Путь к сердцу (мультфильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Не говори, что сердцу больно» — романс М. И. Глинки на стихотворение Н. Ф. Павлова . Написанный в 1856 году, стал последним романсом композитора.
Романс Глинки написан на стихотворение Н. Ф. Павлова, с которым композитор был лично знаком . Сам Глинка писал об этом в письме (от 18 марта 1856 года) своему другу, поэту Нестору Кукольнику : «Павлов на коленях вымолил у меня музыку на слова его сочинения, в них обруган свет, значит и публика, что мне зело по нутру. Вчера я его кончил» . Автору слов Глинка и посвятил свой романс .
Автограф романса сохранился, однако без датировки (которая известна лишь из письма). В том же 1856 году состоялась почти одновременная публикация в Петербурге у В. Деноткина и Ф. Стелловского и в Москве у Ю. Грессера .
Долгое время «Не говори, что сердцу больно» считалось не только последним романсом Глинки, но и вообще последним его произведением (так, Б. В. Асафьев называет этот романс «последним детищем» и «лебединой песней» композитора ). Однако впоследствии творческое наследие композитора, включая черновые записи, было изучено более глубоко . Известно, в частности, что в последний, берлинский период Глинка обратился к изучению классической полифонии и древнерусского музыкального искусства; сохранились написанные им песнопения «Ектения» и «Да исправится молитва моя» .
Не говори, что сердцу больно
От ран чужих;
Что слезы катятся невольно
Из глаз твоих.
Будь молчалива, как могилы,
Кто ни страдай;
И за невинных Бога силы
Не призывай.
В стихотворении Павлова (написанном в 1853 году) говорится об извечном непонимании между чувствительной, ранимой душой и равнодушным «безбожным» светом . Музыкальную форму, в которую облёк этот текст Глинка, О. Е. Левашёва назвала «драматическим монологом». Так, авторские ремарки — semplice, con espressione («просто, с выражением») и con disprezzo («с презрением») — свидетельствуют об ориентированности на «актёрское», декламационное исполнение .
Вокальную партию обрамляют фортепианные вступление и заключение . С первого же такта вступления определяется характер музыки: печальный, трагичный, безысходный . Вместо более типичной для Глинки репризной формы здесь применена двухчастная развивающаяся композиция, в которой мелодия дробится на отдельные короткие, «рвущиеся» фразы . В них слышатся живые интонации человеческого голоса, причём особенно велика роль пауз, создающих впечатление прерывистости, недосказанности: «… от горьких обид, от душащих слёз дыхания нет, и голос словно не в состоянии доводить музыкальные фразы до их предела» .
Романсом «Не говори, что сердцу больно» Глинка подвёл итог своей многолетней работы в этом жанре. По словам М. А. Овчинникова , «трудно сказать, чего больше в этом последнем романсе Глинки: печали, разочарования, боли или праведного гнева» .
В числе исполнителей романса в разные годы были А. Ф. Ведерников , Г. П. Виноградов , Б. Христов , С. Н. Шапошников , Е. В. Образцова , Ж. Г. Рождественская и др. .