Письма Кемал-уд-Довле
- 1 year ago
- 0
- 0
«Письма к Эльзе» — художественный фильм Игоря Масленникова , поставленный по сценарию Аркадия Высоцкого «Бабочка». Российская премьера состоялась 21 ноября 2002 года.
Молодая женщина Ольга живёт в загородном имении с мужем-бизнесменом, которого она называет Дунканом. Муж постоянно занят на работе, и в его отсутствие Ольга рисует, сочиняет стихи, делает гербарии и пишет письма загадочной Эльзе о каждодневных событиях, происходящих в её жизни.
Однажды во время прогулки женщина натыкается на бродячий кукольный театр . Знакомство с кукловодом Колей, который сам играет все роли в своих спектаклях, по-настоящему её завораживает, и вечером Ольга делится впечатлениями с Дунканом. На следующий день она обнаруживает, что на месте балагана — пепелище. Кукольник исчезает. А ещё через некоторое время погибает муж.
Неприспособленная к жизни женщина остаётся одна, и этим ловко пользуется кухарка Мария, переселяющая в большой дом всю свою семью. Ночью, спасаясь от домогательств Марииного зятя Алексея, Ольга убегает на берег и запрыгивает на борт отходящего военного корабля. Так начинаются её странствия.
В этой цепочке злоключений особняком стоит знакомство с водителем Костей. Узнав, что женщине негде жить, он приводит её в свою холостяцкую квартиру, накрывает стол и предлагает выйти за него замуж. Конфликты между супругами возникают почти сразу после свадьбы, и связаны они с тем, что Костя ждёт от Ольги вкусных обедов и убранной квартиры, а она продолжает жить в мире грёз. Женщину не отпускают мысли об исчезнувшем кукольнике, и она мастерит из подручного материала большую красивую бабочку с его «лицом».
Во время очередной семейной ссоры Костя выбрасывает бабочку с балкона. Несомая ветром, она садится на дерево недалеко от места, где находился кукловод Коля, и зовёт его. Теперь бабочка становится его спутником и молчаливым собеседником. Именно бабочка «подсказывает» ему дорогу к той психиатрической клинике, в которую, в конце концов, возвращается Ольга. Там же живёт и адресат её писем — Эльза.
В финале фильма Ольга, Эльза и другие обитатели клиники сидят в больничном дворике, а Коля и его куклы играют для них свой новый спектакль.
В 2000 году Игорь Масленников был членом жюри конкурса сценариев «Да здравствует мелодрама», проводимого под эгидой Госкино . Получивший первый приз сценарий «Бабочка» показался режиссёру очень интересным, и Масленников позвонил его автору Аркадию Высоцкому с вопросом, не задействована ли эта работа в кинопроизводстве. Аркадий Владимирович ответил: «Я пять лет этот сценарий всем предлагаю — никто не берёт» .
Получив согласие сценариста, Игорь Фёдорович занялся поисками героини. По его словам, вначале он пошёл неправильным путём — начал искать исполнительницу среди моделей. Затем в поле его зрения попала исполнительница главной женской роли в фильме « Азазель » Марина Александрова . Однако окончательное решение режиссёр принял после того, как увидел на сцене третьекурсницу Петербургской театральной академии Юлию Маврину : «Я понял, что моя героиня должна быть именно такой» .
Режиссёр в различных интервью не скрывал досады от того, что картина, которую он считает лучшей в своей кинобиографии, так и не дошла до широкой зрительской аудитории . Незавидную судьбу «Писем к Эльзе» Масленников напрямую связывает с разрушившейся в начале 2000-х годов системой российского кинопроката .
Я вхожу в экспертное жюри Роскино и знаю: вкладываются огромные деньги. Но из круга внимания выпал прокат. Кинематограф устроен как дерево: корни — прокат, крона — искусство, ствол питает обе эти сферы .
— режиссёр Игорь Масленников
Фильм вызвал весьма разноречивые отклики в прессе. Так, режиссёр Алексей Балабанов , увидев «Письма к Эльзе» на « Кинотавре », был приятно удивлён тем, что 70-летний Масленников «сумел снять такую энергичную картину» .
Журналист Ольга Бакушинская , назвав фильм красивой, трогательной и умной историей, отметила, что «Письма к Эльзе» «ничуть не хуже, а может, и лучше», чем снятые этим же режиссёром « Зимняя вишня » и «Шерлок Холмс» .
Литературный критик Лев Аннинский обнаружил в новой работе Масленникова явную перекличку с классическими сюжетами. Так, главная героиня во время верховой прогулки напомнила ему Наташу Ростову из фильма Сергея Бондарчука . Бродячий кукольник вызвал ассоциации с « Дорогой » Феллини . Нахрапистость семьи кухарки Марии, захватившей чужое поместье, показалась неуловимо связанной с « Виридианой » Бунюэля .
В то же время американский профессор-славист Вида Джонсон призналась, что в «Письмах к Эльзе» многое для неё осталось непонятным :
Фильм становится интересным, когда на экране появляется Алла Демидова в роли той самой Эльзы — обитательницы сумасшедшего дома, — в письмах к которой героиня описывает свои любовные похождения. Демидова — сильная актриса, и она буквально вытаскивает картину за уши.
Достаточно негативно отозвались о картине журналисты издания « Газета. Ru », озаглавившие свою публикацию «Девушка в сиропе» и констатировавшие, что «к слащавости сюжета добавлено невероятное количество красивостей» .