Interested Article - Абхидхарма
- 2021-07-06
- 1
Абхидха́рма ( санскр. अभिधर्म , IAST : abhidharma , букв. «верховный закон», «высшая дхарма», «высшее учение», кит. 阿毘曇/阿毘达磨); Абхидхамма ( пали ) — буддийское учение, систематично, непротиворечиво и абстрактно описывающее мироустройство, прежде всего как явления сознания, и явления природы , буддийская метафизика (так традиционно переводится название учения); Абхидхарму можно считать буддийской мировоззренческой философией и психологией . К Абхидхарме относится определённая категория буддийских источников, берущих начало от Абхидхамма-питаки — части Типитаки — палийского буддийского канона .
В Абхидхарме более фундаментально и методично излагаются те знания, которые спонтанно и несистематически изложены в повествовательной традиции сутр . Известно, что не все древние буддийские школы имели Абхидхарму, а также, что содержание этой части канона различалось от школы к школе. В настоящее время большинство буддологов считает, что тексты Абхидхармы были составлены позднее времени раскола раннебуддийской общины на доктринально различные школы.
Источники
В Индии в период с III век до н. э. по V век н. э. возникло несколько независимых редакций Абхидхармы . В VII веке китайский паломник Сюаньцзан собирал источники по Абхидхарме из семи различных традиций. В настоящее время сохранились канонические источники только сарвастивады и тхеравады , в каждой традиции по семь книг.
Абхидхамма-питака традиции тхеравада сохранилась на языке пали , а сарвастивадинская Абхидхарма сохранилась на китайском , её оригинальный текст на санскрите был потерян. Небольшое количество других текстов Абхидхармы сохранилось в китайском буддийском каноне без указания источника. Среди них выделяется трактат Шарипутрабхидхарма предположительно относящийся к школе Дхармагуптака . Существует также версия Абхидхармы, составленная Асангой в рамках махаянской школы Йогачара .
Палийская традиция считает, что Абхидхарма не была поздней добавкой (компиляцией из Сутр Будды), а являлась исходным учением Будды (точнее говоря, философско-психологической квинтэссенцией его), причём Будда передал это своё учение в короткий период бодрствования при выходе из медитации , а также обучал ему небесные существа, путешествуя по высшим реальностям. Содержание бесед в «небесных мирах» было передано монаху Шарипутре , который передал его далее ученикам.
Школа Сарвастивада не считала, что книги Абхидхармы произошли непосредственно от Будды, а приписывала их составление его ближайшим ученикам. Эта версия учения Абхидхармы в настоящее время изучается в тибетском буддизме с опорой на трактат Абхидхармакоша Васубандху .
Абхидхарма в тхераваде
Абхидхамма-питака — третья корзина канона Типитака тхеравады. В Абхидхарму входят семь разделов (трактатов):
- Дхамма Сангани ('Перечисление факторов') — описывает фундаментальные явления ( дхаммы ) с которыми сталкивается человеческий опыт.
- Вибханга ('Анализ') — Анализ части Дхамма Сангани .
- Катха Ваттху ('Трудные вопросы') — Список ответов на вопросы монахов по поводу практик, собранные учёным после Буддийского Собора, созванного царём Ашокой в III веке до н. э. .
- Пуггала Паннятти ('Описания индивидуальностей') — перечисление типов личности, знание этих типов полезно для индивидуальной ориентации обучения.
- Дхату Катха ('Дискуссия об элементах') — Список вопросов и ответов по содержанию Вибханга.
- Ямака ('Пары') — повторение содержания Вибханга, Дхату Катха и Катха Ваттху.
- Паттхана («Отношения») — Законы, по которым дхамма проявляется и функционирует, в соответствии с Дхамма Сангани .
Данные тексты составлялись в период от 400 до н. э. по 250 до н. э. , самый ранний текст — Дхамма Сангани , самый поздний — Катха Ваттху . Дополнительно писались ещё после-канонические книги, чтобы более прояснить содержание, наиболее известны из них Висуддхимагга ( Буддхагхоша , книга не принадлежит к абхидхаммической литературе) и (). Дальнейшее развитие тхеравадинская Абхидхамма получила в средневековой Бирме.
На западе сочинения Абхидхаммы переводились в последнюю очередь, отчего важные аспекты буддийской философии выпадали из рассмотрения исследователей до второй половины XX века . Однако изучение Абхидхаммы позволило значительно улучшить понимание буддизма. В России специалистом по тхеравадинской Абхидхамме является буддолог Андрей Парибок .
В рамках традиции Тхеравады учёные бхиккшу из разных стран уделяют разное внимание Абхидхамме.
Согласно «Аттхасалини», комментарию к « Дхаммасангани », Будда проповедовал Абхидхамму на небесах Таватимса , где её слушали существа, собравшиеся со всей Вселенной , в том числе царица Майя, мать Сиддхартхи Гаутамы , переродившаяся на небесах Тридцати трёх богов. Проповедь длилась три месяца, в течение которых Будда ежедневно возвращался в своё физическое тело, чтобы принять пищу, и беседовал с Шарипутрой о преподанной части учения. Позднее Шарипутра передал свои знания своим пятистам ученикам .
Абхидхарма в сарвастиваде
Абхидхарма в сарвастиваде состоит также из семи текстов. Сравнение показывает, что вряд ли они имеют один и тот же источник с традицией тхеравадинской абхидхармы. Катха Ваттху и не имеют аналогов в сарвастиваде .
Следующие тексты имеются в абхидхарме традиции сарвастивады:
- en ( IAST : Sangītiparyāya) — 'Рассуждения о Сангити'
- en ( IAST : Dharmaskandha) — 'Совокупность факторов'
- en ( IAST : Prajñaptiśāstra) — 'Трактат об указаниях'
- en ( IAST : Dhātukāya) — 'Тело элементов'
- en ( IAST : Vijñānakāya) — 'Тело воспринимающего сознания'
- en ( IAST : Prakaranapāda) — 'Описание'
- en ( IAST : Jñānaprasthāna) — 'Основы Знаний'
Итог сарвастивадинской абхидхармической традиции — Махавибхаша («Великое истолкование») — монументальный комментарий к , созданный в первой половине II века н. э. во время третьего собора сарвастивадинов под эгидой царя Канишки .
Хорошо известно сочинение Васубандху Абхидхармакоша («Энциклопедия Абхидхармы»), в котором абхидхармистская традиция Махавибхаши сводится воедино и детально объясняется. Это сочинение активно изучается и используется школами махаяны , как в Тибете так и на Дальнем Востоке .
На Дальнем Востоке сарвастивада представлена китайской школой -цзун и соответствующей японской школой куся -сю, сосредоточенными на изучении Абхидхармакоши , переведённой на китайский Сюаньцзаном .
См. также
Литература
- Ермакова Т. В., Островская Е. П., Рудой В. И. — СПб.: Лань, 1999. ISBN 5-8114-0106-X
- Лама Анагарика Говинда. Пер. А. И. Бреславца. СПб.: Андреев и сыновья, 1993
- Махабхути в тантре и абхидхарме. Л., 1979
- Rhys Davids, C. Buddhist Psychology. London, 1900
Примечания
- Ньянапоника Тхеро, Гельмут Геккер. Великие ученики Будды. — Ганга, 2016. — С. 125. — 704 с.
Ссылки
- (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
- 2021-07-06
- 1