Извольский, Александр Петрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Пётр Петрович Извольский (14 февраля 1863 , Екатеринослав — 9 декабря 1928 , Ле-Везине , Франция ) — российский государственный служащий. Действительный статский советник (1905). Обер-прокурор Святейшего Синода (1906—1909). После революции эмигрировал и был рукоположён в сан священника.
Выходец из дворянского рода.
Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1886), был стипендиатом в университете Пизы ( Италия ). В 1887 получил степень кандидата Санкт-Петербургского университета (диссертация посвящена святому Франциску Ассизскому ).
В 1892—1893 руководил отделением Российского общества Красного Креста в Тульской губернии, занимался организацией продовольственной помощи голодавшему населению. Почётный гражданин города Новосиль Тульской губернии (1907); за помощь бедным во время эпидемии холеры и за участие в создании ремесленной школы). В качестве попечителя Санкт-Петербургского учебного округа способствовал сближению школы с семьёй и организации родительских совещаний.
Его кандидатуру на пост обер-прокурора Святейшего Синода в 1906 предложил брат, Александр Извольский, бывший тогда министром иностранных дел. По словам С. Ю. Витте , Пётр Извольский, «человек очень порядочный», в то же время «никогда никакого отношения к церковному управлению не имел и по натуре недостаточно широк для поста Министра». Будучи обер-прокурором, Извольский проявил себя сторонником самостоятельности церкви. По мнению профессора С. Л. Фирсова , он сумел добиться расположения у членов Синода, предложения которых почти всегда получали его поддержку. В то же время он не имел чёткой позиции относительно перспектив церковно-государственных отношений.
Отставку Извольского с поста обер-прокурора кадетская газета «Речь» (номер от 6 февраля 1909) связывала с его защитой автономии духовных школ, которая встретила неприятие со стороны консервативной части епископата. В то же время С. Л. Фирсов обращал внимание на недовольство председателя Совета министров П. А. Столыпина отсутствием у Извольского достаточной инициативы.
Во время гражданской войны жил на даче в Ялте , откуда в октябре 1920 эмигрировал с семьёй в Константинополь , затем переехал в Париж , где был членом приходского совета церкви святого Александра Невского.
19 декабря 1921 года митрополитом Евлогием (Георгиевским) был рукоположён в сан диакона, а 15 февраля 1922 года — в сан священника.
18 февраля 1922 года назначен настоятелем Никольского храма в Брюсселе. 30 августа 1923 года был образован Бельгийско-Голландский благочиннический округ во главе с протоиереем Петром Извольским, настоятелем Никольского храма. Его усилиями в 1924 году при храме была организована приходская школа для детей эмигрантов, в которой преподавали Закон Божий, русскую историю и русский язык .
В 1923— 1927 — член епархиального совета при митрополите Евлогии. Был членом правления Комитета помощи русским инвалидам, основателем и руководителем просветительно-благотворительного Николо-Иоанновского кружка, редактором еженедельника La Semaine religieuse («Церковная неделя»). Член Лицейского бюро в эмиграции.
В 1928 в связи с тяжёлой болезнью вышел за штат, переехал во Францию (под Париж) и вскоре скончался. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа .
По словам митрополита Евлогия (Георгиевского),
О. Пётр Извольский, первый назначенный мною в Брюссель настоятель, был замечательным, образцовым священником. В нём сочетались смирение и кротость, столь трогательные в бывшем важном сановнике, со стойкостью, с умением стать авторитетом в глазах прихожан. К своему служению он относился с ревностью неофита, вложил в него все свои дарования. Прихожане его единодушно почитали, а для меня о. Пётр был утешением. Очень к нему был расположен знаменитый кардинал Мерсье. Когда возник раскол с «карловцами», о. Пётр удержал большую часть прихода. Его стараниями при церкви была устроена школа для детей. К сожалению, о. Петр заболел неизлечимой болезнью (саркома) и долго угасал.
Архиепископ Иоанн (Шаховской) вспоминал, что
отец Пётр был искренним благоговейным пастырем. Пришедший к священству на шестом десятке, он был ещё полон того светского воспитания, которое ничуть не обременяло его любви к Церкви и не отягощало «семинарским» (если будет мне позволено так сказать) стилем… Я немало интересного узнал от него о старой России и церковной жизни. Он отечески ко мне относился. Его разбавленная светскостью церковность легко меня достигала, впрочем, не чрез «светскую» сословность, а чрез отсутствие «духовной сословности». Отец Пётр был покаянный человек. Он чувствовал и свою ответственность за то, что свершилось в России. С сокрушением покаянным («не ценили мы, не ценили, что имели…») он говорил мне о том, как он учился в Италии в университете города Пизы и защищал там диссертацию о Франциске Ассизском. «И (восклицал он с горечью) я не знал тогда, что в это же время и недалеко от нашего имения в России жил Амвросий Оптинский ».