Аав, Герман Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Архиепи́скоп Ге́рман ( фин. Arkkipiispa Herman , при рождении Герман Васильевич Аав , эст. Herman Aav ; 2 сентября 1878 , Хелламаа , Сааремаа или Муху — 14 января 1961 , Куопио ) — епископ Финляндской Архиепископии Константинопольского Патриархата , в 1925—1960 годы — её предстоятель с титулом «Карельский и всей Финляндии» .
Родился 2 сентября 1878 года в Хелламаа на острове Муху , в семье эстонского псаломщика Василия Аава и его супруги Марии Эллик.
В 1894 году по второму разряду окончил Рижское духовное училище , а в 1900 году по второму разряду окончил Рижскую духовную семинарию .
В 1904 году вступил в брак с Любовью Бобковской, происходившей из семьи священнослужителя прихода протоиерея Александра Бобковского и его супруги Ольги Бародкиной.
С 1900 по 1904 года трудился в должности псаломщика в церкви города Хаапсалу .
27 сентября 1904 году рукоположён в сан священника и служил в православных приходах Эстонии (до 1920 года — Рижская епархия , затем — автономная Эстонская православная церковь) в деревнях: (1904—1907), Вяндра (1907—1911) и (1911—1922). С 1 января 1920 по 5 февраля 1921 года — настоятель Николаевской церкви в Курессааре .
Был благочинным округа Сааремаа и членом Поместного Собора Эстонской православной церкви .
17 июня 1922 года на Соборе Финляндской церкви избран викарием архиепископа Финляндского и Выборгского Серафима (Лукьянова) . 8 июля 1922 года патриарх Константинопольский Мелетий IV без предварительного пострижения в монашество рукоположил его в сан епископа Сортавальского .
По свидетельству Первоиерарха РПЦЗ Антония (Храповицкого) : «Именно Вселенский патриарх рукоположил ему в викария священника Аава (без всякого пострижения в монашество или даже в рясофор) не только без его, архиепископа, согласия, но даже вопреки его протесту; этим покойный патриарх попрал основной канон Церкви — 6-е правило I Вселенского Собора (и многих других)… И вот, сей сомнительный епископ Герман, в мирском одеянии, побритый и подстриженный, расхаживает по улицам города на соблазн православных и, возбуждая злорадство иноверцев» .
29 декабря 1923 года решением Государственного Совета и указом президента Финляндии на основании принятого закона об официальном языке Финляндии, архиепископ Серафим, как не освоивший в четырёхмесячный срок финский язык , был отстранён от управления Финляндской церковью и принудительно отправлен на покой в Коневецкий монастырь , а в 1926 году при помощи митрополита Евлогия (Георгиевского) покинул Финляндию . На состоявшемся в 1925 году Соборе духовенства епископ Сортовальский Герман (также не владевший финским языком) был избран и 13 июня 1925 года утверждён предстоятелем Финляндской православной церкви с титулом архиепископа Карельского и всей Финляндии . 14 августа того же года утверждён в этой должности президентом .
С середины 1920-х годов митрополит Антоний (Храповицкий) называл нового финляндского архиерея «лже-епископом» и причащавшихся с ним призывал к покаянию, в частности в письме валаамскому иеромонаху от 27 января 1925 года писал: «Печальные вести ваши я получил и много скорбел о безжалостном ожесточении архипастырей греческих, а Германа я считаю простым мирянином…» .
На протяжении всего периода управления проводил активную политику экуменизма и финнизации. По его инициативе надписи на иконах переписывались с церковнославянского на финский язык. Он добился изменения внешнего вида облачений священнослужителей по греческим образцам; отмены обязательного ношения священниками рясы и восьмиконечного «русского» креста , вместо которого был введён четырёхконечный крест , крепившийся на цепочке, составленной из соединённых между собой свастик. Духовенству дозволялось остригать волосы и брить бороды. При строительстве храмов предписывалось брать за образцы лютеранские кирхи или придерживаться византийского, а не «русского» стиля.
Его статьи и проповеди помещались в официальном вестнике Финляндской Церкви, журнале « » и в других периодических изданиях.
В 1937 года в Сортавале по приглашению владыки Германа проходило совещание финских и прибалтийских православных епископов, в котором участвовали митрополит Таллинский Александр (Паулус) , митрополит Рижский Августин (Петерсон) , архиепископ Печерский Николай (Лейсман) , епископ Выборгский Александр (Карпин) и епископ Елгавский Иаков (Карп) . Повестка дня данной встречи включала развитие межцерковных связей, календарный вопрос, унификацию богослужения, экономическое положение клириков и приходов, создание общего высшего богословского учебного заведения. В 1938 году состоялась вторая встреча финских и прибалтийских архиереев, она была посвящена участию в экуменическом движении .
В послевоенные годы противился попыткам Московской Патриархии вернуть Финляндскую церковь в свою юрисдикцию, сумел сохранить status quo, и в 1957 году Московская Патриархия отказалась от своих претензий.
1 июля 1960 года покинул свой пост по состоянию здоровья. Скончался 14 января 1961 года в Куопио.