Interested Article - Ван дер Лек, Барт

Барт ван дер Лек ( нидерл. Bart van der Leck ; 26 ноября 1876 , Утрехт , Нидерланды 13 ноября 1958 , Бларикюм , Нидерланды) — голландский художник, один из основателей движения «Стиль» .

Биография

Барт ван дер Лек родился в 1876 году в Утрехте , в семье маляра. В возрасте 14 лет оставил школу и долгое время работал подмастерьем в различных витражных мастерских . Этот опыт впоследствии окажет влияние на его творчество.

C 1900 по 1904 годы, благодаря полученной стипендии, обучался в Школе искусств и ремёсел Амстердама, а также в Амстердамской государственной академии искусств .

В 1910 году познакомился с Х. П. Бреннером, художником, искусствоведом и торговцем произведениями искусства, который приобрёл несколько работ ван дер Лека . Позднее Бреннер представит его , известному коллекционеру искусства. Она долгие годы поддерживала художника, приобретая бо́льшую часть его работ, которые до сих пор находятся в созданном ею музее .

В 1916 году ван дер Лек встречает Пита Мондриана , основателя движения «Стиль» . Знакомство с Мондрианом и его теорией окажет большое влияние на ван дер Лека, но их сотрудничество будет недолгим. Уже в 1918 году ван дер Лек порывает с группой и разрабатывает собственную стилистику, обогащённую идеями неопластицизма , но во многом отходящую от его принципов .

Ван дер Лек умер 13 ноября 1958 года в собственной студии за мольбертом .

Творчество

Композиция ван дер Лека

В своих ранних работах ван дер Лек находился под влиянием ар нуво и голландских импрессионистов . В 1910—1912 гг. в его творчестве преобладали реалистические тенденции: художник изображал в основном представителей рабочего класса (прачек, рабочих, рыбаков и пр.) . В 1912—1915 гг. его стиль преимущественно тяготел к абстракции . Сюжеты узнаваемы, но предельно стилизованы; преобладают основные цвета .

Переломным моментом в творчестве ван дер Лека стало знакомство с Питом Мондрианом. Под влиянием идей неопластицизма он ещё больше склоняется к абстракции и создаёт работы в мондриановской стилистике . Однако, после недолгого сотрудничества с группой «Стиль», ван дер Лек отходит от основного постулата неопластицизма — «денатурализации» действительности, то есть использования в искусстве исключительно абстрактных форм. Свои композиции он продолжает выстраивать из простых геометрических фигур, однако их очертания легко узнаваемы — художник изображает в основном людей и животных. Лишь в последние годы жизни ван дер Лек вновь возвращается к нефигуративной живописи .

Помимо живописи и графики, ван дер Лек занимался архитектурой, дизайном и керамикой. Он разрабатывал дизайн мебели, посуды, ваз, тканей, ковров, гобеленов .

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. — 2009.
  3. (англ.)
  4. (нидерл.)
  5. ↑ .
  6. (неопр.) . Дата обращения: 1 декабря 2015. 11 сентября 2015 года.
  7. (неопр.) . Дата обращения: 1 декабря 2015. 5 марта 2016 года.
  8. (неопр.) . Дата обращения: 1 декабря 2015. 31 января 2016 года.
  9. (неопр.) . Дата обращения: 1 декабря 2015. 4 марта 2016 года.

Литература

  • Bart van der Leck, ed. Toos van Kooten. — Otterlo, Rijksmuseum Kröller-Müller, 1994. — 215 p. — ISBN 9073313082
  • Cees Hilhorst. Vriendschap Op Aftstand: De Correspondentie Tussen Bart Van Der Leck En H.P. Bremmer. — Art Books Intl Ltd, 2000. — 230 p. — ISBN 9068682121 .

Ссылки

  • Christine Karman. (англ.) . Дата обращения: 1 декабря 2015.
  • (нидерл.) . Дата обращения: 1 декабря 2015.
  • (англ.) . Дата обращения: 1 декабря 2015.

Same as Ван дер Лек, Барт