Вагнер, Рихард
- 1 year ago
- 0
- 0
Рихард Римершмид ( нем. Richard Riemerschmid ; 20 июня 1868 (1868-06-20) , Мюнхен — 13 апреля 1957 , Мюнхен ) — немецкий архитектор, художник декоративно-прикладного искусства, теоретик и педагог, один из лидеров движения мюнхенского югендстиля .
Рихард Римершмид был внуком крупного предпринимателя, производителя шнапса и ликёров в Баварии, Антона Римершмида. В 1886 году Рихард окончил гимназию Вильгельма в Мюнхене и в 1887—1889 годах учился живописи в мюнхенской Академии художеств под руководством Габриэля фон Хакля и Людвига фон Лёффца. Затем работал в качестве свободного художника и архитектора в родном городе. Римершмид создал ряд альбомных картин, в том числе серию «Времена года», по заказу кёльнского шоколадного производителя Людвига Штольверка . В 1897 году Римершмид вместе с Германом Обристом , Бруно Паулем, Отто Экманом и Бернгардом Панкоком был организатором «Объединения мастерских искусства и ремесла» (Vereinigte Werkstätten für Kunst im Handwerk), а также в 1907 году « Немецкого союза мастерских » (Deutscher Werkbund). На Всемирной выставке в Париже в 1900 году Рихард Римершмид демонстрировал «Комнату ценителя искусства» — одно из программных произведений «нового стиля» .
В 1912—1924 годах Рихард Римершмид был директором мюнхенской Школы художественных ремёсел, влившейся в 1946 году в Академию художеств, в 1926—1931 — директором и профессором Ремесленной школы в Кёльне. После прихода в 1933 году в Германии к власти национал-социалистов художник был отстранён от участия в культурной жизни Германии и ушёл во «внутреннюю эмиграцию». В то же время в 1943 году он был награждён Альбертом Шпеером медалью Гёте за вклад в науку и искусство .
Творческие устремления Римершмида формировались под влиянием английского движения « Искусства и ремёсла » Уильяма Морриса, в то же время он был одним из пропагандистов немецкого югендстиля. Римершмид проектировал образцы мебели, обоев, тканей, изделий из стекла и фарфора в новом стиле. Он работал для фарфоровых мануфактур в Майссене и Эдельштайне. В 1900—1901 годах разрабатывал проект интерьеров концертного здания камерной музыки в Мюнхене (Münchner Kammerspiele), а также застройки города-сада Хеллегау в Саксонии (ныне — часть Дрездена). Участвовал в создании интерьеров спущенного со стапелей в 1906 году одного из лучших в Германской империи океанского пассажирского лайнера «Кронпринцесса Цецилия». С годами его проекты становились всё более рациональными, предвещая наступление периода конструктивизма .
В 1917 году Римершмид опубликовал теоретический трактат «Пути и заблуждения нашего художественного образования» (Wege und Irrwege unserer Kunsterziehung). В 1914 году Римершмид получил чин баварского тайного советника ( Königlich Bayerischer Geheimrat ). В 1951 году удостоился Архитектурной, а в 1952 — Большой художественной премии Мюнхена. В 1954 году он стал почётным членом мюнхенской Академии художеств, а в 1955 — почётным доктором Штутгартского университета .
В 1952 году Рихард Римершмид был награждён Большим крестом ордена за заслуги ФРГ . Был женат на актрисе Иде Гофман.
В 2006 году историком Бернгардом Графом на телестудии BR снят документальный фильм «Рихард Римершмид, баварский архитектор между югендстилем и Веркбундом» (Richard Riemerschmid, Bayerischer Architekt zwischen Jugendstil und Werkbund).