Interested Article - Караимы Турции
- 2020-09-29
- 2
Караимская община Турции — компактное поселение караимов в Стамбуле , история возникновения которого восходит к IX веку.
Историческая судьба караимской общины Турции
Караимы поселились в Стамбуле более 1000 лет назад — в IX веке.
История общины в XII—XIX вв.
В это время караимская община была уже достаточно многочисленна (в XIV веке в Стамбуле насчитывалось 7 кенас ). Община Крыма в этот период также была велика (в XV веке в Солхате проживало 2000 караимов, которые содержали 2 кенасы и четыре религиозные школы, так называемые мидраши ). Большая часть стамбульских караимов проживала в это время в квартале Кара Кой.
После захвата Константинополя османами в 1453 году караимская община продолжала развиваться, в основном, под руководством семьи Башиячы. Позднее центр караимского мира переместился в Крым и Восточную Европу. Роль караимской общины Стамбула при этом отошла на второй план.
В начале XVII среди наиболее активных членов общины можно выделить членов семьи Беги: Моисей бен Бенджамин Беги, Иосиф бен Моисей Беги, Элия Афида Беги; Самуэль Беги был гахамом .
Свидетельства путешественников :
- 1642 г. — пилигрим Самуэль Бен Давид присутствовал на Пасхе.
- 1654 г. — Моисей Элия га-Леви дал описание общины (он присутствовал на церемонии обрезания в местной кенассе).
- 1685 , 1687 гг. — Бенджамин бен Элия провёл 150 дней в Стамбуле.
- В 1831-32 гг. вследствие восстания феллахов в 1834 году почти все караимы Иерусалима переехали в Стамбул.
-
1839
г. — шотландские миссионеры Бонар и МакЧейни оценили число караимских домохозяйств в одну сотню. Все они находились в пригороде Хаскёй. Они так описывают встречу с караимами:
«Мы достигли верхней части залива Золотой Рог, чтобы побывать в квартале Хаскёй и скоро достигли караимской синагоги. Здесь мы встретили евреев, общей численностью 80 человек. Их обувь была оставлена возле двери… Все они сидели во время проповеди своих священников».
- 1856 г. — Л. А. Франкль насчитал в Стамбуле 200—250 человек (50 дворов). Он нашёл караимскую кенаса более чистой, чем синагогу сефардистов, а службу — восточной по стилю. Её проводил человек, произносящий слова молитвы нараспев и касающийся лбом земли.
Динамика численности общины
- 1839—400-500 человек (100 дворов), по свидетельствам шотландских миссионеров Бонара и МакЧейни;
- 1856—200-250 человек (50 дворов), приблизительно оценил Л. А. Франкль
- 1955—350 человек
- 1982 — 80 человек
- 2004 — 80 человек
История общины в новейшее время
В 1900 году султан Абдул-Хамид II предоставил караимской общине статус религиозного независимого меньшинства и во главе его был поставлен джемаат баши (для Стамбула и провинций).
После русской революции и второй мировой войны в местную общину влились вновь прибывшие караимы из России. Так, в 1919 г. в Стамбуле проживала семья Симы Минаш , в том числе и его дочь-художница Женя Минаш .
В 1955 году караимская община состояла из 350 человек.
В 1960-70 гг. караимы покинули квартал Хаскёй; жизнь общины приходит в упадок.
В 1982 году в Стамбуле оставалось только 80 караимов.
Сегодня караимская община Стамбула насчитывает около 80 человек, чьими отцами и матерями являются караимы. Община придерживается чрезвычайно строгих правил в отношении смешанных браков: вступивший в такой брак теряет членство в общине и не может быть похороненным на караимском кладбище. Из-за отсутствия караимского религиозного суда, в современной Турции, принятие караимства невозможно. В этой связи, многие турецкие караимы ищут спутников жизни в Израиле. Браки с крымскими караимами в общине не признаются, так как в СССР не практиковались религиозные браки и невозможно проследить чистокровность современных караимов проживающих в странах СНГ. Несмотря на это, ассимиляция продолжается, из 80 человек, проживающих в Стамбуле, было создано только 12 караимских семей. Однако, по устному сообщению активистки общины Маргорит Леви община очень сплочена и состоятельные караимы поддерживают неимущих.
В прошлом, караимы были торговцами (в частности, жемчугом), ремесленниками (ювелирами), и коммивояжёрами; многие из тех караимов бывали в Одессе по торговым делам, но их также часто можно было встретить среди лиц свободных профессий. Ныне наиболее популярными профессиями среди караимской молодежи являются медицина и ювелирное дело. На крытом рынке Стамбула, до сих пор сохранилась т. н. «Караимская» улица, на которой работает несколько ювелирных магазинов принадлежащих караимам.
Активные члены караимской общины в Турции :
- Бенджамин Леви
- Маргорит Леви-Яфет
- Сеня Яфет, доктор
- Якуб Танатар
Связь караимских общин Турции и Крыма
История караимов Стамбула (Константинополя) очень длинна и непосредственно связана с историей крымских караимов. Б. С. Ельяшевич описал вклад караимов Константинополя (Стамбула) в развитие караимской культуры.
Такие известные личности, как вероучитель Аарон I (1260—1320 гг., Солхат-Константинополь) и поэт Эрак (который перевёл «Бахчисарайский фонтан» А. С. Пушкина на турецкий язык) жили и в Стамбуле, и в Крыму.
Впоследствии (в XII—XV вв.) караимы Стамбула и Крыма активно сотрудничали в сфере создания религиозной литературы. Так, книги «Зехер рав», «Мифтах шерше лешон хаиври», «Сифре хахинух ле-петах тихва» были изданы в Стамбуле во времена правления султана Махмуда. Ветхий завет на тюркском языке крымских караимов, молитвенники и основополагающие работы караимских учёных были опубликованы в Крыму. Все эти издания субсидировались караимами Стамбула и Крыма.
Современный этап:
- В 1998 году стамбульскую кенассу посетил композитор Авраам Кефели
- Посол Литвы Галина Кобецкайте также посетила общину караимов в Турции.
Религиозная жизнь общины
В XIV веке в Стамбуле насчитывалось 7 кенас, в то время как в XV веке в Солхате проживало 2000 караимов, которые содержали 2 кенасы и четыре религиозные школы (мидраши).
Среди учёных, вышедших из общины стамбульских караимов, выделялись Аарон I ( Аарон Старший га-Рофе бен Иосеф ), Аарон II (Аарон Баал га Дерашот), Аарон бен Элиа и Элиягу Башиячи (Элиягу Башиячи бен Моше бен Менахем из Адрианополя).
Книги «Эц Хайим», «Ганн Эден» и «Кетер Тора», принадлежащие перу Аарона из Никомедии и сочинение «Аддерет Элиягу», написанное Элиягу Башиячи уважались и имели огромный вес в религиозных диспутах.
Сегодня, несмотря на то, что караимы не принимают в общину прозелитов, продолжается ассимиляция.
См. также: Кенасса в Стамбуле
Гахамы
Язык
До появления турок византийские караимы говорили на греческом языке. Во времена турецкого владычества они перешли на турецкий.
А. Фиркович пытался ввести в качестве языка богослужения в местной кенассе крымский диалект караимского языка . Он встретил определённое сопротивление сообщества, и вынужден был отказаться от этой идеи.
На тюркский язык крымских караимов повлиял османский язык . Таким образом, вследствие контактов крымских и стамбульских караимов происходила взаимная ассимиляция.
Известные караимы, жившие в Турции
- Шапшал Серайя Маркович
- Абрахам Фиркович
- Аарон Старший га-Рофе бен Иосеф ( 1260 г., Солхат — 1320 г., Константинополь ; врач и поэт; автор работы «Мивхар», ок. 1294 г.)
- (автор работы «Иггерет га Араиот» (XIII век), посвящённой тесным близкородственным бракам).
- (поэт, автор книги «Эшкол га Кофер» (XII век)).
- (автор работы «Этот Лигуды», также посвящённой тесным близкородственным бракам)
- (автор работы «Адерет Элиягу» (XV век) — кодекс караимских законов)
См. также
Литература
- Abraham Kefeli, Tatiana Kefeli. Our brothers — Istanbul Karaites // Album «Karaites of Turkey»/ compiled by V. Kefeli — Simferopol-Slippery Rock: International Institute of Crimean Karaites, 2005. — pp. 6-10
- Album «Karaites of Turkey» / compiled by V. Kefeli — Simferopol-Slippery Rock: International Institute of Crimean Karaites, 2005. — 53 pages [Параллельное название: Альбом «Караимы Турции» / сост. В. И. Кефели — Симферополь-Слиппери Рок, 2005. — 53 стр.]
Ссылки
- From «The Karaite Encyclopedia by Nathan Schur (Frankfurt, 1995)» (англ.)
- Abraham Danon. // The Jewish Quarterly Review, New Series, Vol. 17, No. 2 (Oct., 1926), pp. 165—198
- 2020-09-29
- 2