Феофан (Прокопович)
- 1 year ago
- 0
- 0
Митрополи́т Феофа́н (в миру Ива́н Андре́евич Ашурко́в ; 21 мая 1947 , Дмитриев-Льговский , Курская область , РСФСР , СССР — 20 ноября 2020 , Москва , Россия ) — епископ Русской православной церкви , митрополит Казанский и Татарстанский (2015—2020). Ранее последовательно занимал ряд иных архиерейских кафедр в России, в 1993—1999 годы заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата. Член Общественной палаты Российской Федерации в 2006—2010 годах.
Родился 21 мая 1947 года в городе Дмитриеве-Льговском Курской области, в семье служащих.
После школы поступил в училище в городе Новотроицке , где учился на электрослесаря. После училища был призван в армию, служил в Ульяновске , в этом городе посещал храм, где и принял решение после срочной службы принять монашество .
В 1969—1970 годах нёс послушания у епископа Смоленского и Вяземского Гедеона (Докукина) .
В 1970 году поступил во второй класс Московской духовной семинарии , которую окончил в 1972 году и был зачислен в Московскую духовную академию (МДА). В 1973 году был принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры .
19 декабря 1973 года наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем Феофан в честь преподобного Феофана Исповедника .
14 января 1974 года архиепископом Сергием (Голубцовым) рукоположён в сан иеродиакона .
7 апреля 1976 года в кафедральном соборе города Тулы митрополитом Тульским и Белевским Ювеналием (Поярковым) рукоположён в сан иеромонаха .
В 1976 году окончил МДА со степенью кандидата богословия, присвоенной за кандидатскую работу «Догматическое учение Василия Великого » и был зачислен в аспирантуру при МДА .
В 1977 году определением Священного синода направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме .
В 1979 году в праздник Успения Божией Матери возведён в сан игумена с возложением креста с украшениями .
16 июля 1982 года освобождён от обязанностей члена Русской Духовной Миссии в Иерусалиме .
С 1982 по 1984 год пребывал в братстве Троице-Сергиевой лавры .
6 сентября 1984 года направлен для пастырского служения в в Аргентину , где служил секретарём данного экзархата.
В 1985 году в неделю всех святых, в земле Российской просиявших , возведён в сан архимандрита .
23 марта 1987 года освобождён от пастырского послушания в Аргентине.
В 1987—1989 годах нёс послушания в отделе внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского патриархата.
С 1989 по 1993 год — экзарх патриарха Московского при патриархе Александрийском и всея Африки ( Египет ).
Во время противостояния в 1993 году в Москве активно участвовал в переговорах конфликтующих сторон. Неоднократно лично проводил переговоры в Доме Советов с вице-президентом Российской Федерации Александром Руцким , председателем Верховного Совета Российской Федерации Русланом Хасбулатовым и другими участниками событий.
Во время событий сентября — октября 1993 года приезжал в осаждённый Верховный Совет России и просил депутатов направить делегацию для переговоров с представителями президента России Бориса Ельцина .
С 1993 по 1999 год — заместитель председателя ОВЦС, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) .
28 декабря 1999 года решением Священного синода назначен представителем патриарха Московского при патриархе Антиохийском и всего Востока .
С 14 июля 1995 года — член Российского организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий в связи с памятными событиями военной истории Отечества и по делам ветеранов
С 23 декабря 2006 года — член организационного комитета по подготовке и проведению празднования 450-летия добровольного вхождения Кабардино-Балкарии в состав Российского государства
С 2006 года — член Общественной палаты Российской Федерации . Руководитель рабочей группы по международным связям по линии международных религиозных организаций, рабочей группы по миротворческой деятельности на Северном Кавказе, председатель подкомиссии по вопросам свободы совести .
В 2008 году вошёл во второй созыв Общественной палаты Российской Федерации. Член комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести, член Межкомиссионной рабочей группы по международной деятельности Общественной палаты и член с правом совещательного голоса комиссии Общественной палаты по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей .
В созыв 2010 года не вошёл.
7 октября 2000 года решением Священного синода архимандриту Феофану (Ашуркову) определено быть епископом Магаданским и Синегорским . 8 октября освобождён от должности представителя патриарха Московского при патриархе Антиохийском и всего Востока . 25 ноября состоялось его наречение во епископа Магаданского и Синегорского в домовом храме Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре . 26 ноября в Богоявленском кафедральном соборе Москвы состоялась его епископская хиротония , которую совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) , митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) , митрополит Солнечногорский Сергий (Фомин) , архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон (Долганов) , архиепископ Тверской и Кашинский Виктор (Олейник) , архиепископ Бронницкий Тихон (Емельянов) , епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) , епископ Красногорский Савва (Волков) .
Как отмечается на сайте «Православие на Дальнем Востоке», «с приездом нового владыки епархия буквально в считанные месяцы просто поднялась на более высокий уровень». Были проведены первые, а затем и последующие, Рождественские чтения с участием Алексея Осипова , диакона Андрея Кураева , режиссёра Николая Бурляева . Традиционным стал и крестный ход на бухту Гертнера в праздник Крещения Господня . Были заключены договоры о сотрудничестве с управлением образования Магаданской области, и вскоре в школах города стали действовать факультативы « Основы православной культуры ». Были открыты молитвенные комнаты в УВД Магаданской области и в колонии особого режима в посёлке Уптар . Было начато строительство кафедрального собора в честь Живоначальной Троицы в центре Магадана .
7 мая 2003 года назначен епископом Ставропольским и Владикавказским .
С 30 июля 2003 года — ректор Ставропольской духовной семинарии .
С 2005 года проводил массовые крещения жителей Северной Осетии. Всего были крещены несколько десятков тысяч человек . Основал первый в послереволюционной Осетии женский монастырь , освящённый в честь Богоявления Господня , и восстановил несколько в Ставропольском крае. Улучшил отношения с государственными органами, иными конфессиями Северного Кавказа.
25 февраля 2008 года, в день тезоименитства патриарха Алексия , возведён в сан архиепископа .
Во время военных действий в Южной Осетии в августе 2008 года по указу архиепископа Феофана Богоявленский Аланский женский монастырь в Северной Осетии открыл реабилитационный центр для пострадавших детей.
22 марта 2011 года решением Священного синода назначен архиепископом Челябинским и Златоустовским .
26 июля 2012 года Священный синод, заслушав доклад архиепископа Феофана об образовании новых епархий в Челябинской области, создал Троицкую и Магнитогорскую епархии с образованием Челябинской митрополии , управляющим которой тогда же был назначен архиепископ Феофан. Кроме того, архиепископ Феофан был назначен временно управляющим Троицкой епархией .
1 августа 2012 года на соборной площади города Сарова патриархом Кириллом возведён в сан митрополита .
Издание znak.com отмечает: «Феофан, возглавивший в 2011 году епархию Челябинскую и Златоустовскую, показал себя умелым политиком: именно при нём сдвинулся с мёртвой точки вопрос о возвращении РПЦ челябинского храма Александра Невского на Алом поле и выноса оттуда органа (решение значимое, как бы к нему не относились поклонники искусства и противники „засилья“ церкви). Именно при Феофане были подписаны ряд важных соглашений о сотрудничестве — с другими конфессиями, с силовыми структурами. При нём открылся ряд новых храмов, активизировалась реконструкция старых. Наконец, именно Феофан, несмотря на мрачные прогнозы скептиков, сумел без лишних скандалов продвинуть в челябинские школы изучение четвероклассниками нового предмета — формально факультативного религиоведения, в подавляющем большинстве случаев оказавшегося все-таки историей православия <…> Плюс ко всему прежний владыка сумел наладить отношения церкви с теперь уже бывшим губернатором Михаилом Юревичем и добиться превращения Челябинской и Златоустовской епархии в митрополию из трёх — Челябинской, Магнитогорской и Троицкой — епархий» .
30 мая 2014 года назначен митрополитом Симбирским и Новоспасским , главой Симбирской митрополии .
13 июля 2015 года назначен митрополитом Казанским и Татарстанским , главой Татарстанской митрополии .
С 22 октября 2015 года — ректор Казанской духовной семинарии . 12 января 2017 года на заседании учёного совета семинарии единогласно избран заведующим кафедрой исламоведения .
В 2016 году возглавлял делегацию Русской православной церкви на X заседании совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — ислам» . С 4 апреля по 7 июля 2019 года являлся временно управляющим Чистопольской епархией.
Митрополит Феофан скончался 20 ноября 2020 года в Москве в больнице управления делами президента РФ . Причиной смерти стал сердечный приступ как осложение в результате коронавирусной инфекции . Ранее, он посетил родной Курск и прибыл в Москву, где и был госпитализирован . Феофану было 73 года . Свои соболезнования выразили патриарх Московский и всея Руси Кирилл , президент Республики Татарстан Рустам Минниханов ; в телефонном разговоре они обсудили проведение похорон . 21 ноября гроб с телом Феофана был привезён в Казань и установлен в Благовещенском соборе Казанского кремля , где панихиду по нему провёл викарий Казанской епархии епископ Елабужский Иннокентий (Васецкий) . Затем над телом митрополита в ходе всенощного бдения священнослужителями читалось евангелие .
22 ноября у гроба заупокойную литию совершил управляющий делами Московской патриархии митрополит Воскресенский Дионисий (Порубай) . В эти дни проститься с Феофаном приглашались все желающие , в числе простившихся был и государственный советник Республики Татарстан Минтимер Шаймиев .
Вот в последний раз, когда мы с ним чай пили, Феофан говорит: „Все равно у меня служба завершится — есть возрастные вещи, и я все-таки хотел бы остаться, приземлиться в республике“. Я говорю: „Конечно, владыка, мы только искренне рады“. Но никто не думал, что все произойдет таким образом. Президент Татарстана Рустам Минниханов .
23 ноября Дионисий в сослужении ряда священнослужителей в Благовещенском соборе совершил отпевание Феофана; при службе, помимо Минниханова, присутствовали руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров , премьер-министр РТ Алексей Песошин , председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин , исполнительный директор Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры РТ и заместитель председателя Государственного Совета РТ Татьяна Ларионова , мэр Казани Ильсур Метшин , а также губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов , губернатор Ульяновской области Сергей Морозов , первый заместитель министра экономического развития РФ Михаил Бабич . В тот же день Феофан был похоронен за алтарём у стен собора Казанской иконы Божией Матери , восстановлением которого занимался .
Протодиакон Андрей Кураев в июле 2015 года:
«Это человек очень умный, с огромным опытом работы именно в мусульманских регионах. До того как стать епископом, он много лет служил в Иерусалиме, в Египте, очень хорошо знает Ближний Восток и мусульманский мир. Кроме того, он был епископом в Ставрополе несколько лет, а это тоже такой пограничный регион, и Северный Кавказ входил в его епархию. Он на руках выносил раненых детей из школы в Беслане. Это человек, который для вашего региона в этом смысле идеален».
Протоиерей Всеволод Чаплин :
Преосвященный Феофан был и заместителем председателя отдела внешних церковных связей, работал в таких разных регионах России, как Магаданская и Челябинская область, Ставропольский край, Ульяновская область. Так что, безусловно, это человек очень опытный, с крепкой волей, всегда стремящийся сделать максимум для развития церковной жизни. Он умеет выстраивать отношения с представителями других религий, главным образом с представителями ислама и иудаизма, как об этом свидетельствует уже упомянутая мною работа владыки Феофана в Израиле. Ещё раз повторюсь: Феофан — яркий православный иерарх, практик и строитель церковной жизни.