Interested Article - Махо-сёдзё

Сакура Киномото из « Cardcaptor Sakura » — классический пример «девушки-волшебницы»

Махо-сёдзё ( яп. 魔法少女 махо: сё:дзё , «девушка-волшебница») — жанр аниме и манги. Основной сюжетной особенностью махо-сёдзё является главный персонаж — девочка или молодая девушка, обладающая некими сверхъестественными способностями , которые она использует для борьбы со злом, защиты Земли, слабых и тому подобных действий. Иногда присутствуют несколько девушек, обладающих различными способностями и как правило работающих в одной команде. Наиболее характерные представители этого поджанра манги и аниме — « Сейлор Мун » (первый сериал, где таких персонажей несколько), Cardcaptor Sakura , Tokyo Mew Mew , Magic Knight Rayearth , и Futari wa Pretty Cure . Хотя жанр имеет японское происхождение, он использовался как мотив за пределами Японии в западных произведениях (один из примеров: Иджинио Страффи использовал часть мотивов в основу анимации мультсериала « Клуб Винкс » во время разработки).

Первым аниме-сериалом в жанре махо-сёдзё стал « Ведьма Салли », вышедший в 1966 году . Девушки-волшебницы также известны в Японии как мадзёкко (魔女っ子) или «девушки-ведьмы».

Существует и аналогичный поджанр махо сёнэн (魔法少年, «юноши-волшебники»), где используются схожие линии с изменённой гендерной направленностью, то есть главный герой — юноша (в качестве примера можно назвать « Код ангела »), однако он значительно реже используется в качестве главной сюжетной линии.

Также следует отличать жанр махо-сёдзё и от поджанра махо канодзё (魔法彼女, «подружка-волшебница»), где главным героем является мальчик или юноша, у девушки которого обнаруживаются сверхъестественные способности.

Основные типы девушек-волшебниц

  • Волшебное существо. Чаще всего это девушка из волшебного королевства. ( , Sugar Sugar Rune )
  • Обычная девушка, которая изначально не обладает волшебными силами и эта сила просыпается в ней в результате каких-либо событий. ( Cardcaptor Sakura , Shugo Chara , Sailor Moon )
  • Обычная девушка, которая получает волшебную силу извне. ( Tokyo Mew Mew )

Каноны жанра

В основу концепции махо-сёдзё легло сочетание традиционных японских взглядов на женщину и западного менталитета, где особое внимание уделено взрослению и становлению характера . Девушки-волшебницы обычно получают доступ к своей силе, используя некий магический предмет , например медальон, волшебную палочку, ленточку и тому подобные вещи. Для активации силы используется концентрация на предмете, совершение различных манипуляций с ним, произнесение соответствующих фраз, различные акробатические приёмы, иногда элементы боевых искусств. Девушка, как правило, перевоплощается : например, меняется её одежда, внешний облик , иногда возраст. Кадры такого перевоплощения, называемого хэнсин , не меняются от серии к серии, что приводит к значительной экономии средств при производстве сериала. Иногда, хотя внешний облик героини не слишком изменяется для зрителя (чтобы не терялась связь с персонажем), другие персонажи не могут узнать её в перевоплощённом виде.

Одной из ключевых особенностей жанра «махо-сёдзё» является то, что главной героине нужно скрывать свои сверхъестественные способности от окружающих, что приводит к необходимости вести двойную жизнь . Другими, часто используемыми шаблонами, являются таинственные красавцы, также обладающие особыми способностями и приходящими на помощь в трудные моменты; говорящие домашние животные или волшебные существа, которые служат в качестве помощников и советников ; близкая подруга, не обладающая магическими способностями и не подозревающая о существовании магии (как правило подруга является постоянным объектом для нападения враждебных сил).

Понятия любовь, мир, добро, зло, дружба и т. п., как правило, очень идеализированы и служат мотивом действий главных героев. За постоянными вылазками враждебных сил обычно стоит главный враг, которого удаётся победить лишь к концу сериала; иногда после победы героиня теряет свои способности.

Примечания

  1. , с. 233.
  2. [www.animag.ru/?cid=5 Краткий анимешно-русский разговорник] // anime*magazine . — М. : Сакура-пресс , 2004. — № 5 . — С. 36 .
  3. , с. 68.
  4. , с. 59—60.
  5. (англ.) (. (неопр.) . — Harper Design , 2004. — С. . — ISBN 1-85669-391-0 .
  6. ↑ , с. 60.
  7. Brenner, Robin E. Understanding Manga and Anime. — Greenwood Publishing Group, 2007. — P. 178. — 356 p. — ISBN 978-0-31-309448-4 .
  8. , с. 69.
  9. , с. 67.

Литература

Книги
  • Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. — 2-е изд. — М. : Фонд развития кинематографии; РОФ «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры», 2001. — 396 с. — ISBN 5-901631-01-3 .
  • Saito K. Magic, Shōjo, and Metamorphosis: Magical Girl Anime and the Challenges of Changing Gender Identities in Japanese Society (англ.) // The Journal of Asian Studies. — 2014. — Vol. 73 , iss. 01 . — P. 143—164 . — doi : .
  • Sugawa-Shimada A. Girls and Magic: Representations of Magical Girls and Japanese Female Viewership = 少女と魔法――ガールヒーローはいかに受容されたのか. — NTT, 2013. — 296 p. — ISBN 978-4-7571-4309-8 .
  • Sugawa-Shimada A. (Ph.D.). [ ] : [англ.] : [дис.]. : University of Warwick, 2001.

Ссылки

  • Сугава-Симада А. Эволюция японских аниме о юных ведьмочках от «Сэйлор Мун» до наших дней (2015): , ,
  • Yoshida K. (англ.) (2002). Дата обращения: 31 июля 2015. 3 сентября 2009 года.

Same as Махо-сёдзё