Камерный театр Таирова
- 1 year ago
- 0
- 0
Воронежский Камерный театр — драматический театр, основанный в Воронеже в 1993 году театральным режиссёром Михаилом Бычковым .
Камерный театр учреждён 30 марта 1993 года , является государственным, репертуарным театром , имеет стационарное помещение с большим залом на 180 мест и малым залом на 70 мест, и постоянную труппу из 20 актёров, играет около 200 спектаклей в год . Театр расположен в новом специально спроектированном здании на ул. Карла Маркса в самом центре города. 20 лет театр арендовал помещение в правом крыле Дворца культуры железнодорожников (зал на 100 мест), на месте которого в XIX веке располагался сад «Эрмитаж» с летним театром, а появившееся в начале XX века на его месте здание «Общественного собрания» (тот самый Дворец культуры) многие годы давало приют гастролирующим труппам. Эмблемой театра является рыцарь в шляпе с пером и шпагой в руках, гордо восседающий на лошадке с куриными ножками. Этот символ идёт из Средневековья , где эта лошадка (hobbyhorse) была символом театрализованного народного действа .
Премьера первого спектакля театра, трагедии Расина «Береника», состоялась 21 июня 1994 года . На тот момент в труппе театра состояли четыре актёра — Олег Мокшанов, Сергей Лялин, Сергей Козлов и Наталья Шевченко.
В 1995 году за создание Камерного театра и постановку спектаклей «Сторож», «Персона», «Jamais», художественный руководитель театра Михаил Бычков был удостоен .
В 1996 году Театр Наций приглашает маленькую труппу Камерного для выступления в Москве. Театр получил возможность представить своё искусство столичной публике — критикам, популярным актёрам, режиссёрам: Н. Крымовой , А. Свободину , И. Соловьёвой, Б. Поюровскому, В. Гафту , П. Хомскому , С. Женовачу и многим другим. Выдержки из стенограммы выступления А. Свободина перед актёрами Камерного, опубликованные в газете «Воронежский курьер», позволяют понять, каким представилось критику увиденное и услышанное:
Сегодня почти повсеместно существует намеренное снижение, крайнее упрощение сценического языка, огрубление, опрощение. Вот у вас ничего этого нет, вы чисты, потому что Бергман, Вертинский, Пинтер — все очень значительно.
В 1996 году театр переживает кризис, связанный с уходом основного актерского состава. В 1998 году Михаил Бычков вновь ставит «Беренику» — с обновленным составом актеров.
Несмотря на то, что к 1999 году Камерный театр становится в Воронеже практически культовым, что о нем говорят не только в России , что его приглашают участвовать во многих фестивалях как внутри страны, так и за рубежом, в конце 1999 — начале 2000 происходит очередной кризис: театр едва не лишают помещения. Спасает только активная позиция верных его зрителей, журналистов и общественных деятелей, сумевших отвоевать любимый театр у бюрократической машины. Тем не менее, проблема вновь становится чрезвычайно острой в 2004 году . Камерный театр существует без собственного помещения и под постоянной угрозой выселения из арендуемого помещения ДК Железнодорожников до сентября 2014 года, когда у театра появилось новое четырехэтажное здание в самом центре города: два зала, театральное кафе, арт-галереи, студия звукозаписи, оснащение по последнему слову техники. Тем не менее, старое помещение в ДК Железнодорожников пока остается за театром, в нем проходят некоторые спектакли и репетиции молодых актеров, студентов курса Михаила Бычкова в Воронежской государственной академии искусств .
И всё же, несмотря на бытовую неустроенность, 26 ноября 1999 состоялась премьера одного из самых удачных спектаклей Камерного — «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому . Спектаклем заинтересовался Экспертный совет национальной премии « Золотая маска » и выдвинул его на соискание этой самой престижной театральной награды в нашей стране, причём сразу по пяти номинациям:
Лучшей женской ролью признали работу Т. Кутихиной. Таким образом, Камерный стал одним из немногих провинциальных театров, имеющих эту награду (в Воронеже он стал вторым — первую в городе «Золотую маску» получила актриса Академического театра драмы им. А. В. Кольцова Римма Мануковская ). В частности, в газете „ Ведомости “ писали: „Дядюшкин сон“ — едва ли не единственная за несколько лет постановка из провинции, которую на „Золотой маске“ должно оценивать без учёта географического положения, на равных с московской и петербургской театральной продукцией» .
В 2002 году в издательстве КВАРТА вышла книга известного воронежского театроведа Зиновия Анчиполовского «Театр Михаила Бычкова», значительная часть которой посвящена анализу постановок Камерного театра. В ней в том числе автор даёт предельно ёмкую характеристику:
Камерный театр - это театр раздумий. И выбор репертуара, и постановочные решения во многом дикутются интеллектуальными задачами, стремлением показать противоборство идей, мировоззренческие схватки. Режиссёр как бы приглашает зрителя к размышлению, даже когда ему предстоит увидеть хорошо известное произведение.
В 2002 году спектакль Камерного театра «Фрёкен Жюли» участвовал в фестивале «Золотая Маска» в номинациях «Лучший спектакль малой формы» и «Лучшая работа режиссёра — Михаил Бычков», а также в фестивале «Театральный остров», проходившем в этом же году в г. Санкт-Петербурге .
В 2003 году на фестивале « Новая драма », проходившем в Москве, спектакль «Две маленькие пьесы» стал лучшей работой режиссёра (Михаил Бычков). В этом же году спектакль Камерного театра «Зима» был выдвинут на соискание национальной театральной Премии «Золотая Маска» в номинациях: «Лучший спектакль малой формы» и «Лучшая работа режиссёра».
21 июня 2009 года театр отметил своё 15-летие.
В 2010 году ещё одна постановка Камерного театра была выдвинута на «Золотую маску» — это спектакль «Электра и Орест» по Еврипиду. Номинации:
В январе 2011 года Камерный театр принял участие в Театральном фестивале, посвящённом 120-летию Осипа Мандельштама, проходившем в Москве и Санкт-Петербурге, — с постановкой «Мандельштам (Литературный вечер)». Спектакль был показан на сцене Центра им. Мейерхольда .
В октябре 2011 года Forbes включил Воронежский камерный театр в 10 самых интересных провинциальных театров России, которые стоит посетить .
В 2013 году на премию «Золотая маска» был выдвинут спектакль :
В 2015 году Камерный театр получает вторую «Маску» — спектакль «День города» становится лауреатом специального приза жюри Премии — « За создание лучшего актерского ансамбля »
В 2016 году Воронежский камерный театр получил 11 номинаций на премию « Золотая маска » за спектакли:
«Дядя Ваня»:
Камиль Тукаев (Войницкий).
«Ак и человечество»:
В ноябре 2017 года была представлена танцевальная труппа Камерного театра , сформированная по результатам кастинга. Уже в 2019 году танцевальный спектакль театра «МЫ» по одноименной антиутопии Е. Замятина (хореограф — Ольга Васильева) был представлен на «Золотой маске» в номинациях «Лучшая работа хореографа» и «Лучший спектакль в современном танце».
21 июня 2019 года Воронежский Камерный театр отметил двадцатипятилетний юбилей. К этому событию был приурочен выпуск дополненного издания книги «Театр Михаила Бычова» и снят одноименный фильм.
Год театра — 2019-й — это юбилейный, 25-й год Камерного. Сезон 2018/19 стал для нас временем осмысления опыта. В рамках 25-го сезона прошло множество мероприятий: показы архивных спектаклей, выставки, посвященные наследию и людям театра. Помимо этого было выпущено переиздание книги «Театр Михаила Бычкова» З. Анчиполовского и А. Ботниковой.
5 февраля 2019 года была открыта новая площадка — сцена в кафе «На минус первом».
16 апреля 2019 года произошло большое значимое событие для Камерного театра. Актер Камиль Тукаев получил «Золотую маску» в номинации «Мужская роль/драма» за роль Креона в спектакле «Антигона», режиссер и художник — Михаил Бычков.
31 октября 2019 года вербатим «День города» (лауреат «Золотой маски» — 2015) открыл 13-ю Красноярскую ярмарку книжной культуры — крупнейшую выставку издательств в Сибири и фестиваль с насыщенной интеллектуальной и перформативной программой, который проводится при поддержке Фонда Михаила Прохорова. С 20 по 22 декабря 2019 года в пространстве Воронежского Камерного театра прошел третий фестиваль поэтического искусства «МАНДЕЛЬШТАМФЕСТ». Среди участников фестиваля были Константин Гадаев, Рома Либеров, Ирина Гринева, Анатолий Белый, Дмитрий Данилов, Михаил Айзенберг и другие. 27 марта 2020 года Воронежский Камерный театр впервые досрочно завершил сезон в связи с ограничениями из-за коронавируса. Однако, это препятствие не помешало театру продолжать свою творческую жизнь: 20 марта 2020 года театр выпустил премьеру первого в своей истории онлайн-спектакля «Выбрать троих» по zoom-пьесе Дмитрия Данилова в режиссуре Михаила Бычкова. 7 июля 2020 года Камерный театр начал 27 сезон, самый длинный в своей биографии.
В марте 2021 года танцевальный спектакль «Зеркало» хореографа Павла Глухова был номинирован на главную театральную Премию «Золотая Маска» в трёх номинациях, а 22 апреля 2021 года художник по свету Татьяна Мишина была награждена «Маской» за работу над спектаклем «Зеркало».
В 2022 году премия «Золотая Маска» была присуждена Павлу Глухову в номинации «Лучшая работа балетмейстера-хореографа в современном танце», спектакль «Плот Медузы» .