Памятка патрулирующему
- 1 year ago
- 0
- 0
«Степа́нова па́мятка» — советский фильм-сказка 1976 года режиссёра Константина Ершова . Экранизация уральских сказов П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка», «Горный мастер» и других.
Медленно совершается обряд посвящения Степана: Хозяйка Медной горы передаёт ему серп, прикрывает Степан серпом глаза, повторяет беззвучно клятву. Дан обет, произнесено заклинание — человек принял на себя тяжёлый труд и муку таланта, ответственность за свои дела. Ирина Шилова
Так начинается фильм о талантливом рудознатце Степане, его любви к хозяйке Медной горы, открывшей перед Степаном мир «души камня». Эта любовь преобразила и погубила его. Но «Степанова памятка» — дочь мастера Танюша — унаследовала от отца гордый характер, талант и упорство. Девушка с молодым барином Турчаниновым поехала в Петербург, чтобы увидеть созданную Степаном Малахитовую комнату — и выполнить тем самым завет отца.
Режиссёр К.Ершов, желая отойти от традиционного отношения к легендарно-сказочному материалу, видел свою главную задачу в создании не некоего условного сказочного «действа», а произведения в основе своей реалистического, - с подлинной правдой характеров, быта и нравов эпохи крепостного права. Это закономерное решение, ибо сказы Бажова основаны на устных преданиях горнорабочих и старателей, воссоздающих реальную атмосферу того времени. Главной удачей фильма является поэтическое, очень близкое по духу к бажовской концепции, воплощение темы большой и трагической любви Степана и Хозяйки Медной горы. В лирическом дуэте первое место принадлежит Геннадию Егорову. Это подлинная удача молодого актёра, дебютанта в кинематографе. Он сыграл роль Степана с подкупающей искренностью, создав образ человека недюжинного, отмеченного печатью таланта. Примечательно, что в фильме показан духовный рост героя, развитие характера во времени. Степан в начале фильма и в конце своего жизненного пути – это как бы два человека. Гали Ермакова
Геннадий Егоров вспоминает:
После фильма зрители меня ещё долго называли «Степаном». Значит, вжился, врос в роль. В память о картине, о работе над ролью уральского мастера-камнереза Степана я бережно храню малахитовый перстень, подаренный съёмочной группой по случаю окончания работы над фильмом и моего дня рождения. Мне исполнилось тогда 26 лет.