Ансельм Кентерберийский
- 1 year ago
- 0
- 0
Ансельм Фе́йербах , Фойербах ( нем. Anselm Feuerbach , 12 сентября 1829 (1829-09-12) , Шпайер — 4 января 1880 , Венеция ) — один из наиболее значительных немецких живописцев исторического жанра XIX века .
Сын профессора Анзельма Йозефа фон Фейербаха , племянник философа Людвига Фейербаха , приёмный сын писательницы Генриетты Фейербах . Получив общее образование во Фрейбургском лицее, начал серьёзно изучать рисование и живопись в 1846 году в Дюссельдорфской академии художеств под руководством Фридриха Вильгельма Шадова , но пиетическое направление этого художника не пришлось ему по вкусу, и он в 1848 перебрался в Мюнхен , где в течение почти двух лет с большой пользой для себя занимался у Карла Раля . Затем с целью усовершенствоваться в колорите он отправился в Антверпен и оттуда в Париж . Во втором из этих городов он работал сначала под наблюдением Кутюра , а потом самостоятельно.
Кроме Кутюра, большое влияние на него оказал Энгр . Первая картина, с которой он явился пред публикой в 1852 году , «Гафиз в шинке», была исполнена совершенно в манере Кутюра. Из Парижа Анзельм фон Фейербах в 1853 году переехал для свидания со своей матерью в Карлсруэ и, проведя там около года, написал «Смерть Пьетро Аретино » — великолепно сочинённое произведение, отзывающееся влиянием отчасти Кутюра, отчасти венецианских мастеров, но обнаруживающее пристрастие художника к холодным, тяжёлым, серым тонам (окончено в 1857 ). Получив от Великого герцога Баденского стипендию для поездки в Италию , Фейербах пробыл некоторое время в Венеции , где сделал в видах улучшения своего колорита превосходную копию «Взятия Богородицы на небо» Тициана и написал прелестную фигуру «Поэзии», и наконец с 1855 г. поселился надолго в Риме .
Здесь подружился он с мюнхенским любителем живописи бароном Адольфом Фридрихом фон Шак , который поддерживал его покупкой его картин и много способствовал его известности. В Риме были исполнены лучшие произведения Анзельма фон Фейербаха: «Данте, прогуливающийся с благородными дамами в Равенне» ( 1857 , находится в Кунстхалле (Карлсруэ) ), « Нанна » ( 1861 ), «Ариосто в обществе знатных дам в Ферраре» ( 1862 ), «Франческа да Римини и Паоло Малатеста» ( 1863 ), «Лаура и Петрарка», «Богоматерь и св. жены, оплакивающие усопшего Спасителя» (1863), «Тиволийская идиллия», «Медея пред её отъездом в изгнание» ( 1870 , мюнхенская Новая пинакотека ), «Суд Париса» ( 1871 ), «Ифигения» (1871, в Штутгартской галерее), «Битва амазонок» ( 1872 ), «Пир у Платона» ( 1873 , Новая национальная галерея ( Берлин )) и некоторые другие. В 1873 году художник был приглашён в профессора венской Академии художеств , но в 1878 году отказался от этой должности, убедившись в своей неспособности быть преподавателем.
Последние два года жизни он провел в Венеции, занимаясь заказанным ему плафоном для актовой залы в Венской академии; однако он успел окончить только среднюю картину этого плафона, изображающую «Низвержение титанов», и несколько соседних с нею частей, весь же плафон был довершен по его эскизам Кристианом Грипенкерлем и Г. Тентшертом в 1892 году . Соединяя в своём творчестве классицизм с романтизмом, Фейербах отличался способностью изобретать величественные, живописные, глубоко осмысленные композиции строгой выработкой форм, пластичностью моделировки фигур, уменьем давать им красивое и естественное движение и большую экспрессивность; но стремление сообщать картинам известное настроение нередко лишало его краски свежести и блеска, делало его живопись туманной, матовой и плоской; тем не менее, это художник в высшей степени даровитый, оригинально и внятно выражающий свои идеи и пленяющий благородством и красотой создаваемых им образов.
Работы художника находятся также в музее Вальрафа-Рихарца ( Кёльн ), мюнхенских Государственном графическом собрании и Галерее Шака , Музее августинцев ( Фрайбург ), Музее Висбадена , Историческом музее Пфальца ( Шпайер ), Пфальцской галерее ( Кайзерслаутерн ), Музее иностранного искусства ( Рига ) и других художественных собраниях.