Больница святой Елизаветы
- 1 year ago
- 0
- 0
Це́рковь Свято́й Пра́ведной Елисаве́ты ( нем. Russisch-Orthodoxe Kirche der heiligen Elisabeth in Wiesbaden) — православный храм в городе Висбаден , расположенный на горе Нероберг .
Относится к Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви заграницей . Настоятель — архиепископ Марк (Арндт) . При храме располагается дом священника и кладбище, которое является крупнейшим православным кладбищем в Европе.
В 1844 году состоялось бракосочетание герцога Адольфа-Вильгельма Нассауского и великой княжны Елизаветы Михайловны , дочери великого князя Михаила Павловича (1798—1849). Но 16 (28) января 1845 года Елизавета Михайловна скончалась при родах вместе с новорождённой девочкой. Герцог Адольф был настолько потрясён утратой, что решил построить церковь на могиле своей умершей жены .
Первый проект церкви в 1845 году представил местный зодчий Г. Хюбш. Однако он был отклонён, так как не соответствовал православным канонам.
Храм был заложен в 1847 году . Основные средства на строительство были переданы, с разрешения Николая I, из приданого герцогини Елизаветы. Общая стоимость строительства составила 2500000 марок. Проектирование и строительство церкви было поручено старшему офицеру по строительству ( нем. Oberbaurat) Филиппу Гофману ( нем. Philipp Hoffmann), специалисту по русскому церковному зодчеству. Освящение храма протоиереем Иоанном Янышевым состоялось 13 (25) мая 1855 года в честь святой праведной Елисаветы , святой покровительницы умершей принцессы. На следующий день гробы Елизаветы Михайловны и её ребёнка были перенесены в склеп церкви. На освящении храма присутствовал знаменитый русский поэт князь Петр Андреевич Вяземский , который посвятил этому событию стихотворение.
Прихожанами церкви стали члены уже существовавшей в Висбадене русской православной общины, русские гости и путешественники, для которых Висбаден был популярным курортным местом в XIX веке . Император Николай II посещал службы в церкви во время своих визитов в Германию вместе со своей женой Александрой Фёдоровной . В честь посещения царя в церкви укреплена памятная золотая доска. Позже община прихожан расширилась за счет участников белого движения , покинувших страну и осевших в Германии.
Богослужения в храме проходили только в летний период. Зимой службы проводились в домовой Елизаветинской церкви при миссии (Kapellenstraße, 19) . До 1917 года к храму были приписаны церкви в Дармштадте и Бад-Эмсе .
В девяностых годах XX века внутреннее убранство храма было обновлено, в особенности мраморные детали и фрески . Склеп церкви обновлялся с 2002 по 2005 годы .
Здание храма было дважды запечатлено на марках государственной почты Германии ( нем. Deutsche Bundespost), 4 июня 1991 года и 12 августа 2003 года . В настоящее время комплекс русского православного храма Святой праведной Елисаветы является достопримечательностью Висбадена.
Храм выстроен в русско-византийском стиле из светлого песчаника. В качестве образца архитектор взял постройки Константина Тона , в частности Петропавловскую церковь в Петергофе . Храм рассчитан на 400 человек.
Фасады церкви расчленены прилегающими колоннами и прорезаны посредине высокими тройными окнами, обрамленными колонками и килевидными наличниками. Нижний ярус трактован как цокольный. Главный портал оформлен парными невысокими колоннами, на которые опирается полуциркульная перспективная арка. Порталы и наличники сделаны из белого мрамора. Над окнами помещены круглой формы горельефы из серого песчаника, изображающие небесных покровителей усопшей и её родителей (работы Э.-А. Хопфгартена из Берлина ). Высокие барабаны с арочными окнами увенчаны золочёными куполами (главный имеет высоту 9 м).
Интерьер церкви убран разными сортами мрамора: коричневым немецким, серым шведским, светло-жёлтым родосским, белым каррарским, чёрно-белым египетским. Колонны — из тёмно-серого с белыми прожилками мрамора.
Высокий трехъярусный иконостас , завершённый конхой, вырезан по рисунку Хофмана из белого каррарского мрамора скульпторами Джузеппе Маньяни и Я. Лундбергом. 25 икон на золотом фоне написаны академиком Тимофеем Неффом . Иконы были пожертвованы великой княгиней Еленой Павловной .
Фрески исполнил О. Р. Якоби, роспись купола — Август Хопфгартен. В убранстве церкви активно использовалась скульптура (рельефы ангелов над золочёными медными дверьми). Кроме того, интерес представляют медальоны с портретами скульпторов и художников, которые работали над созданием убранства храма: Неффа, Малакини, Маньяни, братьев Хопфгартенов и Леонхардта. Также были помещены изображения Филиппа Хофманна и К. А. Тона.
До настоящего времени не сохранился витраж с изображением воскресшего Спасителя, изготовленный в Мюнхене Максом Эйнмиллером.
У северной стены в полукруглой нише находится саркофаг из каррарского мрамора, поверх которого лежит изваяние скончавшейся герцогини Елизаветы: она представлена спящей, на голове венок из роз; левая рука приложена к сердцу, правая опущена. Стороны саркофага украшены рельефными изображениями двенадцати апостолов, углы — христианских добродетелей. Надгробие было создано Э.-А. Хопфгартеном, который за образец взял гробницу королевы Луизы Прусской .
Церковный дом в швейцарском стиле выстроен одновременно с храмом справа от него. В нём находились помещения для сторожа и священника, а также для спевок церковного хора.
Расположенное в лесу православное кладбище было устроено через год после освящения храма. Здесь на двух террасах были погребены: светлейший князь Георгий и светлейшая княгиня Ольга Александровна Юрьевские, Н. Е. Марков , Корфы , Ребиндеры , граф К. И. Остен-Сакен, княгиня В. П. Бутера ди Радали (урождённая Шаховская), Н. В. Султанов , А. И. Бутаков , Н. В. Всеволожский , Алексей Явленский , Борис Кит .
Кроме того, здесь были погребены некоторые архиереи Русской православной церкви заграницей: митрополит Серафим (Ляде) , архиепископ Нафанаил (Львов) и архиепископ Агапит (Горачек) .