Крёстный роди́тель
(крёстный оте́ц
, крёстный, крёстная ма́ть
, крёстная) — духовный родитель в
христианской традиции
, который в ходе таинства
крещения
принимает ответственность перед
Богом
за духовное
воспитание
и
благочестие
крещаемого (кре́стника, кре́стницы). «Восприе́мником» (крёстным сыном
; или «восприе́мницей», крёстной дочерью
)
при христианском обряде крещения обозначается человек, который непосредственно принимает крещаемого, вынутого из
купели
из рук священника. Есть ограничения на возраст крёстного родителя в
Католической церкви
(не менее 16 лет)
и в
РПЦ
(не менее 15 лет мужского пола и 13 лет женского)
.
Используются также термины «
кум
» и «
кума
» для крёстных родителей одного крестника (крестницы) по отношению друг к другу, а также к отцу и матери крестника (крестницы)
.
Церковные правила предусматривают одного крёстного (того же пола, что и крещаемый), но с XV века в России принято, что крёстных родителей должно быть двое, разного пола
.
Католический Кодекс канонического права не предписывает обязательного наличия крёстных
.
Не каждый человек может быть допущен к принятию из купели крещаемого. По церковным правилам
восприемниками не могут быть:
Родители самого крещаемого.
Лица, состоящие в кровном родстве с крещаемым (это запрещение не носит безусловно обязательной силы).
Монахи, так как монашеский сан соединяется с полным отречением от мира (исторически монашеские власти и монахи необщежительных монастырей бывают восприемниками
.
Иноверцы, причём не только нехристиане, но даже и
инославные
. В некоторых случаях в прошлом по политическим обстоятельствам допускались восприемники из инославных, но с тем условием, чтобы они читали
символ веры
так,
как он читается в Православной церкви
.
Источники расходятся в вопросе, могут ли крёстные отец и мать впоследствии вступить в брак между собой
, дореволюционное церковное право этому не препятствовало
, многие современные источники утверждают обратное
.
Кроме того, восприемник назначается при миропомазании (целесообразно, чтобы это был тот же человек, который принял на себя обязанности восприемника при крещении)
.
дать им знание о смысле богослужения и особенностях церковного календаря,
приучать посещать церковные службы и поститься.
В обязанности восприемников также входит помощь крестникам в повседневной жизни: защита крестников от соблазнов и искушений, совет в выборе образования и профессии, супруга или супруги.
вместе с родителями крестника воспитывать его в вере и практике христианской жизни
,
помогать крестнику исполнять его обязанности как христианина
.
Лютеране придерживаются тех же принципов в отношении крёстных родителей, что и католики. Они считают, что крёстные «помогают [детям] в их христианском воспитании, особенно если они потеряют родителей». Лютеране, как и католики, верят, что крёстный отец должен быть как крещёным, так и убеждённым христианином
. Некоторые лютеране также следуют римско-католической традиции, согласно которой христианин, не принадлежащий к лютеранской деноминации, может служить скорее свидетелем, чем крёстным родителем
.
Чумаков В. Т.
// Словарь употребления буквы «Ё». — 2013
↑ Крещение // = Codex iuris canonici
(рус.)
. — Москва: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. — С. 353—354. — 1500 экз. —
ISBN 9785942420451
.
6 февраля 2015 года.
(Указы Святейшего Синода 1836 г., V, 23; 1837 г., VIII, 27)
Осадчева О. Л., Кидямкина С. А., Зленко А. А.
от 19 июня 2018 на
Wayback Machine
// Русский язык за рубежом. — № 6 . — 2012. — С. 97—102
Вячеслав Пономарёв.
от 4 февраля 2020 на
Wayback Machine
// Справочник православного человека. — Ч. 2. Таинства Православной Церкви. — М.: Даниловский благовестник, 2007. — С. 23. —
ISBN 978-5-89101-191-5
Анна Цыбенко; Мариам Петросян.:
(рус.) .
Миасин — интернет-газета армян Республики Беларусь
.
Дата обращения: 18 декабря 2021.
18 декабря 2021 года.
А. С. Павлов, от 2 января 2014 на
Wayback Machine
. Троице-Сергиева лавра, 1902. С. 312
Владимир Ивановский. Русское законодательство XVIII и XIX столетий в своих постановлениях относительно монашествующих лиц и монастырей. . Харьков, 1904. С. 529
А. С. Павлов, от 2 января 2014 на
Wayback Machine
. Троице-Сергиева лавра, 1902. С. 312: «если восприемники … настоятельно просят о дозволении им сочетаться браком, то не запрещать»
от 28 августа 2012 на
Wayback Machine
. Православие и современность: «В настоящее время Русская Православная Церковь в вопросе о браках духовных родственников придерживается только 63-го правила
VI Вселенского собора
: невозможны браки между восприемниками и их крестниками, восприемниками и физическими родителями крестника и восприемников между собой»
Миропомазание // = Codex iuris canonici
(рус.)
. — Москва: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. — С. 359—360. — 1500 экз. —
ISBN 9785942420451
.
6 февраля 2015 года.
Катехетическая подготовка // = Codex iuris canonici
(рус.)
. — Москва: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. — С. . — 1500 экз. —
ISBN 9785942420451
.
with Explanation
(, 1991 edition). Retrieved 2010-16-05