Interested Article - Зацепин, Константин Александрович
- 2021-10-07
- 1
Константи́н Алекса́ндрович Заце́пин (род. 28 октября 1980 , Самара ) — куратор , арт-критик , литературовед , член Ассоциации искусствоведов.
Биография
В 2003 году окончил филологический факультет Самарского государственного университета (2003), в 2006 году — аспирантуру аспирантура СамГУ. кандидат филологических наук , защитил диссертацию на тему « Эссе как коммуникативная форма: проблемы чтения (на материале современной эссеистики )» (научный руководитель — проф.) .
С 2003 по 2005 работал корреспондентом газеты « Самарское обозрение » . В период 2007—2011 корреспондент 1-й категории ГТРК «Самара» .
В 2010 - 2014 годах — участник арт-группы «Лаборатория» (совместно с Владимиром Логутовым , Андреем Сяйлевым , Ильёй Саморуковым и Олегом Елагиным , Александром Лашманкиным) , которая вошла в историю самарского искусства в частности перформансом «Сообщение» 2010 . Данная группа сформулировала критерии оценки произведения современного искусства .
В 2011-2016-м — заместитель директора по развитию Самарского областного художественного музея . За время работы Зацепина в должности замдиректора Художественный музей вошел в пятерку самых посещаемых региональных музеев страны . Помимо коммерческих проектов, таких как выставки Пиросмани , Пикассо , Дали , Уорхола и других , Зацепин промоутировал современное искусство и принимал участие в становлении масштабных городских акций « Ночь музеев » и « Ночь искусств » .
В 2014 выступил идеологом и организатором Ледовой биеннале . Это событие подаволась под несколькими названиями: Первая самарская ледовая биеннале, Первая фейсбук-биеннале, Первая инстаграм-биеннале, главное из которых всё же — проект «ЛЕД». Константин Зацепин обозначил идею мероприятия как «переозначивание пространства, маркирование ландшафта реки как места художественного производства» .
В 2014 году совместно с Ильей Саморуковым разрабатывал концепцию Музея рок-н-ролла ZVEZDA ( Самара ). Музей планировалось открыть в 2015—2016 годы .
В 2015 году выпустил составителем и литературным редактором сборника статей «Анатомия художественной среды. Локальные опыты и практики» , который едва ли не впервые описывает, как развивается современное искусство в крупных городах России: откуда берутся художники и как строятся их отношения со зрителем, на что живут галереи и центры и каково это — быть «агентами перемен» в провинции.
В декабре 2017 году выступил модератором дискуссии «Выставка как произведение искусства» в Винтажном зале ЦСИ Винзавод . Обсуждение состоялось в рамках выставки Владимира Логутова «Следующий уровень» . Участниками дискуссии стали: Владимир Логутов , Екатерина Иноземцева, Сергей Хачатуров, Владимир Потапов .
В 2017 году вошел в топ 50 журнала Собака.ru «Самые знаменитые люди Самары и Тольятти» в номинации «искусство» .
В 2017 году выпустил книгу «Пространства взгляда. Искусство 2000—2010-х годов», которая попала в премии имени Сергея Курехина в номинации «Лучший текст о современном искусстве» .
В 2017 году приглашен как участник первого московского триеннале современного искусства .
В настоящее время — научный сотрудник Средневолжского филиала Государственного центра современного искусства в составе Росизо .
Автор публикаций о современном искусстве и литературе в « Художественном журнале », « Новом литературном обозрении » , журнале «ДИ» и др. Публиковал статьи о литературе и кино в газете «Cine Fantom Week», журнале «Russian art in translation», специализированных научных изданиях . Арт-критик в самарском журнале «Город» , также освещает для самарских СМИ события Венецианского биеннале .
Редактор-составитель сборника «Анатомия художественной среды» ( 2015 ), автор книги «Пространства взгляда» ( 2016 ) .
Номинант VIII Всероссийского конкурса современного визуального искусства «Инновация» в номинации «Региональный проект» за выставочный проект «Течения: Самарский авангард 1960—2012» (совместно с М.Савченко, В.Логутовым, И.Сульдиным, А. и О.Филимоновыми).
Живёт и работает в Самаре .
Профессиональная деятельность
Авторитетный и признанный художественным сообществом критик самарского современного искусства .В прессе был назван «катализатором самарского искусства» .
Сфера научных интересов:
- Теория литературы
- Искусство XX—XXI вв.
- Российское искусство XXI вв.
Избранные публикации, теле-, радиопередачи
- Пресыщенные будут завидовать голодным? (совместно с Нелей Коржовой) // Художественный журнал / Moscow art magazine. № 101. 2017
- Непостоянство памяти. О «Руинах» Павла Отдельнова//Цирк «Олимп»+TV № 26 (59), 2017
- Взгляд белого куба. Владимир Логутов на «Винзаводе»//Colta.ru, 7 декабря 2017
- «Тело экрана»//aroundart.ru 19 Фев 2016
- Погружение в поверхность//aroundart.ru 22 Апр 2016
- «Пространство взгляда. Искусство 2000—2010-х годов. Сборник статей» — Самара, ООО Книжное издательство, 2016, 120с .
«Испытывая непрерывные деформации, картина играет роль ловушки для зрительского взгляда, акцентируя его место в экспозиционном зале. Это место центрального объекта, выставляемого напоказ. Улавливать взгляд и, проводя его сквозь череду все новых метаморфоз, обращать на самого себя — такова, возможно, ключевая цель, которой живёт современная картина, раз за разом переживая собственное развоплощение» — Константин Зацепин. «Пространство взгляда. Искусство 2000—2010-х годов»
- Самарское визуальное бессознательное//Свежая газета. Культура, № 24 (102) 2016
- Анатомия художественной среды. Локальные опыты и практики. Сборник статей. Самара, 2015 (составитель и литературный редактор)
- Взгляд из нулевой точки // Диалог искусств. № 2, 2015. С. 128
- Незавершенное искусство // aroundart.ru, 2015 .
- Пространственные модели в беспредметном искусстве нулевых // Вестник современного искусства "Цирк «Олимп», № 14 (47), 2014
- Производство контекста. Опыт уплотнения среды (совместно с И. Саморуковым и В. Логутовым ) // Художественный журнал / Moscow art magazine. № 89. 2013
- О критериях оценки произведения современного искусства: первые тезисы // Вестник современного искусства "Цирк «Олимп», № 7 (40). 2013;
- От художников — художникам // Художественный журнал / Moscow art magazine. № 86-87. 2013 ;
- Volga psychogeography (with I.Samorukov, V.Logutov, A.Lashmankin) // The Way of Enthusiasts, Italy, 2013;
- Роман Коржов. Андрей Сяйлев // Искусство против географии. Каталог выставки. Пермь, 2013;
- Каталог выставки «Течения: Самарский авангард 1960—2012», Самара, 2013;
- Глубина плоскости. Оптические модели в творчестве Н. и Р. Коржовых // Вестник современного искусства «Цирк „Олимп“, № 5 (38). 2012;
- Актуальное искусство Самары. Каталог (совместно с И. Саморуковым). Самара, 2011.
- Эссе: от философии к литературе // Новое литературное обозрение. № 104, 2010 .
- Современное искусство как прием // Художественный журнал / Moscow art magazine. № 75-76. 2010 .
- Письмо-лабиринт. Траектории чтения // TextОnly, Вып. 27. 2008 .
- Рефлексирующее зрение. О работах Владимира Логутова // Cine Fantom Week. № 14/123, 2007.
- Радикализация литературности как формула автономии: о двух современных эссе // TextОnly, Вып. 21. 2007
Конференции (доклады) последних лет
- третья сессия „Локальных историй искусства“ — серии конференций о художественных сценах в регионах России в рамках Триеннале российского современного искусства. Сессия посвящена современному искусству Саратова, Тольятти, Самары и Нижнего Новгорода. Музей современного искусства „Гараж“, Москва, 2017
- Пространственные модели в беспредметном искусстве нулевых», лекция в рамках образовательной программы галереи «Виктория», Самара, 2014;
- «Критерии оценки произведения современного искусства», лекция в рамках выставки «Искусство против географии», Музей PERMM, Пермь, 2013;
- «Художественный музей как субъект культурной политики региона», доклад в рамках круглого стола «Современный музей: хранилище времени или штаб по модернизации», СОХМ, 2011;
- «Художественный язык концептуализма», лекция в рамках «Школы современного искусства В.Логутова», галерея «Арт-пропаганда», 2009
- «Новая работа» В.Логутова, выступление в рамках проекта «Принуждение к интерпретации», Литературный музей им. Горького, Самара, 2008.
Кураторская деятельность
- Итоговая выставка проекта «Волга. Ноль» (ТЦ «Гудок», Самара), 2017 (совместно с Нелей Коржовой)
- Персональная выставка Александра Веревкина «Точка становится пятном», СОИКМ им. Алабина, Самара, 2017 (совместно с Нелей Коржовой)
- Персональная выставка Алисы Николаевой «No time no matter» СОИКМ им. Алабина, Самара,2017 (совместно с Нелей Коржовой)
- Персональная выставка Максима Шабалина «Эффект экрана» СОИКМ им. Алабина, Самара, 2017 .(совместно с Нелей Коржовой)
- Выставка Дмитрия Кадынцева «Где меня нет» СОИКМ им. Алабина, Самара,2017.(совместно с Нелей Коржовой)
- Выставка Евгения Юдакова «Из металла» СОИКМ им. Алабина, Самара, 2017.(совместно с Нелей Коржовой)
- Персональная выставка Р. и Н. Коржовых «Экран картин», СОИКМ им. Алабина, Самара, 2016 (совместно с Нелей Коржовой)
- Выставка Марии Крючковой «Новая папка. Поврежденный файл» Авторская презентация. СОИКМ им. Алабина, Самара, 2016.(совместно с Нелей Коржовой)
- Выставка Михаила Лёзина «Элементарные частицы» СОИКМ им. Алабина, Самара, 2016 .(совместно с Нелей Коржовой)
- Выставка Ивана Ключникова «Все, чего я не знаю об абстрактном искусстве» СОИКМ им. Алабина, Самара, 2016 .(совместно с Нелей Коржовой)
- Выставка Олега Захаркина «Смотреть до конца» СОИКМ им. Алабина, Самара, 2016.(совместно с Нелей Коржовой)
- Выставка Антона Валанса «Ветер, меняющий направление» СОИКМ им. Алабина, Самара, 2016.(совместно с Нелей Коржовой)
- Выставка российских художников ХХ-XXI вв. «От утопии к игре. Классики российского андеграунда в коллекции СОХМ». СОХМ, 2015 .
- Программа «Волга. Ноль» (совместно с Н. Коржовой), Средневолжский филиал ГЦСИ, 2015.
- Персональная выставка В. Логутова «Альтернативные пространства» // отдел современного искусства Тольяттинского художественного музея, Тольятти, 2014 .
- Персональная выставка Р. и Н. Коржовых «Потом — ничего», Арт-центр, Самара, 2014;
- Групповой проект-перформанс самарских художников «ЛЁД», Самара, 2014 ;
- Выставка самарских художников XIX—XXI вв. «Символы места. Опыт локальной художественной психогеографии». СОХМ, 2013 ;
- Персональная выставка Олега Елагина «Без живописи. Digital art», Арт-центр, Самара, 2013;
- Персональная выставка Е. Бугаева «Эйдетические этюды», СОХМ, 2012;
- Выставка самарских художников XIX—XXI вв. «Течения. Самарский авангард 1960—2012» (совместно с В. Логутовым), СОИКМ им. Алабина, 2012 ;
- Выставка советского искусства из фондов СОХМ «Образ женщины в советском искусстве» (совместно с Т.Петровой), СОХМ, 2012;
- Персональная выставка А. Сяйлева «Читать / рисовать», СОХМ, 2011 ;
- Выставка современных самарских художников «+3», СОХМ, 2011 .
Лекции
2013
Лекция «Критерии оценки произведения современного искусства» ( Галерея «ВИКТОРИЯ» , Самара )
2014
Лекция «Пространственные модели в беспредметном искусстве нулевых» (Галерия « Виктория », Самара).
2017
— Цикл лекций в рамках образовательной программы «Пространства взгляда» Средневолжского филиала ГЦСИ и при поддержке галереи « Виктория ». посвященный картине как медиуму современного искусства .
Лекция № 1. «Развоплощенная картина»
Лекция № 2. «Энигматический пейзаж»
Лекция № 3. «Пространственные модели в беспредметном искусстве нулевых»
— Лекция «Развоплощенная картина». Лекция по книге К. Зацепина «Пространства взгляда» (2016). Прочитана 17 марта 2017 года в мастерских Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина в центре «Правда» .
— Лекция «Среднерусский дзен, Волга и созерцательность. О специфике художественного контекста средневолжского региона». ГЦСИ, Москва , 2017
Премии и награды
- номинант Государственной премии « Инновация » (2012),
- двукратный номинант Премии Сергея Курёхина (2016, 2017).
Цитаты
Самарскому искусству в данный конкретный момент не хватает многого: большинство наших значимых художников уехали из города, а новые пока если и появляются, то быстро исчезают кто куда .
Личная жизнь
— супруга — Светлана Зацепина, филолог , преподаватель , фотохудожник .
— дочь — Александра
Библиография
- Анатомия художественной среды. Локальные опыты и практики. Сборник статей. / составитель и литературный редактор — Константин Зацепин; авторы текстов: Лесли Асланова; Эльдар Ганеев, Степан Субботин, Василий Субботин, Евгений Римкевич; Илья Долгов ; Константин Зацепин; Владимир Логутов ; Алексей Мартинс; Владимир Селезнев. — Самара: Медиа-Книга, 2015. — 88 с. — ISBN 978-5-9907071-8-4 .
- / Зацепин К., Саморуков И.. — Самара: Администрация г.о. Самара, 2011. — С. 24. — 40 с.
Примечания
- (неопр.) . Российская государственная библиотека . Дата обращения: 2 февраля 2018.
- ↑ (неопр.) . Ассоциация искусствоведов. Дата обращения: 2 февраля 2018. 14 декабря 2016 года.
- Владимир Стасов. (неопр.) . Большая Деревня (24 июня 2016). Дата обращения: 21 февраля 2018. (недоступная ссылка)
- ↑ (неопр.) . Цирк «Олимп» TV (7 апреля 2013). Дата обращения: 21 февраля 2018. 20 апреля 2018 года.
- Телеканал Диалог ТВ. (неопр.) (30 апреля 2015). Дата обращения: 21 февраля 2018.
- Мария Колесникова. (неопр.) . Волга Ньюс (7 февраля 2011). Дата обращения: 21 февраля 2018. 30 сентября 2020 года.
- Андрей Рымарь. (неопр.) . Волга Ньюс (26 января 2012). Дата обращения: 21 февраля 2018.
- Телерадиокомпания «Губерния». (неопр.) (10 июля 2015). Дата обращения: 6 февраля 2018.
- (неопр.) . Большая Деревня (30 июня 2016). Дата обращения: 11 января 2018.
- (неопр.) . Cloud Cafe. Дата обращения: 13 января 2018. 19 октября 2019 года.
- Андрей Рымарь. (неопр.) . Волга Ньюс. Дата обращения: 21 февраля 2018.
- (неопр.) . Большая Деревня (20 июля 2016). Дата обращения: 21 февраля 2018.
- Данила Телегин, Георгий Портнов, Маша Диц. (неопр.) . Волга Ньюс (9 февраля 2011). Дата обращения: 21 февраля 2018. 7 октября 2018 года.
- Маша Диц, Андрей Рымарь. (неопр.) . Волга Ньюс (24 февраля 2011). Дата обращения: 21 февраля 2018.
- (неопр.) . Большая Деревня (11 июля 2016). Дата обращения: 21 февраля 2018.
- Дмитрий Жиляев. (неопр.) . Большая Деревня (5 ноября 2015). Дата обращения: 21 февраля 2018.
- ↑ Илья Саморуков. (неопр.) . Большая Деревня (21 марта 2015). Дата обращения: 21 февраля 2018. 11 апреля 2020 года.
- Сергей Баландин . (неопр.) . Засекин.РУ (20 февраля 2014). Дата обращения: 21 февраля 2018. 25 июня 2018 года.
- Анастасия Альбокринова. (неопр.) . Aroundart.ru (25 февраля 2014). Дата обращения: 21 февраля 2018. Архивировано из 25 июня 2018 года.
- Армен Арутюнов. (неопр.) . Волжская коммуна (24 июня 2014). Дата обращения: 21 февраля 2018. 26 июня 2014 года.
- (неопр.) . www.trkterra.ru (23 июня 2014). Дата обращения: 21 февраля 2018. Архивировано из 21 декабря 2016 года.
- (неопр.) . Большая Деревня. Дата обращения: 11 января 2018.
- Студия Владимира Логутова. (неопр.) (11 декабря 2017). Дата обращения: 21 февраля 2018.
- (неопр.) . Винзавод . Дата обращения: 21 февраля 2018. 5 марта 2018 года.
- ↑ (неопр.) . Собака.ru . Дата обращения: 21 февраля 2018. Архивировано из 9 февраля 2018 года.
- ↑ (неопр.) . СамКульт (14 февраля 2017). Дата обращения: 23 февраля 2018. 20 февраля 2018 года.
- ↑ Константин Зацепин. (неопр.) . Новое литературное обозрение . Дата обращения: 22 февраля 2018. Архивировано из 12 апреля 2017 года.
- ↑ Константин Зацепин. // TextOnly.ru. — 2008. — Март (№ 27). 7 июля 2017 года.
- (неопр.) . СамКульт (19 июня 2015). Дата обращения: 22 февраля 2018. 27 декабря 2017 года.
- (неопр.) СамКульт (12 мая 2017). Дата обращения: 22 февраля 2018. 2 мая 2018 года.
- (неопр.) . cultobzor.ru (22 января 2017). Дата обращения: 22 февраля 2018. 23 января 2017 года.
- (неопр.) . Триеннале российского современного искусства. Дата обращения: 22 февраля 2018. 16 февраля 2018 года.
- Константин Зацепин. (неопр.) . Большая Деревня (16 июля 2015). Дата обращения: 22 февраля 2018.
- Ксения Аитова. (неопр.) . Волга Ньюс (16 декабря 2010). Дата обращения: 25 января 2018.
- Константин Зацепин, Неля Коржова. // Художественный журнал . — 2017. — № 101 . 21 февраля 2018 года.
- Константин Зацепин. Непостоянство памяти. О «Руинах» Павла Отдельнова // Цирк «Олимп» + TV. — 2017. — 6 октября (№ 26 (59)).
- Константин Зацепин. (неопр.) . Colta.ru (7 декабря 2017). Дата обращения: 22 февраля 2018. 13 января 2018 года.
- Константин Зацепин. (неопр.) . Aroundart.ru (19 февраля 2016). Дата обращения: 22 февраля 2018. Архивировано из 23 ноября 2017 года.
- ↑ Константин Зацепин. (неопр.) . Aroundart.ru (22 апреля 2016). Дата обращения: 1 марта 2018. 21 февраля 2018 года.
- Павел Отдельнов. (неопр.) . otdelnov.com. Дата обращения: 22 февраля 2018. 23 февраля 2018 года.
- Константин Зацепин. (неопр.) . СамКульт (6 сентября 2016). Дата обращения: 13 января 2018. 28 декабря 2017 года.
- Константин Зацепин. // Цирк «Олимп» + TV. — 2014. — 20 октября (№ 14 (47)). 19 сентября 2020 года.
- Константин Зацепин. (неопр.) . Aroundart.ru (20 января 2015). Дата обращения: 2 марта 2018. Архивировано из 6 декабря 2017 года.
- Константин Зацепин. // Цирк «Олимп» + TV. — 2014. — 8 сентября (№ 14 (47)). 7 марта 2021 года.
- Олег Елагин, Александр Лашманкин, Андрей Сяйлев, Константин Зацепин, Илья Саморуков, Владимир Логутов. // Художественный журнал . — 2013. — № 89 . 24 января 2018 года.
- ↑ Константин Зацепин. // Художественный журнал . — 2012. — № 86—87 . 23 декабря 2017 года.
- Константин Зацепин. // Художественный журнал . — 2010. — № 75—76 . 21 января 2018 года.
- Константин Зацепин. // TextOnly.ru. — 2007. — Январь (№ 21). 5 апреля 2016 года.
- (неопр.) . ВМузее.ru (31 марта 2017). Дата обращения: 1 марта 2018.
- (неопр.) . Волжская коммуна (31-10-17). Дата обращения: 2 марта 2018. 14 марта 2018 года.
- (неопр.) . Colta.ru (24 октября 2017). Дата обращения: 2 марта 2018. 5 марта 2018 года.
- Илья Саморуков. // Свежая газета. Культура. — 2017. — № 18 (126) . 19 декабря 2017 года.
- (неопр.) . Большая Деревня (23 октября 2017). Дата обращения: 2 марта 2018. 20 апреля 2020 года.
- Ксения Аитова, Армен Арутюнов, Ксения Гаранина. (неопр.) . Волга Ньюс (29 декабря 2017). Дата обращения: 2 марта 2018. 3 марта 2018 года.
- (неопр.) . samara.arttube.ru. Дата обращения: 2 марта 2018. (недоступная ссылка)
- (неопр.) . samara.arttube.ru. Дата обращения: 2 марта 2018. (недоступная ссылка)
- (неопр.) . Большая Деревня (11 апреля 2017). Дата обращения: 2 марта 2018.
- (неопр.) . Волжская коммуна (11 апреля 2017). Дата обращения: 2 марта 2018. 15 июня 2017 года.
- (неопр.) . Государственный центр современного искусства - Самара. Дата обращения: 2 марта 2018. 7 июля 2017 года.
- Анастасия Изюмская. (неопр.) . Волга Ньюс. Дата обращения: 23 января 2018. 7 сентября 2017 года.
- Елена Гремилова. (неопр.) . 63.ру (1 декабря 2016). Дата обращения: 2 марта 2018.
- (неопр.) . Государственный центр современного искусства . Дата обращения: 2 марта 2018. 7 июля 2017 года.
- Константин Зацепин. (неопр.) . Большая Деревня (10 ноября 2016). Дата обращения: 2 марта 2018.
- (неопр.) . Лента новостей Самары (14 июля 2015). Дата обращения: 2 марта 2018. 3 марта 2017 года.
- (неопр.) . Aroundart.org (20 июля 2015). Дата обращения: 2 марта 2018. 3 марта 2018 года.
- (неопр.) . Самарский областной художественный музей . Дата обращения: 2 марта 2018. 14 февраля 2018 года.
- (неопр.) . Тольяттинский художественный музей . Дата обращения: 2 марта 2018. 14 января 2018 года.
- (неопр.) . Собака.ru . Дата обращения: 2 марта 2018. 30 апреля 2017 года.
- Анастасия Альбокринова. (неопр.) . Aroundart.org (25 февраля 2014). Дата обращения: 2 марта 2018. 2 января 2020 года.
- Галина Рябчук, Константин Зацепин, Татьяна Петрова. (неопр.) . Ассоциация искусствоведов. Дата обращения: 2 марта 2018.
- Анастасия Изюмская, Евгений Кладовой. (неопр.) . Волга Ньюс (18 февраля 2013). Дата обращения: 26 января 2018.
- (неопр.) . Самарский областной художественный музей . Дата обращения: 2 марта 2018.
- (неопр.) . Самарская газета (18 мая 2011). Дата обращения: 2 марта 2018.
- (неопр.) . Самарский областной художественный музей . Дата обращения: 2 марта 2018. 11 декабря 2017 года.
- Мария Колесникова. (неопр.) . Волга Ньюс (24 февраля 2011). Дата обращения: 2 марта 2018.
- Мария Колесникова, Андрей Рымарь. (неопр.) . Волга Ньюс (9 марта 2011). Дата обращения: 2 марта 2018.
- (неопр.) . samara.arttube.ru. Дата обращения: 2 марта 2018. (недоступная ссылка)
- Анастасия Изюмская. (неопр.) . Волга Ньюс (1 сентября 2017). Дата обращения: 2 марта 2018. 26 сентября 2017 года.
- (неопр.) . Самарский областной художественный музей . Дата обращения: 2 марта 2018. 29 октября 2016 года.
- 2021-10-07
- 1