Экономическая реформа 1957 года в СССР
- 1 year ago
- 0
- 0
Денежная реформа в СССР 1991 года (также известна как павловская реформа — по фамилии премьер-министра СССР Валентина Павлова ) — обмен крупных банкнот, проведённый в СССР в январе — апреле 1991 года.
Инициатором конфискационной денежной реформы был министр финансов (незадолго до этого назначенный премьер-министром СССР) Валентин Сергеевич Павлов . Он намеревался, используя «эффект неожиданности», провести рублёвую реформу и стабилизировать денежное обращение в СССР. Распоряжение Павлова об обмене предварялось его собственными публичными заверениями, что денежная реформа проводиться не будет.
В качестве вариантов реформы фигурировали порядка десятка различных вариантов. Например, рассматривали введение так называемых «параллельных денег», был вариант просто аннулировать все старые деньги без их обмена (на опыте жесткой реформы 1948 года канцлера ФРГ Конрада Аденауэра ), или вариант — в виде компенсационного обмена с изменением масштаба национальной валюты и изъятия накоплений сверх установленной денежной суммы, но в конечном итоге выбрали совсем иной вариант, с реформой сроком в три дня. .
Реформа преследовала цель избавиться от избыточной денежной массы, находившейся в наличном обращении , и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке СССР . По сути Павлов готовил комплексную реформу ценообразования с поэтапной либерализацией цен, но из этого плана удалось осуществить только первый шаг — обмен денежных знаков [ неавторитетный источник ] .
Формальной же причиной для проведения реформы была объявлена борьба с крупными купюрами, которые «в большом количестве сконцентрировались за рубежом и в руках теневого капитала» . Кроме того, реформа должна была «заморозить» нетрудовые доходы , средства теневого сектора экономики, спекулянтов и коррупционеров .
22 января 1991 года президент СССР Михаил Горбачёв подписал Указ об изъятии из обращения и обмене 50- и 100-рублёвых банкнот образца 1961 года . О подписании документа было сообщено по Первой программе ЦТ в 21 час по московскому времени того же дня . Реформой предусматривалось, что 50- и 100-рублёвые банкноты образца 1961 года подлежат обмену на более мелкие банкноты образца того же 1961 года, а также банкноты 50 и 100 рублей образца 1991 года.
Обмен изымаемых банкнот сопровождался существенными ограничениями:
Одновременно была ограничена сумма наличных денег, доступных для снятия в Сберегательном банке СССР — не более 500 рублей в месяц на одного вкладчика. Поскольку граждане могли иметь вклады в нескольких сберкассах, в том числе в разных городах, то на последних страницах общегражданского паспорта сотрудниками сберкасс делались отметки о снятых со вкладов суммах. В то же время оплатить товары и услуги со счетов в Сбербанке в безналичном порядке можно было без ограничения сумм .
О реформе было объявлено в 21 час, когда практически все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты. В крупных городах европейской части страны некоторые люди в ближайшие часы после этого смогли разменять имевшиеся у них 50- и 100-рублёвые банкноты в кассах метро, железнодорожных вокзалов и у таксистов (многие кассиры и таксисты, занятые работой, ещё не знали об оглашении указа). Некоторым удалось отправить крупные денежные переводы в отделениях почты при вокзалах, работавших до полуночи. Некоторые покупали за 50- и 100-рублёвые банкноты в кассах железнодорожных вокзалов и аэропортов билеты на дальние расстояния на несколько дней вперёд, а потом, после окончания обмена, сдавали эти билеты и получали деньги .
«Можно сказать, что страна в эти дни не работала. В первые два дня в обществе царила паника – люди фактически штурмом брали сберкассы. Оказалось, что накануне «павловской» реформы зарплаты выдавались 50- и 100-рублевыми купюрами, которые как раз и подлежали замене. Особенно волнительными эти дни оказались для людей пожилого возраста, которые боялись не успеть сдать старые деньги», — пишет историк Роман Кирсанов .
Вопреки заявлениям правительства, большая часть денег находилась не у подпольных миллионеров, а на руках у населения, тем более что накануне «павловской» реформы зарплаты выдавались 50- и 100-рублевыми купюрами, которые как раз и подлежали замене . В Москве средний размер сумм наличности, успешно обменянной на основании заявления, был близок к 2000 рублей. А в целом по стране, как доложил Председатель Госбанка Виктор Геращенко на заседании Кабинета министров, к 26 января в отделения Госбанка поступили купюры на сумму около 40 млрд рублей, а в обороте их было на 48 млрд рублей. Таким образом, не было предъявлено около 8 млрд рублей. . Поэтому попытка стабилизировать обращение наличных денег и частично решить проблему дефицита на товарном рынке СССР не удалась. К тому же, текущая эмиссия превышала объем изъятых денег .
Главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям союзного правительства.
Реформа отвлекла население Прибалтики от баррикад января 1991 года в пользу решения насущных личных проблем .
Стабилизировать финансовое обращение не удалось, поэтому непопулярные «шоковые» реформы, проводимые в СССР под руководством Павлова, продолжились. Со 2 апреля 1991, в стране, в соответствии с Указом президента СССР от 19 марта 1991 года и постановлением Кабинета Министров СССР № 105 от 19 марта 1991 «О реформе розничных цен и социальной защите населения», были установлены единые для всей территории страны предельные размеры повышения государственных (регулируемых) розничных цен на основные товары и услуги , от 20 до 24% (т.е. в 1,2-1,4 раза). Цены не повышались на медикаменты, кофе, ряд тканей, а также на бензин, керосин, электроэнергию, газ, уголь, печное топливо и дрова, отпускаемые населению, а также на водку (п. I.4) . Также был определен перечень товаров, реализуемых населению по договорным (свободным) ценам . Ставки и оклады, стипендии повышались не менее чем на 60 рублей в месяц. Часть цен повышали местные органы власти, например, проезд в метро стал стоить 15 копеек вместо пяти, а проезд во всех видах городского наземного транспорта большой вместимости стал стоить 10 копеек (до этого проезд в трамвае стоил 3 копейки, в троллейбусе — 4 копейки, а в автобусе — 6 копеек).
Первыми денежными знаками образца 1991 года были новые банкноты 50 и 100 рублей , которые пришли на смену изъятым из оборота старым банкнотам 50 и 100 рублей образца 1961 года. После этого в СССР в денежном обращении имелись банкноты образца 1961 года достоинством от 1 до 25 рублей включительно, а также новые банкноты 50 и 100 рублей образца 1991 года.
Позже были введены новые банкноты образца 1991 года достоинством 1 , 3 , 5 и 10 рублей , отличавшиеся от старых оттенком (незначительно), отсутствием надписей номинала на языках союзных республик и другим. Одной из особенностей было то, что на номиналах 1, 3 и 5 рублей теперь указывалось «Билет государственного банка СССР», как и на более высоких номиналах, тогда как ранее в СССР на этих номиналах указывалось « Государственный казначейский билет СССР » (то есть формально СССР отказывался принимать эти банкноты за рубежом и обеспечивать их драгметаллами, а использовал их лишь размена более крупных купюр в пределах СССР). Фактически разница между казначейскими и банковскими билетами не имела смысла, так как рубль СССР до 1992 года не был свободно конвертируемой валютой.
Также были введены банкноты номиналов, не существовавших в СССР с 1920-х годов: 200 , 500 и 1000 рублей . Старые банкноты 1, 3, 5, 10 и 25 рублей образца 1961 года и все имевшие хождение советские монеты продолжили обращение наравне с новыми, образца 1991 года. Были подготовлены пробные экземпляры банкнот номиналом 25 рублей , но в обращение так и не выпускались.
Также Госбанком СССР были выпущены новые монеты образца 1991 года, отличающиеся от прежних размеров, номиналом 10 копеек ( железо , покрытое латунью ), 50 копеек , 1 рубль, 5 рублей (), 10 рублей ( биметалл ). Серия этих дензнаков, введённых в обращение накануне августовских событий , известна тем, что на них отсутствовал государственный герб страны. Дизайн реверса монет Банка России первого выпуска был заимствован у советских монет 1991, а на аверсе разместился двуглавый орёл с эскиза художника Билибина , ставший в конце 1993 года логотипом регулятора.