразцовых барельефа середины XVI века : круглый, диаметром 3 метра, барельеф, изображающий Георгия Победоносца , и два распятия . Но изразцовые иконы на фасадах собора появились только в XVIII в. По предположению В. В. Кавельмахера и М. Б. Чернышёва, привезли их дмитровские купцы с Борисоглебского собора в Старице .

По мнению С. А. Гаврилова, первоначальная звонница находилась рядом с собором, на специально устроенном выступе фундамента с восточной стороны от северной апсиды. Вероятно, в XVI начале XVII века она уже была разрушена. В начале 1980-х годов С. А. Гаврилов обнаружил первый ярус второй звонницы, пристроенной к восточной арке северной паперти . Метлин при описании ветхостей XVIII века именно эту звонницу обозначил: «колокола висят на левой стороне паперти, что в углу». Предположение А. В. Яганова о том, что это сохранившаяся часть северного крыльца, ошибочно.

Перестройки и реставрации

Ночная подсветка

В середине 1660-х к собору пристроили лестницу на ползучих арках, на месте её нижнего рундука в 1793—1796 по проекту архитектора М. Я. Агафонова, крепостного князя И. Ф. Голицына, была построена колокольня в стиле классицизма . Чуть ранее, в 1790—1791, позакомарное покрытие было заменено на четырёхскатную кровлю, а каменные барабаны на деревянные.

В 1820-е годы Александром Элькинским , возможно, был реконструирован купол колокольни при установке часов, в 1823—1825 годы каменных дел мастер итальянец Л. Карлони на месте первоначальной северной галереи строит Покровский придел в псевдоготическом стиле по проекту Фёдора Шестакова 1822 года (подлинный авторский чертеж 1822 года Ф. М. Шестакова у наследников фотографа П. И. Глухова, работавшего в музее в начале 1930-х годов, в 1987 году обнаружен С. А. Гавриловым и приобретен Дмитровским музеем), в 1841 году архитектор Дмитрий Борисов строит аналогичный и с южной стороны (подлинный авторский чертеж 1842 года Д. Ф. Борисова найден и приобретен тогда же). Тогда же по углам появились ещё 4 широких деревянных барабана с куполами, придавшие всему собору пирамидальную композицию.

После революции собор долгое время функционировал, но в 1932 был закрыт и передан музею. В середине 1930-х с его куполов сняли кресты, а в августе 1941 была разобрана верхняя часть колокольни. В 1961—1965 силами под руководством Е. Р. Куницкой проведена реставрация, колокольня восстановлена, однако были сняты угловые барабаны. В 2001—2003 после новой реставрации под руководством В. И. Нестеренко по проекту архитекторов А. В. Яганова и И. Ю. Коровина их возобновили. Богослужения вновь начали проводиться в одном из приделов собора ещё в 1991, в 2002 музей переведён в новое здание, храм полностью передан Русской православной церкви и 23 июля 2003 освящён.

Интерьер

Изразцовый барельеф с изображением Георгия Победоносца (XVI век)

Сохранился резной иконостас работы мастеров Оружейной палаты (конец XVII века), две иконы которого относятся к началу XV века , а также роспись XIX века . По свидетельству кандидата искусствоведения Лидии Евсеевой, от свечной копоти и сквозняков иконы пришли на грань гибели: на иконе XV века «огромные вздутия, которые могут обвалиться»; на иконах конца XVII века шелушение . Никаких мер по спасению памятников древнерусской живописи РПЦ не принимает .

Между 1646 и 1713 годами в собор перенесена древняя икона , изображающая Дмитрия Солунского на троне и ранее хранившаяся в деревянной церкви в дмитровском кремле. Написана она была в конце XII века и, по предположению В. И. Антоновой, была подарена Всеволодом Большое Гнездо городу Дмитрову после его разорения в 1181 году. В советское время икона передана в экспозицию Третьяковской галереи . До 1933 года в соборе хранился крест (начало XIV века ), ныне находящийся в запасниках Третьяковской галереи. Первая роспись стен появилась после 1813 года.

В 1792 году в собор перевезли шатровое епископское место из Крутицкого архиерейского дома , являющееся прекрасным образцом резьбы и декоративной росписи XVII века.

Примечания

  1. Из монографии «Успенский собор в Дмитрове» Яганов А. В., Рузаева Е. И. как бы, естественно, вытекает, что это их авторская заслуга в установлении факта единовременности, но они могли исследовать памятник только в 2001—2003 годах (о чем они сами оговорились в предисловии монографии), имея на руках исследование С. А. Гаврилова, его же проект реставрации 1983г и значительный объем устной информации, поскольку А. В. Яганов работал техником в бригаде С. А. Гаврилова с 1986 по 1991 год. Хохлова С. П. Успенский собор города Дмитрова (к вопросу об итальянских влияниях в древнерусской архитектуре первой трети XVI века) в кн. Архитектурное наследство № 50 М 2009 с 137—158 от 19 июля 2014 на Wayback Machine Экспертное заключение В. В. Кавельмахера 1999 г.
  2. как правило, в современной литературе их называют галереями, но в XVI в. не называли
  3. Каталог памятников Московской области под ред. Подъяпольской Е. Н., т.1 М.1978г
  4. В монографии Яганова А. В., Рузаевой Е. И. об исследовании иконы сказано, что в исследовании приняли участие С. А. Гаврилов и В. В. Кавельмахер, но, не сказано, кто проводил исследование. В 1993 году началась реставрации иконы (Чикина И. А., Волосенко О. В. по договору с Управлением охраны памятников Московской области). Но «реставраторы» прилепили Георгию нос гигантских размеров, сделали культю вместо руки и т. д., поэтому увидевший эту «реставрацию» С. А. Гаврилов заставил снять реставрационные долепки и переделать все детали по его эскизам. Во время этих работ было выполнено исследование лицевой поверхности иконы. Гаврилов С. А. установил, что первоначально икона располагалась на вогнутой, то есть сферической поверхности и подтвердил мнение В. В. Кавельмахера и М. Б. Чернышева о том, что икона на стене Успенского собора появилась предположительно в XVIII веке. Дополнительно были вынуты из кладки несколько изразцовых городков, считавшихся поздними. На румпах изразцов обрамления была обнаружена цифирь первоначальной маркировки. В извлечении изразцов из кладки и очистке их от раствора приняли техническое участие Яганов А. В. и Рузаева Е. И.: . Фото иконы Георгия из моногафии Яганова А. В., Рузаевой Е. И.
  5. фото иконы северного Распятия
  6. фото иконы южного Распятия
  7. В. В. Кавельмахер Борисоглебский собор в Старице от 28 июля 2011 на Wayback Machine
  8. В. В. Кавельмахер Способы колокольного звона 1986г от 17 апреля 2009 на Wayback Machine
  9. (неопр.) . Дата обращения: 17 июля 2019. 27 января 2020 года.
  10. (неопр.) . Дата обращения: 29 октября 2007. Архивировано из 11 ноября 2007 года.

Литература

  • Подъяпольская Е. Н. . Вып. 1 — М.: Стройиздат, 1999.
  • Яганов А. В., Рузаева Е. И. Успенский собор в Дмитрове. — М.: Северный паломник, 2003. — 304 с.
  • Хохлова С. П. Успенский собор города Дмитрова (к вопросу об итальянских влияниях в древнерусской архитектуре первой трети XVI века) // . № 50. — М.: 2009. С. 137—158.

Ссылки

  • Кирилл Соловьёв
  • Сунгуров Р. // Литературная газета, № 38-39 (6139)

Same as Успенский собор (Дмитров)