Interested Article - Левинас, Эммануэль

Эммануэ́ль Левина́с ( фр. Emmanuel Lévinas ; 30 декабря 1905 ( 12 января 1906 ), Ковно 25 декабря 1995 , Париж ) — французский этический философ , профессор Сорбонны.

Биография

При рождении носил имя Эммануил Левин . Родился в еврейской семье владельца книжного магазина Иехиела Абрамовича Левина (1878—1941) и его жены Двейры Мойшевны Гурвич (1881—1943?) в Ковно (впоследствии Каунас ), где получил воспитание в традиции иудаизма . У него было два младших брата: Борис (род. 1909) и Аминодов (род. 1913). В быту помимо идиша в семье пользовались также русским языком , со своей супругой Раисой философ до конца жизни говорил по-русски. Учился в гимназии на русском языке (в 1915—1920 годах в Харькове , куда ряд еврейских семей были высланы с началом Первой мировой войны , затем вновь в еврейской гимназии в Каунасе в 1920—1923 годах, где преподавание велось на иврите и русском языке), был хорошо знаком с русской литературой и философией, в юности писал стихи на русском языке (сохранилось только одно стихотворение). С детства изучал классический и современный иврит .

После получения Литвой независимости его фамилия была записана в документах в соответствии с нормами литовской орфографии: Levinas . В 1923 г. эмигрировал во Францию. Философию изучать начал в 1924 г. в Страсбургском университете. Во время учёбы произошло знакомство Левинаса с Морисом Бланшо , положившее начало их долгой дружбе. В 1928 г. он приступил к изучению феноменологии во Фрайбургском университете под руководством Эдмунда Гуссерля . Там же, во Фрайбурге посещал семинары Мартина Хайдеггера . С 1930 вновь во Франции, чьё гражданство получил в том же году. В 1932 году женился на Раисе Леви, с которой был знаком с раннего детства.

В 1939 г. мобилизован в связи с началом Второй мировой войны . Был взят в плен (1940) и содержался в шталаге XI-B (Фалингбостель) на территории Нижней Саксонии; пленные французские офицеры еврейского происхождения не подлежали уничтожению и в лагере специфическим притеснениям почти не подвергались. Семья Левинаса погибла во время Холокоста в Литве : отец и оба брата были расстреляны в первые дни оккупации Каунаса перед их домом на улице Mickevičiaus 19, а мать была отправлена в каунасское гетто , ликвидированное к 1944 г. Жена и дочь Левинаса скрывались от депортации в Париже; тёща — Фрида-Малка (Амелия Фрида) Леви — была депортирована и погибла в концентрационном лагере. В 1945 г. Левинас был освобождён американцами и вернулся в Париж.

Был профессором университетов в Пуатье (1961—1967), Нантере (1967—1973), а также в Сорбонне (1973—1976).

Скончался 25 декабря 1995 г. в Париже. Надгробную речь над ним, по его собственному желанию, говорил Жак Деррида .

Сын — Микаэль Левинас (, род. 1949), композитор и музыковед; его жена — музыковед Даниэль Коэн (). Дочь — педиатр Симона Хансель , замужем за математиком, информатиком и исследователем иудаики Жоржем Ханселем.

Философия

Философские воззрения Левинаса формировались под влиянием феноменологии Гуссерля и Хайдеггера, а также диалогизма Мартина Бубера и, главным образом, Франца Розенцвейга , в значительной мере определившего стиль мышления «зрелого» Левинаса.

Влияние Хайдеггера и Гуссерля наиболее явственно отразилось в ранних работах Левинаса: «Теория интуиции в феноменологии Гуссерля» (1930), «От существования к существующему» (1947), «Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером» (1949). Вместе с тем, ещё в 1948 увидела свет книга «Время и Другой», в которой Левинас впервые излагает собственную философскую концепцию, включающую в себя критическую рецепцию влияний. Так, собственная позиция Левинаса уточняется в развернутом на страницах книги споре с Хайдеггером и доминировавшим в интеллектуальном климате Франции экзистенциализмом . Ключевые интенции мышления Левинаса, впервые артикулированные во «Времени и Другом», получают дальнейшее развитие в его трудах « Тотальность и Бесконечное. Эссе на тему экстериорности » (1961), «Гуманизм другого человека» (1973), «Инобытие, или по другую сторону сущности» (1974), «Диахрония и репрезентация» (1983), и др.

При очевидной проблематичности тематизации философского наследия Левинаса (однозначно идентифицировать его с тем или иным интеллектуальным направлением невозможно по ряду причин), проблемное поле его философии может быть эксплицировано с достаточной определённостью. В центре внимания Левинаса — этическая проблематика, артикулированная посредством парадигмальной фигуры Другого . В ситуации кризиса классической метафизики в целом, и классического субъекта — в частности, самотождественность Я, понимавшаяся ранее, имплицитно или эксплицитно, как единство Я эмпирического и Я трансцендентального , не выдерживает испытания на прочность и более не может служить гарантом идентичности субъекта. Представления о трансцендентальном сознании, питавшие философию вплоть до феноменологического проекта Гуссерля, показывает Левинас, иллюзорны. Единственная, по его мысли, возможная форма трансцендентального — диалог. Таким образом, Другой для меня — единственный мыслимый гарант моего Я.

Русская библиография

  • Левинас, Э. Гуманизм другого человека = Humanisme de l’autre homme / Пер. с фр. А. В. Парибка. — СПб.: Высш. религиоз.-филос. шк., 1998.
  • Левинас, Э. От существования к существующему // Культурология XX века.-М.,1998.-№ 11.- С.185-204.
  • Левинас, Э. Избранное: Трудная свобода / Пер. с фр. — М.: РОССПЭН , 2004.
  • Левинас, Э. Избранное: Тотальность и бесконечное / Пер. И. С. Вдовиной, Б. В. Дубина . — М.; СПб.: Культурная инициатива: Университетская книга, 2000.
  • Левинас, Э. Путь к Другому / Пер. Е. Бахтиной. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. — 240 с.
  • Левинас, Э. / Пер. с фр. Е. Кушнера и А. Львова // Новая еврейская школа. — 1999. — № 4.с
  • Под редакцией Ильи Дворкина. Эммануэль Левинас // / М.И.Гринберг . — М.; Иерусалим: Библиотека Михаила Гринберга, 2022. — С. 825-902. — 928 с. — ISBN 978-5-905826-44-3 .

Примечания

  1. (неопр.) . Дата обращения: 23 марта 2012. Архивировано из 16 мая 2012 года.
  2. (неопр.) . Дата обращения: 23 марта 2012. 19 марта 2016 года.
  3. (неопр.) . Дата обращения: 23 марта 2012. Архивировано из 5 февраля 2012 года.
  4. (неопр.) . Дата обращения: 23 марта 2012. 5 июля 2013 года.
  5. (недоступная ссылка)
  6. (неопр.) . Дата обращения: 23 марта 2012. Архивировано из 16 мая 2012 года.
  7. В раввинской записи о рождении Эммануила Левина 30 декабря 1905 года и Бориса Левина 10 марта 1909 года на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org (база данных по Литве, требуется регистрация) отец указан как Иехиел Левин, сын Абрама (Аврома) , и мать как Двойра, дочь Мойши . В записи о рождении Аминодова Левина 4 июля 1913 года мать указана как Двейра Гурвич, дочь Мойши . В других документах отец указан как Иехиел-Бер, сын Аврома-Вольфа и Ривки-Фейги Левиных ( лит. Jechelis (Jochelis) Levinas); мать — Двейра, дочь Мойше-Ицика Шлёмовича Гурвича и его жены Эти , родилась в местечке Илакяй 14 июля 1881 года .
  8. (неопр.) . Дата обращения: 14 августа 2014. Архивировано из 14 августа 2014 года.
  9. (неопр.) . Дата обращения: 19 марта 2012. 6 декабря 2007 года.
  10. от 17 декабря 2011 на Wayback Machine : « Born in Kaunas, Lithuania, of Jewish parents who spoke both Yiddish and Russian at home »
  11. (неопр.) . Дата обращения: 2 октября 2017. 7 апреля 2022 года.
  12. от 11 апреля 2011 на Wayback Machine : «…being Jewish we spoke Yiddish, so I had a good grounding in German» .
  13. от 11 апреля 2011 на Wayback Machine : « I learnt Hebrew and biblical texts, and studied modern Hebrew from my childhood. From the age of 6 we had a special teacher for this purpose ».
  14. (неопр.) . Дата обращения: 23 марта 2012. Архивировано из 23 мая 2012 года.
  15. (неопр.) . Дата обращения: 23 марта 2012. 4 февраля 2012 года.

Литература

Ссылки

  • By the Dutch Levinas Society in cooperation with The University for Humanistics in Utrecht. Under supervision of Prof. dr. Joachim Duyndam.
  • (неопр.) . Электронная энциклопедия «Современная французская литература» (2011). Дата обращения: 1 декабря 2011. 13 февраля 2012 года.

Same as Левинас, Эммануэль