Энциклопедисты (Франция XVIII века)
- 1 year ago
- 0
- 0
Синедрион февраля-марта 1807 года, также Великий синедрион , — в наполеоновской Франции консультативный орган раввинов и мирян по разработке гражданского законодательства в отношении евреев .
В 1806 году в Париже 74 еврейских депутата, избранные в 14 департаментах , дали ответ на 12 вопросов Наполеона I, и в следующем году был составлен — по древнему обычаю Израиля — великий синедрион из делегатов еврейского раввината Франции, Италии и Голландии в числе 70 членов и председателя, « наси » .
Синедрион способствовал оформлению во Франции духовной организации евреев. Были учреждены консистории, состоящие из великого раввина и временных выборных светских членов; в каждой общине — свой общинный раввин, кантор , шохет (резатель скота). Все консистории подчинялись центральной консистории (1808), состоявшей из делегатов местных консисторий под председательством великого (главного) раввина Франции . Консисториальная организация евреев Франции была закреплена декретами от 17 марта и 11 декабря 1808 года . До отделения церкви от государства ( закон от 9 декабря 1905 года ) во Франции существовало 12 консисторий: в Париже , Нанси , Бордо , Лилле , Лионе , Марселе , Байонне , Эпинале , Безансоне , Алжире , Константине и Оране . Духовные лица еврейского вероисповедания с 1830 года получали содержание из государственной казны .
Декрет Национального собрания от 27 сентября 1791 г. положил конец исключительным законам о французских евреях, которые уравнивались в правах с христианами, но иудаизм ещё не был объявлен признанной религией .
В начале 1806 года к Наполеону I стали поступать жалобы со стороны эльзасских крестьян на евреев; последних обвиняли в ростовщичестве и в захвате крестьянских земель . Жалобы эти поддерживались и официальными донесениями императору. Был созван на специальное заседание государственный совет, который должен был принять меры к прекращению указываемого эльзасцами зла. Сам Наполеон присутствовал на заседании и резко высказался в пользу исключительных законов ο евреях; был выработан проект, одобренный Наполеоном и превращённый в декрет 30 мая 1806 г. В силу этого декрета в восьми департаментах приостанавливалось в течение года приведение в исполнение судебных постановлений по отношению к задолжавшимся y евреев крестьянам, a также созывалось на 15 июля 1806 года в Париже собрание лиц, исповедовавших еврейскую религию и живших на территории Франции .
Члены этого собрания должны были быть выбраны префектами из среды раввинов соответствующих департаментов , лиц, имеющих собственность, и других евреев, известных своей честностью и знаниями. Эльзасско- лотарингские департаменты должны иметь 61 представителя, департаменты Сены , Воклюз , Нижних Пиренеев , Кот-д’Ор и Жиронды — 13. Другие же департаменты посылают на 100—500 евреев одного депутата, а на 500—1000 двух и т. д. Указанные депутаты должны были прибыть в Париж к 10 июля .
В изложении мотивов созыва собрания говорилось, что необходимо поднять в лицах, исповедующих еврейскую религию , гражданские чувства, столь низкие среди них из-за вековых притеснений, которые Франция стремилась прекратить. Цель собрания евреев-нотаблей — улучшение нравов еврейской массы; специальные комиссары сообщат Собранию нотаблей намерения и планы императора об исправлении евреев и, с другой стороны, охотно прислушаются к тому, что им будут советовать лучшие представители евреев в интересах развития полезных среди евреев занятий. Евреи охотно шли, по выражению Греца , защищать перед Европой посаженное на скамью подсудимых еврейство; итальянские евреи просили предоставить им участие в Собрании, что им было позволено. Собралось свыше 100 человек, среди которых было много действительно лучших представителей французского еврейства: Бер-Исаак Бер , Авр. Фуртадо , (Théodore Cerf Berr; 1766—1832), Мишель Бер , Зинцгейм и другие .
На одно из заседаний явились три правительственных комиссара: Моле , Порталис и Паскье . В речи, произнесённой от имени Наполеона, Моле упрекал евреев за «основательные против них жалобы», и хвалил их за готовность — сообща с правительством — работать на благо самих же евреев. «Его величество желает, чтобы вы были французами; от вас зависит принять этот титул; помните, что вы откажетесь от него, если выкажете себя недостойными его». После этой речи были прочитаны 12 вопросов, поставленных Наполеоном Собранию нотаблей :
Собрание дало следующие ответы на предложенные ему вопросы :
Наполеон остался крайне доволен всеми ответами Собрания, ο чём 18 сентября 1806 на публичном собрании было объявлено комиссаром Моле, который прибавил, что ввиду религиозной санкции, необходимой для подобного рода ответов, император решил созвать Синедрион. Решения Синедриона должны иметь такую же силу для религиозных евреев, какую до сих пор имел Талмуд ; он должен стать высшей религиозной инстанцией для евреев и носить характер древнеиудейского Синедриона , иметь ту же форму и организацию, то есть состоять из 71 члена, с наси , ав-бет-дином и хахамом во главе.
Восторженно встретив эту весть, Собрание приступило к выборам части членов будущего Синедриона и 9-членной комиссии для разработки материала для будущего собрания, a также для переговоров с правительством. 6 октября оно выпустило воззвание на четырёх языках (еврейском, французском, немецком и итальянском ) ко всему еврейству . Синедрион должен был собраться 20 октября 1806 г., состоять на ⅔ из раввинов и на ⅓ из мирян; в состав ⅔ должны были войти все раввины Собрания нотаблей; кроме того, из мирян, членов собрания нотаблей, были выбраны тайной подачей голосов 25 в будущий Синедрион. Нотабли также избрали ещё 29 раввинов, чтобы набрать, в целом, 71 человека .
9 декабря был представлен выработанный 9-членной комиссией из трёх португальцев ( Фуртадо , ,), трёх немцев (Лазар; Моисей Леви, Бер-Ис. Бер ) и трёх итальянцев (, Колонья , Краковия) проект организации еврейских общин и культа .
Проект, являвшийся в главных пунктах делом рук правительства, был предварительно одобрен Собранием нотаблей, a окончательно должен был быть санкционирован Синедрионом. Горячие споры возникли лишь по поводу предложения ο том, чтобы раввины всячески противодействовали ростовщичеству и следили за правильным отбыванием евреями воинской повинности. Многие члены Собрания указывали, что ростовщичество уже раз было ими осуждено, что евреям, проливавшим кровь за республику и Наполеона, незачем напоминать об их долге, и что поручение консисториям столь унизительных полицейских функций является оскорблением всего еврейства. Однако большинство членов Собрания отклонило всякие поправки, внесённые самостоятельно и без ведома правительства, и ограничилось лишь просьбой к императору, чтобы государство взяло на себя жалованье раввинов, по крайней мере часть его .
Христианское общество отнеслось с большим недоумением к мысли ο Синедрионе, говорили ο намерении Наполеона создать еврейское государство; другие видели в этом желание императора привлечь на свою сторону евреев всей Европы, чтобы тем самым увеличить свои шансы в предстоящих войнах. Но были и сочувствующие, например, в Бамберге католик Глей основал особый периодический орган для печатания известий ο Синедрионе. Правительства европейских государств встретили враждебно весть ο Синедрионе и даже предпринимали меры против распространения новостей ο нём.
Открытие Синедриона состоялось лишь 9 февраля 1807 года. Это собрание должно было действовать самостоятельно. Роль правительства ограничилась лишь назначением Зинцгейма наси (президентом), Сегре — первоприсутствующим и А. де Колонья — второприсутствующим .
Из дома президента все члены Синедриона торжественно отправились 9 февраля в главную парижскую синагогу. Первую речь на еврейском языке произнёс, в присутствии высших чинов правительства и многочисленной публики, президент Синедриона. Его сменил Колонья, итальянская речь которого произвела на собравшихся глубокое впечатление.
Из синагоги все члены Синедриона торжественно направились в городскую мэрию , где по древнему обычаю расселись по старшинству полукругом около президента. Все члены были одинаково одеты по установленной заранее форме, все в треуголках . Первое заседание открылось молитвой и речью Зинцгейма, после которого говорил Фуртадо.
На втором заседании Синедриона зачитывались приветствия от различных французских, итальянских, прирейнских общин, a также от Дрездена и Нойвида . Амстердамской делегации было разрешено присутствовать в качестве гостей. В этот день Фуртадо прочёл разработанные собранием нотаблей 12 ответов на вопросы Наполеона.
На следующих пяти заседаниях (16, 19, 23 и 26 февраля и 2 марта) чувствовался недостаток материала; отредактированные девятичленной комиссией ответы на 12 вопросов были приняты без дебатов и получили силу закона .
He подвергался обсуждению вопрос ο правоспособности Синедриона издавать имеющие обязательную силу законы и ο том, может ли он поставить себя наряду с древним Синедрионом . Раввины обошли это затруднение тем, что, по Талмуду, каждому столетию предоставляется делать новые постановления и определения.
Без дебатов Синедрион принял предложение Фуртадо ο том, что Синедриону следует высказаться в том смысле, что иудейство состоит из двух строго различных элементов, из чисто религиозных и политико-законодательных. Первые неизменны, вторые, потеряв свое значение со времени падения еврейского государства, могут быть заменены другими. Однако выводы из такого разделения элементов могут быть сделаны исключительно уполномоченным на то собранием, каковым является великий Синедрион.
Синедрион принял девять постановлений, опубликованных на еврейском и французском языках .
Все эти постановления были торжественно прочитаны на последнем заседании Синедриона 9 марта 1807 года .
Вопрос об организации еврейских общин не был разработан Синедрионом, хотя и был подготовлен девятичленной комиссией .