Аксельрод, Павел Борисович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ме́ер Моисе́евич Аксельро́д ( 5 [18] июля 1902 , Молодечно , Виленское воеводство — 10 января 1970 , Москва ) — советский художник, график, живописец, член общества « 4 искусства », автор цикла « Немецкая оккупация », сделанного в годы Великой Отечественной войны.
Родился в местечке Молодечно Виленской губернии , ходил в традиционный хедер . В начале Первой мировой войны семья после выселения царским правительством еврейского населения из прифронтовой полосы переезжает в Тамбов , где он в 1916—1917 годах посещал вечерний класс рисовальной школы В. Н. Перельмана (1892—1967). В 1919 году семья предприняла попытку вернуться в Молодечно, но город к тому времени уже стал польским , в результате семья осела в Минске , где Аксельрод зарабатывал на жизнь рекламными плакатами для кинотеатров и окончил реальное училище . В 1919—1920 годах служил чертёжником Управления связи Западного фронта Красной Армии в Минске, посещал изостудию Пролеткульта под руководством В. Ф. Штраниха в Смоленске , преподавал рисование в минских школах и здесь же в 1921 году впервые принял участие в выставке белорусских художников.
В 1921—1927 годах учился во ВХУТЕМАСе . Затем преподавал в ВХУТЕИНе (Высшем художественно-техническом институте) и Текстильном институте (1928—1932). Был членом общества « 4 искусства », вступил в Московский Союз художников в 1932 году. В 1930—1931 годах дважды посетил сельскохозяйственную коммуну « Войо Ново » (названа на эсперанто ), основанную евреями, вернувшимися из Палестины , наблюдения и зарисовки в коммуне оказали сильное влияние на дальнейшее творчество художника. Начиная с 1931 года, попал вместе с многими известными художниками под кампанию по борьбе с формализмом , хотя ещё в 1934 году его картины выставлялись во Франции . Порицался в советских газетах за пессимизм, набросочность, деформации, незаконченность, экспрессионизм и даже близость к Модильяни . Вынужден был перейти к иллюстрации книг и работе в театре. В частности, работал в белорусском ГОСЕТе (Государственном еврейском театре), иногда и в московском ГОСЕТе .
В 1941 году семья Аксельрода была эвакуирована в Тамбов , где была и во время Первой мировой войны . Сам Меер Аксельрод остался в Москве, пытаясь узнать о судьбе арестованного брата, поэта Зелика Аксельрода , и ожидая призыва в армию. Вскоре после мобилизации был отозван Сергеем Эйзенштейном для работы в съемочной группе фильма « Иван Грозный » в Алма-Ате , по дороге туда забрал семью из Тамбова. Был в эвакуации в Алма-Ате в 1941—1943, где оказывал поддержку еврейским беженцам из Польши. В 1944 году в Алма-Ате состоялась персональная выставка Аксельрода.
После войны участвовал в групповой выставке в Москве на Кузнецком мосту в 1966 году, там было экспонировано около 250 картин. После выставки сразу оказался в больнице из-за сердца. В 1968 году состоялась персональная выставка в ( Ростове-на-Дону ). Аксельрод скончался от нераспознанного инфаркта в 1970 году , так и не увидев вышедшего из печати каталога персональной выставки. Художник похоронен на старой, еврейской части Востряковского кладбища .
Персональные выставки: 1972 (Москва, посмертно), 1973 (Ленинград, посмертно), 1982 (Москва, посмертно). Посмертные выставки в 1990-х гг. и 2000-х гг. в Москве, Нью-Йорке, Лондоне, Германии, Израиле.
Многие картины Аксельрода посвящены сюжетам из жизни российских евреев, серия «Гетто» (1968—1969), серия «В степи» — по впечатлениям от поездки в сельскохозяйственную еврейскую коммуну в Крыму в 1930—1931. Автор серии картин «Воспоминания о старом Минске». Елена Аксельрод , дочь художника, издала в Иерусалиме альбом-монографию художника (1993 год) и в Москве книгу воспоминаний и писем «Двор на Баррикадной» (2008 год). Творчество Аксельрода высоко ценил поэт Арсений Тарковский : « Это прекрасный пример того, как выгодно быть честным и чистым человеком… Вы видите совершенно наглядно, какие прекрасные плоды это приносит, как дорого то, что делается людьми такого рода, которые с подлинно святым упрямством, с железной волей пробиваются сквозь все преграды ».
Произведения Меера Аксельрода хранятся в Третьяковской галерее , Русском музее , музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина .
Брат — поэт Зелик Аксельрод , был расстрелян в 1941 году в возрасте 37 лет, Зелик познакомил Меера с поклонницей своего творчества еврейской писательницей Ривкой Рубиной , которая и стала женой Меера. Их дочь — поэт Елена Аксельрод , внук — художник Михаил Яхилевич . Художник часто изображал своих близких на картинах: жену, дочь, брата и даже внука.
На основе работ Меера Аксельрода «Немецкая оккупация», большая часть которых создана в 1942—1943 годах, был подготовлен цикл выставок, прошедших в том числе и в странах Европы. В экспонируемых работах особое внимание привлекает картина «Узник» — единственный прижизненный портрет Александра Печерского .