Ромер
- 1 year ago
- 0
- 0
Альфред Исидор Ромер ( белор. Альфрэд Ізідор Ромер ; 16 апреля 1832 , Вильно — 24 января 1897 , д. Королиново (совр. Поставский р-н , Витебской обл. ) — белорусский, литовский и польский художник, скульптор, медальер, искусствовед и этнограф, участник Январского восстания в Варшаве в 1863 году .
Родился в Вильно , в семье художника Эдварда Яна Ромера , учившегося у Яна Рустема . Эдвард Ян Ромер был участником предыдущего Польского восстания , и сыном , выходца из знатного саксонского рода, предки которого в XV веке через Курляндию переселились на территорию Великого Княжества Литовского .
Изучал право в Виленском университете и брал уроки живописи у Канута Русецкого , после чего уехал в Париж , где продолжил обучение у Антония Олещинского .
По возвращении, с конца 1850-х годов, жил в имении Кревно Ново-Александровского уезда (совр. Утенский уезд Литвы ), печатал свои рисунки и гравюры в журнале «Колосья». Принимал участие в национально-освободительном движении против Российской империи . За участие в Январском восстании 1863-64 гг. был заключён в крепость Динабург . После освобождения из тюрьмы, продал имение, имущество и переехал в Мюнхен , где продолжил обучение живописи в Академии изящных искусств под руководством и (нем.) (. По окончании учёбы вместе с Рамбергом и Альбертом фон Келлером отправился в Италию , где для совершенствования мастерства копировал произведения Паоло Веронезе . Поддерживал себя, рисуя на заказ портреты аристократов и пейзажи . Участвовал в выставках живописи в Мюнхене, Париже и Кракове .
В середине 70-х годов XIX века вернулся в Вильно , где в 1874 году женился на графине Ванде Сулистровской (1853—1897) , владелице имения Каролиново , где и жил следующие 10 лет, наиболее плодотворных в его жизни. Занимался этнографическими исследованиями, изучением народного прикладного творчества, на основе чего начал писать монографию о Слуцких поясах , собрал коллекцию древних документов, которые впоследствии были переданы в музей Кракова. В это же время создавал гравюры, портреты, композиции с изображением сюжетов из жизни и быта простого народа. Будучи талантливым декоратором, принимал участие в создании росписей католических и православных храмов. Сочетал стиль живописи мастеров раннего Возрождения с импрессионизмом .
В 1884 году переехал в Краков. С 1888 года принимал участие в работе «Комиссии истории искусства Академии наук» в Кракове . В отчетах комиссии была опубликована его монография «Польские пояса. Их фабрики и знаки» ( 1893 ), один из разделов которой был посвящён слуцким поясам . Там же был опубликован доклад «К истории Виленской школы изящных искусств» (1896). Умер в имении Каролиново . Был похоронен в семейной усыпальнице в Костёле Святой Марии в Тракае .
Всего за свою жизнь художник создал 63 живописных полотна, 81 пастель , 41 медальон , 9 скульптур, несколько десятков рисунков, пейзажей и акварелей , копий икон и портретов . Репродукции гравюр, карикатуры и этнографические работы Альфреда Ромера печатались в польских журналах «Tygodnik ilustrowany», «Litwa i Rus'», «Wisla», «Kłosy» и др. На страницах журналов были помещены репродукции гравюр « Костёл в Камаях . Виленская губерния » ( 1878 ), «Мещанин из Виленской губернии. Свенцянский уезд . Камайский приход» ( 1881 ). «Крестьянки из Могилёвской губернии Рогачёвского уезда » (1881), «Старый храм в Кобыльнике Свенцянскога уезда» ( 1880 ), фольклорная публикация «Всенощная пахота» (1897).
Родители - Эдвард Ян Непомуцен Ромер, герба "Лаский", и Анна Монвид-Белозор, герба "Венява".
Брат - Евгений Тадеуш Ромер (1833 -1847).
Жена - Ванда Сулистровская (09.11.1853, м. Вишнево - 1944), герба "Любич".
Дочь - Ромер-Охенковская Гелена Антонина Рахеля (21.07.1875, Вильня - 26.03.1947, Торунь) вышла замуж в 1904 г. за Генриха Охенковского (1872 - 21.02.1925), герба "Гржимала". Детей не было.