Interested Article - Огуз-хан

Огуз-хан ( туркм. Oguz han ; тур. Oğuz Han ; азерб. Oğuz Xan), также Огуз-каган ( туркм. Oguz Kagan , азерб. и тур. Oğuz Kağan) — древний родоначальник огузских народов тюркского происхождения. С XIX века обычно используется как чисто литературный персонаж. Имя Огуз буквально означает прямая стрела; род, начало которому положил Отец небесный, Создатель .

История

Согласно мнению Абу-ль-Гази , Огуз-хан мог жить за четыре тысячи лет до времени пророка Мухаммеда во времена легендарного царя древности Каюмарса , французский академик XVIII века Жан-Сильвен Байи относит период жизни Огуз-хана к XXIX веку до н. э. , а русский географ и историк XVIII века Пётр Иванович Рычков и советский историк О. Туманович — к VII в. до н. э. . Во французской Энциклопедии Дидро и д'Аламбера , изданной во второй половине XVIII в., отмечено, что Огуз-хан жил задолго до персидского царя Кира II .

Шведский географ и картограф XVII-XVIII веков Филипп Иоганн фон Страленберг со ссылкой на древнегреческого историка Диодора Сицилийского и других историков пишет об Огуз-хане как о предводителе древних скифских народов, под чьим руководством в глубокой древности они завоевали огромные территории на Среднем Востоке , в Юго-Восточной Европе и Египте . Согласно Страленбергу, у азиатских народов Огуз-хан пользуется такой-же славой, как Александр Македонский и Юлий Цезарь у европейцев.

Некоторые исследователи-востоковеды ( Иакинф (Бичурин) , Фридрих Хирт ) отождествляют Огуз-хана с реальным историческим лицом — хуннским шаньюем Модэ .

Предания

Родословная туркмен

Согласно историческому труду Абу-л-Гази « Родословная туркмен », у Огуз-хана было шестеро сыновей, а у каждого из них, в свою очередь, было по 4 сына от старших жён и ещё по несколько сыновей от их других жён. Двадцать четыре внука от старших жён сыновей Огуз-Хана являются родоначальниками 24-х древнейших и главных огузо-туркменских племен и главами так называемых « Аймаков ». К каждому их главных 24-х племен были присоединены другие племена, чьими родоначальниками являлись внуки Огуз-хана от младших жён его сыновей, а также вожди, отличавшиеся в той или иной обстановке во времена военных походов Огуз-хана: такое основное объединение нескольких родов и составлял собою один «Аймак».

Дети и внуки Огуз-хана :

Сыновья Гюн-хана :

Сыновья Ай-хан а:

  • Языр (старший в иле) -
  • Йасыр («ябир» согласно другому переводу «Родословной туркмен») ( все, что ни окажется перед ним, он опрокидывае т)
  • Додурга ( тот, кто умеет завоевывать страны и удерживать их за собой )
  • Дугер ( круг) -

Сыновья Йылдыз-хан а:

Сыновья Гёк-хана :

Сыновья Даг-хана :

Сыновья Денгиз-хана :

Список древних туркменских племен, происходивших от младших жен сыновей Огуз-хана:

Кене — Гуне — Турбатлы — Гирейли — Солтанлы — Оклы — Геклы — Кыргыз — Сучли — Хорасанлы — Юртчы — Джамчи — Турумчи — Кумы — Соркы — Курджык — Сараджик — Караджык — Текин — Казыкурт — Лала — Мердешуй — Саир .

Племена, родоначальниками которых были вожди в войске и близкие сподвижники Огуз-хана, и считавшиеся частью огузов (туркмен) в древности и средневековье: Канглы , Кыпчак , Карлык , Халач .

Огуз-наме

Доисламские представления об Огуз-хане найдены в уйгурской рукописи XV века «Огуз-наме». Согласно легенде, Огуз-хан был зачат своей матерью от световых лучей. Он родился уже богатырём и почти сразу сразил чудовище-единорога. Внешность Огуз-хана описывается так: «ноги его… подобны ногам быка, поясница — пояснице волка, плечи — подобны плечам соболя, а грудь — груди медведя».

От брака Огуз-хана с небесной девой рождаются три старших сына — , Ай-хан и . От другой, земной, жены — ещё три сына — , и .

Огуз-хан объявляет себя каганом и завоёвывает земли соседей; ему помогает в этом серый волк, говорящий по-человечески. Свои завоевания Огуз-хан разделил между сыновьями, символически разделяя между ними также посланные ему небом лук и стрелы. Лук, разломанный на три части, достаётся старшим сыновьям, почему их племена называются « бозок » («ломать на части»), а стрелы — младшим, племенам « учок » («три стрелы»).

После принятия ислама мифы изменяются, и в сочинениях Рашид ад-Дина , Абулгази , Огуз-хан является мусульманином, потомком библейского Яфета .

Имя «Огуз» вероятнее всего происходит от слов «ок» (стрела) и «уз» (лицо, личность, человек). Некоторые исследователи выводят «огузы» от «ок» — что означает «стрела» (а также «племя») и «уз» — суффикса множественности. То есть — «стрелы, множество стрел». Это название чуть поменялось от «аҕа уус» — дословный перевод «племя отца», как оглы — «аҕа уола», сын отца.

Другие образуют слово от «ак» — «белый» в значении благородный и «уз» — древнее понятие, возможно, в переводе значившее «человек» или «люди» и часто дублировавшее понятие «ир» или «эр», то есть «человек», «мужчина», употреблявшееся у различных тюркских племён самостоятельно либо в сочетании с другими словами, в качестве самоназвания .

Имя «Огуз», по одной из версий, происходит от слова «окуз», что означает «бык» на тюркских языках . При этом многие учёные отвергают данную версию .

Память

Памятники

В разных городах мира установлены памятники Огузхану.

Топонимика

Фрагмент центральной части «Звезды Огуз-хана»

В нумизматике

Примечания

  1. Абу-л-Гази. (неопр.) . Изд. АН СССР. (1958). Дата обращения: 31 декабря 2020. 23 января 2021 года.
  2. Jean Sylvain Bailly. Histoire De L'Astronomie Ancienne, Depuis Son Origine Jusqu'À L'Établissement De L'École D'Alexandrie - Debure (Paris), 1775
  3. Рычков П.И. История Оренбургская. [1730-1750] / П.И. Рычков; под ред. и с примеч. Н.М. Гутьяра, Секретаря Комитета, изд. Оренб. Губ. Стат. Комитета. - Оренбург : Тип.-лит. Евфимовского-Мировицкого, 1896. - 95 с.
  4. Туманович О. (неопр.) . Туркменское государственное издательство, Ашхабад, Туркменистан (1926). Дата обращения: 31 декабря 2020. 10 июля 2021 года.
  5. Записки капитана Филиппа Иоганна Страленберга об истории и географии Российской империи Петра Великого. Северо-восточная часть Европы и Азии. М.-Л. АН СССР. 1985
  6. Овез Гундогдыев. от 8 октября 2018 на Wayback Machine . «Туркменистан», Апрель 2009, № 4 (49).
  7. О.Туманович. (неопр.) . Мировая цифровая библиотека . Туркменское государственное издательство (1926). Дата обращения: 31 декабря 2020. 10 июля 2021 года.
  8. Закиев М. З. от 25 мая 2019 на Wayback Machine . // Татары: Проблемы истории и языка. Сборник статей по проблемам лингвоистории; возрождения и развития татарской нации. Казань, 1995. — С. 38—57.
  9. / М. А. Родионов, М. Н. Серебрякова. — М. : Наука. Гл. ред. вост. лит., 1992. — С. 75. — 220 с.
  10. . — 1976. — С. 126.
  11. (неопр.) . Дата обращения: 17 октября 2012. 10 июля 2015 года.
  12. (неопр.) . Дата обращения: 17 октября 2012. 15 июля 2014 года.
  13. (неопр.) . Дата обращения: 17 октября 2012. 14 ноября 2012 года.
  14. (неопр.) Дата обращения: 17 октября 2012. 16 июля 2015 года.

Литература

Ссылки

Same as Огуз-хан