Interested Article - Низкий ключ
- 2020-02-25
- 1
Портре́т в тёмной тона́льности ( Ни́зкий ключ англ. Low-key lighting) — разновидность графической техники в искусстве ( изобразительное искусство , фотография , кинематограф ), применяемая для художественного выражения автора , спецэффектов или в технических целях, характерной особенностью которой является незначительная контрастность тёмных тонов и полное отсутствие или незначительное присутствие светлых тонов на изображении. Требуемый эффект может достигаться во время съёмки, при проявке или печати , а также обработке в графическом редакторе . При этом изображение в низком ключе является противоположностью снятого в высоком ключе . Его также важно не путать с высококонтрастными снимками, где присутствуют только крайние проявления цветовых тонов, как очень светлых, так и очень тёмных, с крайне небольшим количеством промежуточных.
История
Название техники происходит от понятия рисующего света ( англ. key light , досл. «ключевой свет»).
В Советской фотошколе, последователями которой являются преподаватели фотографии операторского факультета ВГИКа Фельдман Яков Маркович и Курский Леонид Дмитриевич, считают, что при съёмке в тёмной тональности в кадре не должно быть тонов светлее тёмно-серого. Однако в зарубежных фотошколах и в современной российской таких жёстких ограничений нет.
Технология
Любой снимаемый сюжет состоит из участков с различной яркостью, благодаря отличиям в отражательной способности разных объектов съёмки и светотеневому рисунку от съёмочного освещения. Для правильного отображения всех участков снимаемой сцены необходимо точное дозирование количества света, получаемого светоприёмником . Экспозиция должна быть такой величины, чтобы позволить фотоматериалу с определённой светочувствительностью получить количество света, необходимое для воспроизведения максимального диапазона сюжетно важных яркостей в пределах доступной шкалы. Светочувствительность — это сенситометрическая характеристика любого светочувствительного элемента. Чем больше светочувствительность матрицы (фотоплёнки, фотобумаги ), тем меньшая требуется экспозиция .
Обычно главным критерием при измерении яркости света, отражённого от объектов съёмки, считается правильность отображения тона человеческой кожи , главным образом, лица. Поэтому, все экспонометрические устройства калибруются таким образом, чтобы отображать корректный результат при измерении света, отражённого от кожи людей европейской расы. В некоторых случаях в качестве тест-объекта может служить « » с калиброванной отражательной способностью в 18 %. Такой серый цвет является точкой отсчёта для определения тональности, в фотографии он именуется англ. midl key и считается стыком между 5 и 6 зонами шкалы Адамса . Нормальная экспозиция кадра хорошо прорабатывает 2 ступени (зоны экспозиции) вверх плюс чисто-белый цвет и 3 ступени вниз плюс чисто-чёрный цвет.
Недостаточная экспозиция ( недодержка ) приводит к получению тёмного — недоэкспонированного — изображения, в котором отсутствуют детали в тёмных участках ( тенях ) объекта съёмки, а иногда изображение отсутствует вообще, что, например, в фотожурналистике обычно считается браком . Однако умеренная недодержка (смещение Ключа в тёмную сторону) позволяет получить изображение в низком ключе. При передержке можно получить обратный эффект — изображение в стиле высокого ключа .
Изображение считается выполненным в низком ключе, если его тональное решение соответствует условию, что светлые участки изображения не выходят за пределы второй тёмно-серой ступени семиступенчатой шкалы плотностей Семиступенчатая шкала строится на основе 10-ступенчатой шкалы Адамса путём вычленения пяти ступеней освещения, что соответствует оптимальному визуальному контрасту, и переводом (сжатием) остальных ступеней в чисто-чёрную и чисто-белую зоны.
- * Римскими цифрами обозначены градации серого, 0 соответствует уровню вуали :
0 | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X |
0 | I | II | III | IV | V | VI | VII |
Техники выполнения
Оптическая при съёмке
Основными составляющими для съёмки в низком ключе являются освещение , главный объект съёмки, фон и настройки камеры.
Освещение играет значительную роль — требуется точечный источник освещения , создающий жёсткие тени и высокий контраст. В качестве второго источника может использоваться заполняющий свет или отражатель, который регулирует уровень контраста изображения.
Главный объект съёмки должен быть контрастным и иметь преимущественно тёмные тона. Низкий ключ, как и высокий , часто применяют в жанре портрета . В таком случае желательно, чтобы фотографируемая модель имела определенные внешние данные: тёмные волосы , тёмный оттенок кожи , тёмную одежду .
Фон по яркости должен быть таким же или менее ярким, чем объект съёмки. В качестве фона может применяться бумага чёрного цвета (без стыков) или чёрная ткань . Чтобы фон оставался тёмным, источник света поворачивают от фона так, чтобы направленный луч света освещал только нужную область объекта.
Настройки камеры являются четвёртой составляющей при съёмке в низком ключе. Необходимо сделать экспокоррекцию на несколько ступеней ниже автоэкспозиции за счёт уменьшения выдержки , значения светочувствительности ISO или закрытия диафрагмы . При этом для удобства в камере, оснащённой функцией контрастной фокусировки, можно включить отображение гистограммы в режиме предпросмотра в реальном времени .
Возможные ошибки
- избыточная яркость освещения
- неправильные настройки экспозиции автоэкспонометром
Цифровая коррекция
Использование компьютерных программ — фоторедакторов — позволяет изменять тональность снимков уже после того, как они были сохранены в файл. Многие программы (например, Adobe Photoshop и GIMP ) имеют специальные средства, предназначенные для коррекции экспозиции как в целом изображения, так и отдельных участков. Во время редактирования снимка можно пользоваться гистограммой . Для создания соответствующего эффекта изображение может быть обесцвечено.
Коррекция при фотопечати
Коррекция тональности снимка возможна при оптической фотопечати с негативов в фотолаборатории.
Применение
В фотографии низкий ключ чаще всего применяется при съёмке портретов мужчин и пожилых людей, а также ночных пейзажей и натюрмортов . Передаёт драматичное и сдержанное настроение .
Список фотографов, работавших в низком ключе
Низкий ключ в киноискусстве
Эффект низкого ключа часто применяется в фильмах в стиле нуар и в фильмах ужасов для передачи атмосферы пессимизма , недоверия, разочарования, страха и цинизма . Обычно используется для ночных сцен.
Список фильмов со сценами в низком ключе
- На опасной земле (1951 год)
См. также
Примечания
- Антон Карпин. (рус.) . CreaZon - территория творчества. Дата обращения: 2 августа 2015. 21 июля 2015 года.
- , с. 125.
- Антон Швец. (рус.) . Записки о фотографии. Дата обращения: 28 сентября 2015. Архивировано из 29 сентября 2015 года.
- «Техника и технология фотосъёмки» — Я. Д. Фельдман,Л. Д. Курский. Москва «Лёгкая и пищевая промышленность» 1981 год.
- (неопр.) . Дата обращения: 29 марта 2016. 17 октября 2014 года.
- Bordwell, David; Kirsten Thompson. Film Art: An Introduction. New York, NY: McGraw Hill, 2008.
Литература
- Фомин А. В. / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.,: «Легпромбытиздат», 1987. — 256 с. — 50 000 экз.
- 2020-02-25
- 1