Interested Article - Панчен-лама X

Панчен-лама Х (слева) и Далай-лама XIV (справа) на приеме у Мао Цзэдуна

Чокьи Гьялцен сокращение от Лобсанг Тринле Лхундруп Чокьи Гьялцен ( тибет : བློབཟང་ཕྲིན་ལས་ལྷུན་གྲུབ་ཆོས་ཀྱི་རྒྱལ་མཚན་་ (19 февраля 1938 — 28 января 1989) — 10-й Панчен-лама в традиции школы гелугпа тибетского буддизма. Его часто называют просто Чокьи Гьялцен, хотя это также имя ряда других выдающихся деятелей в истории Тибета.

Биография

Детство

10-й Панчен-лама родился 19 февраля 1938 года в Сюньхуа-Саларском автономном уезде провинции Цинхай , в семье Гонпо Цетена и Сонам Долмы. Когда в 1937 году умер девятый Панчен-лама , одновременно две экспедиции отравились на поиски десятого Панчен-ламы. Они обнаружили двух конкурирующих кандидатов. При этом правительство в Лхасе , которым был избран мальчик из провинции Сикан , и приближённые девятого Панчен-ламы , которые избрали Цетена, не могли прийти к соглашению . 3 июня 1949 года правительство Китайской республики , втянутое в китайскую гражданскую войну , заявило о своей поддержке Цетена. Глава Комиссии делам Монголии и Тибета отправился в провинцию Цинхай , чтобы совместно с гоминьданским губернатором этой провинции Ма Буфаном председательствовать в 11 июня 1949 года на интронизации Цетена как Десятого Панчен-дамы под именем Чокьи Гьялцен . Правительство Далай-ламы в Лхасе по-прежнему отказывалось признавать Чокьи Гьялцена как Панчен-ламу .

Гоминьдан хотел использовать помощь Чокьи Гьялцена в создании широкой антикоммунистической базы в Юго-Западном Китае . Гоминьдан разработал план, что 3 дивизии из Кама будут поддерживать Панчен-ламу в выступлении против коммунистов .

Когда Лхаса отказала Чокьи Гьялцену подтвердить его контроль над территориями, которые традиционно контролировались Панчен-ламами, он попросил в сентябре 1949 года Ма Буфана , помочь ему возглавить армию в походе против Тибета . Позднее, когда приближалась победа коммунистов, Ma Буфан пытался убедить Панчен-ламу уехать вместе с правительством Гоминьдана на Тайвань , но вместо этого Панчен-лама заявил о своей поддержке коммунистической Китайской Народной Республики .

Ранняя политика

Панчен-лама поддержал претензии коммунистического Китая на суверенитет над Тибетом и китайскую политику реформ на Тибете . Радио Пекина транслировало призыв Пачен-ламы к тибетцам, чтобы «освобождённые» тибетцы оказывали давление на правительство Лхасы с требованием вести переговоры с Китайской Народной Республикой . В 1951 году Панчен-лама в составе тибетской делегации был приглашен в Пекин для подписания соглашения из 17 пунктов и телеграфирования Далай-ламе о реализации данного Соглашения . Его признал Далай-лама XIV , когда они встретились в 1952 году.

В сентябре 1954 г. Далай-лама и Панчен-лама отправились в Пекин для участия в первой сессии первого Всекитайского собрания народных представителей на встречу с Мао Цзэдуном и другими руководителями КНР . Панчен-лама вскоре был избран членом Постоянного Комитета Всекитайского собрания народных представителей , а в декабре 1954 года он стал заместителем председателя Народного политического консультативного совета Китая . В 1956 году Панчен-лама отправился в Индию на богомолье вместе с Далай-ламой. Когда Далай-лама бежал в Индию в 1959 году, Панчен-лама публично поддержал правительство Китая, и китайцы привезли его в Лхасу и сделали председателем подготовительного комитета Тибетского автономного района .

Изоляция и реабилитация

После путешествия по Тибету, в мае 1962 года, он встретился с Чжоу Эньлаем , чтобы обсудить его петицию с критикой ситуации в Тибете . Петиция была объёмистым документом в 70000 иероглифов. Она была посвящена жестокому подавлению тибетского народа во время и после китайского вторжения в Тибет . Первая реакция была позитивной, но в октябре 1962 года власти КНР начали критиковать заявление Панчен-ламы. Председатель Мао называл петицию: «… отравленной стрелой, выпущенной в партию реакционными феодальными владыками». В 1964 году Панчен-лама был публично унижен на заседании Политбюро ЦК КПК, смещён со всех постов, объявлен «врагом тибетского народа». Его дневник для записи сновидений был конфискован и использован против него , после этого Панчен-лама был заключён в тюрьму. В тот момент ему было 26 лет . Когда началась культурная революция , положение Панчен-ламы ещё более ухудшилось. В марте 1979 года китайский диссидент и бывший хунвейбин опубликовал под собственным именем письмо (написанное в действительности каким-то другим анонимным автором) с осуждением условий содержания в тюрьме Циньчэн , где долгое время был в заключении Панчен-лама . В октябре 1977 года Панчен-лама был освобождён, но круг его общения был сильно ограничен.

Конец жизни и смерть

В 1978 году, после отказа от монашеских обетов, Чокьи Гьялцен путешествовал по Китаю в поисках жены, стремясь создать семью. Он начал ухаживать за Ли Цзе, военнослужащей и студенткой-медиком в городе Сиане . В то время у Чокьи Гьялцена не было денег, и он по-прежнему был в чёрном списке у партии, но жена Дэн Сяопина и вдова Чжоу Эньлая увидели символическое значение в браке между тибетским ламой и ханьской женщиной. Они лично вмешались, чтобы организовать свадьбу этой пары на торжественной церемонии в Большом зале Дома народных собраний в 1979 году . Через год Панчен-лама стал заместителем председателя Всекитайского собрания народных представителей и занял некоторые другие политические посты. Он был окончательно политически реабилитирован в 1982 году. В 1983 году Ли Цзе родила ему дочь, названную .

В начале 1989 года 10-й Панчен-лама вернулся в Тибет, чтобы перезахоронить останки предыдущих Панчен-лам из могил, которые были разрушены во время уничтожения монастыря Ташилунпо в 1959 году . 28 января 1989 года он умер от сердечного приступа в Шигадзе в возрасте 51 года (по тибетской системе исчисления). Это случилось ровно через пять дней после выступления в Тибете, в котором он сказал: «Благодаря освобождению, безусловно, имело место развитие, но цена, заплаченная за это развитие, была больше, чем выгоды» . Хотя официальной причиной его смерти, как было объявлено, являлся сердечный приступ, некоторые тибетцы начали подозревать нечестную игру . В 2011 году китайский диссидент заявил, что Ху Цзиньтао организовал смерть 10-го Панчен-ламы . Далай-лама был приглашён Буддийской ассоциацией Китая для участия в похоронах Панчен-ламы, а также общения с верующими Тибета. Из-за кратких сроков Далай-лама не смог приехать по этому приглашению , что вызвало новые споры между китайским правительством и сторонниками Далай-ламы . Смерть 10-го Панчен-ламы привела к беспрецедентной шестилетней борьбе за его наследство в размере 20 миллионов долларов между его женой и дочерью и монастырём Ташилунпо .

Среди тибетцев распространено много легенд и теорий заговора о смерти Панчен-ламы. По одной версии, он предсказал свою смерть в послании к жене на их последней встрече. По другой версии, прямо перед его смертью в небе появилась радуга . Некоторые, в том числе Далай-лама , считают, что Панчен-лама был отравлен своим медицинским персоналом. Сторонники этой теории ссылаются на замечания Панчен-ламы, высказанные им 23 января высокопоставленным чиновникам, и опубликованные позже в Жэньминь жибао и China Daily . В этом сообщении он критиковал эксцессы Культурной революции на Тибете и высоко оценил реформы и политику открытости 1980-х годах . Его дочь Ринзинвангмо отказалась комментировать теории заговора, приписывая раннюю смерть отца его слабому здоровью, в целом, экстремальному набору веса и хроническому недосыпанию .

Примечания

  1. Lin, Hsiao-ting Modern China’s Ethnic Frontiers: A Journey to the West. Taylor & Francis. 2010. p. 116—118
  2. (неопр.) . Дата обращения: 2 октября 2017. 7 апреля 2015 года.
  3. Melvyn C. Goldstein , in McKay 2003, p. 222
  4. (неопр.) . Дата обращения: 2 октября 2017. 18 января 2017 года.
  5. (неопр.) . Дата обращения: 6 апреля 2013. 13 ноября 2012 года.
  6. (неопр.) . Дата обращения: 6 апреля 2013. 10 июня 2011 года.
  7. от 13 октября 2007 на Wayback Machine , Ngapoi Ngawang Jigme, China View , 30 August 2005.
  8. (неопр.) . Дата обращения: 6 апреля 2013. Архивировано из 9 мая 2008 года.
  9. Goldstein M. C. , A History of Modern Tibet, Volume 2 — The Calm before the Storm: 1951—1955, p. 496
  10. Feigon 1996, p. 163
  11. ↑ Hilton 2000
  12. (неопр.) . Дата обращения: 6 апреля 2013. 1 июля 2013 года.
  13. (неопр.) . Дата обращения: 6 апреля 2013. 2 марта 2016 года.
  14. Tim Johnson Tragedy in Crimson: How the Dalai Lama Conquered the World But Lost the Battle with China. Nation Books. 2011. p. 170—172.
  15. (неопр.) . Дата обращения: 6 апреля 2013. Архивировано из 30 июня 2006 года.
  16. Hilton 2000, p. 1
  17. ↑ Laird, 2006, p. 355
  18. (неопр.) . Дата обращения: 6 апреля 2013. 20 октября 2007 года.
  19. Kalsang Rinchen, от 13 сентября 2017 на Wayback Machine , Phayul. com, 16 March 2011
  20. (неопр.) Дата обращения: 6 апреля 2013. Архивировано из 6 июля 2011 года.
  21. (неопр.) . Дата обращения: 7 апреля 2013. Архивировано из 20 апреля 2013 года.
  22. Kapstein 2006, p. 295
  23. ↑ Hilton 2000, p. 192—194

Same as Панчен-лама X