Джунга́ры
(зюнгары, зюнгарцы, зенгоры, цзюнгары, чжунгары;
монг.
зүүн гар ,
калм.
зүн һар) —
ойратское племя
, также название под которым подразумевается поздний союз ойратских племён
или ойратское население
Джунгарского ханства
.
Этимология
В переводе с калмыцкого и монгольского языков jagun γar, jegiin ğar, зүң һар, зүүн гар, зюнгар, означает — «левая рука (крыло)». Термин «левая рука (крыло)» традиционно связывают с левым крылом
армии Монгольской империи
. Монгольское войско делилось на 3 части: центр (кэль, или хол), правое крыло (
барунгар
) и левое крыло (джунгар).
Несколько вариантов происхождения имени «ойраты» у различных исследователей:
Название происходит из монгольских языков: «Ойрат есть монгольское слово в переводе: союзный, ближний, союзник»
Н. Я. Бичурин
. өөр (совр. калм.), ойр (совр. халх.) — ближний, близкий (географически); живущий по соседству, недалеко
.
Слово «ойрат» распадается на два термина «ой» и «арат» (лесные люди). На совр. халх.: ойн иргэд — лесное племя, ойн ард — лесной народ
.
Происхождение этнонима «ойрат» (оjiрад) и «огуз» из общей формы огізан либо огіз (монг. ojiран, мн. ч. ojiрад). (
Г. Рамстедт
)
.
Тотемное
происхождение термина «ойрат» (в значении
волк
) и считается не случайным совпадение с финским «koira» (
собака
).
Гипотеза
может говорить о возможности контактов финно-угорских племён с предками западных монголов в районе Минусинской котловины. (Н. Н. Убушаев)
.
В мусульманских и перенявших от них это название русских исторических источниках ойраты назывались и называются калмыками или зюнгарами (зенгорами, джунгарами), в китайских источниках — элютами или олютами (искажённое в китайской транскрипции слово — ойрат), единое же историческое самоназвание этого народа —
Өөрд
(в русском произношении — ойраты).
Версии происхождения
В настоящее время у историков нет единого мнения о том что представляли собой джунгары в момент их возникновения, отдельное
ойратское племя
или союз ойратских племен. Но по мнению большинства современных исследователей, джунгары — союз сформировавшийся в начале XVII века путём объединения ойратских племён во главе c родом
Чорос
, под руководством
Гумэчи
потомка
тайшей
Тогона
и
Эсэна
, носившего титул
Хара-Хула-тайши
.
По мнению Н. В. Екеева джунгары отождествляются с чоросами
.
По другим источникам джунгары отождествляются с
олётами
. Согласно историку В. П. Санчирову в ойратской летописи
«История Хо-Урлюка»
, говорится следующее, что во время
битвы у озера Кукунор
, ойратское войско имело следующее построение: в центре находились
хошуты
. На левом фланге сражалось войско олётов, которое назвали «зюнгарын цэрэг», то есть войском левого крыла, «джунгарским войском». На правом фланге
торгутское
войско назвали войском правого крыла «баруунгарын цэрэг», в арьергарде находились
дербеты
и
хойты
. И именно с этого времени за олётами закрепилось название «зюнгар» (джунгары)
.
В. П. Санчиров, рассматривая этимологию термина олёт, отмечает, что племенное объединение олётов сформировалось в XV веке под властью выходцев из аристократического рода Чорос. В XVII веке олёты, согласно В. П. Санчирову, разделились на джунгаров и дербетов
.
В ойратской летописи
«Илэтхэл шастир»
говорится следующее: «
Предок дэрбэтов Боро Нахал и предок джунгаров Эсмэт-Дархан-нойон являются братьями
». С гибелью Эсэна-тайши его владения были поделены между его двумя сыновьями Боро-Нахалом и
Эсмэт-Дархан-нойоном
. Причём те ойраты, которые отошли к Боро-Нахалу, стали называться дербеты, подданные же Эсмэт-Дархан-нойона — зюнгарами (джунгарами)
.
И. Я. Златкин
в своем труде
«История Джунгарского ханства (1635—1758)»,
писал что джунгары представляли с собой объединение чоросов и большой части дербетов
.
↑
Бичурин Н. Я. (Иакинф)
. Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. 2-е издание,
Элиста
: Калмыцкое книжное издательство, 1991. (Текст печатается по изданию: Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. Сочинено
Монахом
Иакинфом.
Санкт-Петербург
. 1834. Типография Медицинского департамента Министерства внутренних дел
Банзаров Д.
Об ойратах и уйгурах // Библіот. Восточн. Истор. Т. I, приложение V; перепечат. въ книгъ «Черная въра и другія статьи Дорджи Банзарова», подъ ред. Г.Н. Потанина, СПБ. 1891, стр. 84.
Рамстедтъ Г.I.
Этимологія имени Ойратъ // Сборник въ честь семидесятилетиія Г.Н. Потанина. Записки императорскаго русскаго географическаго общества по отдъленію этнографіи. Томъ XXXIV. Ред. А.Д. Рудневъ. С.-Петербургъ. Типография В.Ө. Киршбаума (отдъленіе), Новоисаакіевская, 20. 1909. с. 547-558
Убушаев Н.Н.
Происхождение этнонима ойрат // Теегин герл. Свет в степи. № 3 (апрель-май), Элиста, 1994.
Екеев Н. В.
(рус.)
// Материалы к 50-летию института алтаистики им. С. С. Суразакова. № 10. — 2003.
27 января 2022 года.
Хо Öрлöгийн түүх // Ойрад Монголын түүхэнд холбогдох сурвалж бичгүүд — II. — Уланбаатар, 2001. — С. 155—166.
Авляев Г. О.
Происхождение калмыцкого народа. 2-е изд., перераб. и испр. — Элиста: Калм. книжное издательство, 2002. — 325 с.
Нанзатов Б. З.
(неопр.)
.
22 января 2021 года.
. — Иркутск, 2005. — 160 с. —
ISBN 5-93219-054-6
.
Очир А.
Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. —
ISBN 978-5-903833-93-1
.
Литература
Илэтхэл шастир. —
М.
:
Наука
, Главная редакция восточной литературы, 1990.
Екеев Н. В.
Чоросы — ойратские князья // Материалы к 50-летию института алтаистики им. С. С. Суразакова. № 10. — Горно-Алтайск, 2003.
Хойт С. К.
Антропологические характеристики калмыков по данным исследователей XVIII—XIX вв. // Вестник Прикаспия: археология, история, этнография. № 1. Элиста: Издательство
КГУ
, 2008. с. 220—243.
Хойт С. К.
Калмыки в работах антропологов первой половины XX вв. // Вестник Прикаспия: археология, история, этнография. № 3, 2012. С. 215—245.