Ауэрбах, Бертольд
- 1 year ago
- 0
- 0
Шарлотта Ауэрбах ( Charlotte Auerbach ; 14 мая 1899 — 17 марта 1994 ) — немецко-британский генетик еврейского происхождения, открыла одновременно с И. А. Раппопортом химический мутагенез.
Член Эдинбургского королевского общества (1949), Лондонского королевского общества (1957) .
Происходила из семьи немецких ученых в двух поколениях. Отец, Фридрих Ауэрбах, был химиком, её дядя — физик, и её дедушка Леопольд Авербах — анатом . Высшее образование получила в Вюрцбургском , Фрайбургском и Берлинском университетах . Она училась и находилась под влиянием Карла Хайдера и Макса Гартмана в Берлинском, позднее Ханса Книпа в Вюрцбургском университете. После отлично сданных экзаменов по курсам биологии, химии и физики она решила стать преподавателем естествознания в частных средних школах и в 1924 году с отличием выдержала соответствующий экзамен. В 1924—1925 гг. она преподавала в школе в Гейдельберге и потом кратко в школе при университете Франкфурта , из которой она была уволена, вероятно, потому что была еврейкой. В 1928 году она поступила в аспирантуру Биологического института кайзера Вильгельма ( Берлин - Далем ) по физиологии развития к проф. Отто Мангольду. Но в 1929 году она прекратила работу над диссертацией у Мангольда. Ауэрбах сочла неприятной и диктаторской его манеру общения с аспирантами. В ответ на её предложение изменить направление её собственного исследования он ответил: «Вы моя ученица и делайте так, как я скажу. А то, что вы думаете, не имеет никакого значения!» . Позже он вступил в нацистскую партию. После ухода из аспирантуры Ауэрбах снова преподавала биологию в нескольких школах в Берлине, пока нацистскими властями не был принят закон, запрещающий евреям преподавать в школах.
По совету матери в 1933 году она покинула Германию и переехала в Шотландию в Эдинбург . Там в 1935 году она получила докторскую степень в Институте генетики животных при Эдинбургском университете и оставалась связанной с этим институтом в течение всей своей научной карьеры. Вначале она работала ассистентом инструктора по генетике животных, в 1947 году она стала преподавателем, в 1967 году профессором генетики и в 1969 году почётным профессором ( Professor emeritus ).
Диссертация Ауэрбах была о развитии лапок у Drosophila . После защиты диссертации она стала личным ассистентом директора института Френсиса Кру ( Francis Crew ). Благодаря Френсису Кру Шарлотта познакомилась и вошла в активную группу исследователей. Кру приглашал в Эдинбург многих известных специалистов, включая Джулиана Хаксли , Дж. Б. С. Холдейна , и, что оказалось особенно важно для Шарлотты, Германа Джозефа Мёллера .
Мёллер, знаменитый генетик и исследователь мутагенеза , работал в Эдинбурге в 1938—1940 гг. и познакомил Ауэрбах с подходами к интересующей его проблеме. Первоначально, когда Кру предложил ей работать с Мёллером, Ауэрбах отказалась. Однако Мёллер, присутствовавший при разговоре, в котором Шарлотта перечила своему начальнику, заверил её, что он хотел бы работать только с теми людьми, которые сами заинтересованы в его исследованиях. Но поскольку Шарлотта интересуется тем, как работают гены, пояснил Мёллер, чтобы понять это, было бы важно разобраться с тем, что происходит, если гены мутируют. Это Шарлотту убедило . Позже она вспоминала: «Его энтузиазм в исследованиях мутаций был столь заразителен, что я с того самого дня полностью переключилась на их изучение. Я никогда об этом не пожалела ».
Известность пришла к Шарлотте Ауэрбах после 1942 года, когда она обнаружила вместе с А. Дж. Кларком и Дж. М. Робсон, что иприт и ипритоподобные соединения способны повышать частоту мутаций у дрозофилы, и химическое воздействие вызывает появление полных и мозаичных мутантов через ряд поколений. Она изучала причины такой мозаичности, предмутационные потенциальные изменения в хромосомах, влияние физических и химических факторов на механизм мутаций. Шарлотта Ауэрбах открыла (одновременно с И. А. Рапопортом, 1946) мутагенное действие многих химических веществ. Выдвинула ряд гипотез о действии мутагенов и о причинах мутагенной специфичности. Она опубликовала 91 научную работу.
Помимо своей научной работы, она принимала участие в многочисленных музыкальных мероприятиях. Она поддержала Кампанию за ядерное разоружение , была ярым противником апартеида . В 1947 году она опубликовала книгу сказок под названием Adventures with Rosalind под псевдонимом Шарлотта Остин ( Charlotte Austen ).
Шарлотта была единственным ребёнком у её родителей. В 1933 году, в возрасте 34 лет, она бежала в Шотландию из-за антисемитизма . Она так никогда и не вышла замуж и у неё не было собственных детей. Тем не менее, детей она очень любила, и как-то призналась друзьям, что она бы пожертвовала наукой ради собственной семьи. Неофициально она усыновила двух мальчиков. Первый, Майкал Оверн ( Michael Avern ), был сыном немецкоязычной компаньонки её пожилой матери. Она помогла воспитать Майкла и позже оставила ему свой дом в Эдинбурге. Другой, Анджело Алеччи ( Angelo Alecci ), происходил из бедной сицилийской семьи, и Фонд « Save the Children » соединил Шарлотту с ним . Кроме того, она заботилась о своей пожилой матери. В 1989 году, в возрасте 90 лет, она передала свой дом в Эдинбурге Майклу и переехала в «Дом Эббифилд» ( Abbeyfield ) на Грэндж Лоан ( Grange Loan ) в Эдинбурге, который находился в ведении церкви. Она скончалась там пять лет спустя, в 1994 году.
Помимо её выдающегося вклада в науку, Шарлотта Ауэрбах была исключительным человеком во многих других отношениях, окружавшие помнят её широкие интересы, независимость, скромность и кристальную честность . Она всегда чувствовала, что что-то упущено в её жизни, чувствовала, что другими людьми с семьями, подобно её двоюродной сестре, прожиты жизни куда богаче, чем её. В письме к ней она цитирует Эдуарда Мёрике « Wolltest mit Freuden mich nicht ueberschuetten, und wolltest mit Leiden mich nicht ueberschuetten » — (Вы не хотите излить на меня радость — и вы не хотите излить на меня страдание). Она писала, что ей не хватает чувства, что она самый любимый человек хоть для кого-то.
Однако самой значимой наградой для неё была телеграмма её героя, Германа Джозефа Мёллера, отправленная после того, как их первые поразительные результаты по мутантам были получены в июне 1941 года. Она гласила: «Мы в восторге от вашего важнейшего открытия, распахивающего величайшее поле для теоретической и практической деятельности. Поздравляю».
В 1946 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине получил Герман Джозеф Мёллер за «открытие появления мутаций под влиянием рентгеновского излучения». Вполне логичным выглядело желание Нобелевского комитета в 1962 году отметить и первооткрывателей химического мутагенеза Шарлотту Ауэрбах и Иосифа Рапопорта . Но, как предполагают , Нобелевский комитет , испуганный острой реакцией советских властей на присуждение премии Б. Л. Пастернаку , решил проявить дипломатичность и выяснить заранее, каково будет мнение о присуждении премии опальному генетику Рапопорту. И. А. Рапопорта вызвали в отдел науки ЦК КПСС и предложили подать заявление о восстановлении в партии для того, чтобы власти не возражали против присуждения ему премии. (Рапопорт вступил в КПСС на фронте в 1943 году и был исключён в 1949 г. за несогласие с выводами сессии ВАСХНИЛ 1948 года ). Подавать такое заявление Рапопорт отказался . В результате за открытие химического мутагенеза премия вообще не была присуждена, и, таким образом, без награды остался не только советский ученый, но и его коллега из Эдинбурга.
Ауэрбах специально приезжала в Москву, чтобы познакомиться с И. А. Рапопортом . Они также тепло общались на международной конференции в Брно , посвященной столетию Менделя , в 1965 .