Виленский гаон
- 1 year ago
- 0
- 0
Саадия́ Гао́н (Сáид бин-Йусу́ф ивр. סעיד בן יוסף , Сáид аль-Файю́ми סעיד אלפיומי , Саадия́ бен-Иóсиф סעדיה בן יוסף , Саадйáху סעדיהו , Саадэ́ль סעדאל ; араб. سعيد بن يوسف الفيومي , Сáид ; Саадия́ ха-Питóми ; 882, Дилас, оазис Файюм ( Египет в составе арабского халифата ) — 942, Багдад ) — крупнейший галахический авторитет эпохи гаонов , основоположник раввинистической литературы и еврейской рационалистической философии, языковед и поэт.
Уже в молодости приобрёл обширные познания в области раввинской письменности и светских науках, особенно философии .
В 928 году избран гаоном (главой еврейской академии) в Суре ( Вавилония ). Эта академия, вместе с академией в Пумбедите , бывшая средоточием еврейской учёности в Вавилоне, к тому времени несколько пришла в упадок; благодаря новому гаону значение её вновь поднялось и в ней начали преподавать, кроме богословских наук, также и светские — философию и другие. Через некоторое время Саадия был смещён, благодаря интригам тогдашнего экзиларха (светского главы вавилонских евреев) , но через несколько лет был вновь утверждён в звании гаона.
Саадия стремился к тому, чтобы примирить противоположные направления в талмудическом иудаизме и в то же время опровергнуть противоречащие религии мнения, он боролся против различных сектантов и старался согласовать иудаизм с тогдашней философской мыслью.
Важнейшее его сочинение — религиозно-философский труд «Эмунóт ве-деóт» («Верования и мнения» или «Вера и знание») является первым систематическим изложением религиозной философии; Саадия опровергает мнение, что вера несовместима с разумом и наукой. Сочинение Саадии имело большое влияние на позднейшее процветание философской литературы арабско-испанских евреев и послужило образцом для ряда сочинений по религиозной философии у евреев и христиан; оно выдержало множество изданий и переведено на немецкий язык Фюрстом .
Другой выдающийся труд Саадии — арабский перевод Танаха и обширный комментарий к нему, в котором он опровергает превратные толкования библейского текста, разъясняет смысл многих мест Танаха, заключающих, по его мнению, указания на разные научные истины и оправдывает свой перевод филологически [ источник не указан 1561 день ] .
Кроме того, он писал сочинения по экзегетике , грамматике , талмудическому законоведению, календарно-астрономическим вопросам, комментировал древние книги, привёл в порядок весь цикл литургических произведений, к которым добавил свои синагогальные песни; его сочинение по грамматике, лексикографии и поэзии еврейского языка под заглавием «Сéфер агрон» (араб. «Китáб аш-шир») долгое время служило важнейшим руководством по этим предметам; его полемическое сочинение «Китáб ар-род ала Анан» (возражение Анану — караимскому учителю) нанесло сильный удар караимству .
Саадия написал также комментарии к «Сéфер йецира» («Cвитку творения»), сидур на арабском языке под заглавием «Китáб гáми ас-саля́уат уат-тасаби́х» («Книга-список молитв и хвалений») .
Многие сочинения Саадии до сих пор ещё хранятся в рукописях ; некоторые из них, хранящиеся в Санкт-петербургской публичной библиотеке , изданы А. Я. Гаркави в « Studien und Mitteilungen aus der St.-Potorsburger Oeffen t l. Bibliothek » (СПб., 1891). По случаю 1000-летия рождения Саадии предпринято было И. Деренбургом обширное издание его сочинений, для которого Кон издал и перевёл книгу Иова (Альтона, 1889), Деренбург издал Пятикнижие (Париж, 1895) и вместе с Ламбертом Притчи (П., 1894); последний издал также и « Сефер йецира » (Париж, 1891) [ источник не указан 1561 день ] .
Разгон, Лев Эммануи́лович — советский писатель, критик, правозащитник.