Дзанетти, Роберто
- 1 year ago
- 0
- 0
Франче́ско Дзане́тти , или Франче́ско Цане́тти ( итал. Francesco Zanetti), в некоторых источниках Франче́ско Дзанне́тти ( итал. Francesco Zannetti), полное имя Франче́ско Мари́я Дзане́тти ( итал. Francesco Maria Zanetti ; 28 марта 1737, Вольтерра , Великое герцогство Тосканское — 31 января 1788, Перуджа , Папская область ) — итальянский композитор и капельмейстер . Его музыка сочетает в себе элементы позднего барокко и раннего классицизма . В настоящее время большая часть сочинений композитора утрачена.
Франческо Мария Дзанетти родился в Вольтерре 27 марта 1737 года. В нём в раннем возрасте проявились способности к музыке. С 1750 по 1754 год он учился у Джованни Карло Клари , композитора и капельмейстера собора в Пизе , который преподавал ему композицию, пение и игру на органе, клавесине и скрипке. В 1754 году юный музыкант выдержал конкурс и занял место капельмейстера . Одновременно с этим он играл на скрипке и исполнял партию тенора во время выступлений в Лукке .
В 1757 году Франческо Дзанетти поступил в консерваторию Пьета-дей-Туркини в Неаполе . Спустя два года, прервал обучение. В 1760 году поступил в Филармоническую академию в Болонье . В 1760 году был принят на место капельмейстера . Несмотря на успех его оперных произведений, предпочтение отдавал сочинению духовной и инструментальной музыки. В это время им были написаны многочисленные литургические музыкальные сочинения: мессы, два реквиема, гимны, псалмы, оратории, кантаты .
Композитор также служил музыкальным директором в в Фермо и в Перудже. В последнем им были поставлены оперы «Алекссандр в Индии» Саккини , «Квинт Фабий» и «Преследуемая незнакомка» Анфосси , «Адриан в Сирии» Мысливечека . В настоящее время доказано, информация о гастролях композитора в Лондоне, содержащаяся в справочных изданиях Фети и Айтнера , является ошибочной. Общение композитора с Джоном Уэлкером, издателем его сочинений в Лондоне, шло через посредников. Франческо Дзанетти умер в Перудже 31 января 1788 года .
Творческое наследие композитора включает 4 оперы-сериа , из которых особенным успехом у публики пользовались «Антигон» и «Покинутая Дидона». Такой же популярностью пользовались его интермеццо «Хозяйка гостиницы» и комическая драма «Родственники в соре». Композитор также является автором малого фарса, арии , 9 ораторий и 2 кантаты (все утрачены), многочисленных произведений инструментальной и духовной музыки, включая, сочинения для органа . Большая часть инструментальных сочинений композитора впервые была издана в Лондоне. При написании опер-сериа им был выработан собственный стиль; отказавшись от постулатов неаполитанской оперной школы, он использовал реформаторские идеи, предложенные его современником, композитором Глюком . В его инструментальных сочинениях заметно влияние композиторов Нардини , Боккерини и Виотти .