Interested Article - Стом, Маттиас

Маттиас Стом , или Матиас Стомер ( нидерл. Matthias Stom, Matthias Stomer , ок. 1600 , предположительно Амерсфорт — после 1652 , Сицилия или Северная Италия) — нидерландский художник , принадлежавший к группе утрехтских караваджистов . Романист . Известен также под именами Matteo Stoma , Matthias Stomma , Matteo Fiammingo ( Маттео Фламандец ) .

Биография

В прошлом художника обычно называли «Стомер», однако в качестве подписи он использовал имя «Стом». Предполагалось, что «Стом», в переводе с голландского означает «тупой», и такое имя было дано художнику в качестве прозвища, исходя из предположения, что он страдал от инвалидности. Однако доказательств этому не существует . Его место рождения не задокументировано. Голландский историк искусства Г. Дж. Хогеверф писал в 1942 году, что художник родился в Амерсфорте, недалеко от Утрехта . Но источник для такого заявления не отслеживается. Муниципальные архивы Амерсфорта не зафиксировали ни одного Стома. Фамилия Стом, под которой он был известен при жизни, является фламандским именем, распространённым в южных Нидерландах. Большинство людей, носивших это имя в Голландской республике того времени, были иммигрантами из южных Нидерландов. Поэтому вполне возможно, что Стом либо сам был фламандцем и провёл большую часть своей молодости в Южных Нидерландах, либо, наоборот: он был эмигрантом (или сыном эмигранта) в Голландской республике.

Точных сведений о его обучении также не существует. Предположительно, он мог обучаться у Хендрика Тербрюггена , ведущего утрехтского караваджиста, вернувшегося из Италии в 1614 году. Считается также, что с 1615 года Матиас Стом мог учиться в Риме у Геррита ван Хонтхорста и он оставался в Риме до 1632 года. Самые ранние документальные свидетельства существования Стома относятся к 1630 году, когда «Маттео Стом, тридцатилетний фламандский художник» был зарегистрирован как живущий с французским художником Николя Прово на Страда-дель-Ольмо в Риме .

Около 1635 года Стом покинул Рим и до 1640 года (может быть и позднее) жил и работал в Неаполе , позже — в Палермо , Сицилия (ок. 1641 г.), и его окрестностях: ( Каккамо , Монреале ). В Неаполе он подвергся влиянию испанского живописца-караваджиста Хусепе де Рибера .

Несколько картин Стома находились в мальтийских коллекциях, что указывает на то, что у Стома были покровители на Мальте , хотя неизвестно, писал ли он эти работы именно там. Последнее сохранившееся письменное упоминание о Стоме относится к 1649 году и связано с алтарным образом Ассунты (Вознесения Мадонны), написанному им для церкви Санта-Мария-де-Лорино в городе Кьюдуно недалеко от Бергамо в Ломбардии. Стом мог отправить этот запрестольный образ из Сицилии, но более вероятно, что в последние годы своей жизни он работал в северной Италии. Дата и место его смерти неизвестны, но, возможно, это произошло на Сицилии либо в Северной Италии в 1652 году или позже. Сын (или внук художника) Маттео Стом или Матиас Стом младший, также был живописцем в Северной Италии, он создал несколько картин батального жанра .

Творчество

Сохранилось около двухсот работ Матиаса Стома, в основном Композиция (изобразительное искусство)композиции на темы Нового и Ветхого Завета, изображения святых и, в меньшей степени, сцены из классической истории, мифологии или картины бытового жанра . В этих произведениях очевидно влияние работ неитальянских последователей Караваджо в Италии, в частности, голландских живописцев, которых называют утрехтскими караваджистами, а также Хусепе де Рибера и Питера Пауля Рубенса . Матиас Стом не разделял увлечений других северных караваджистов юмористическими, и даже скабрезными сюжетами, как и сложными декоративными аллегориями, а вместо этого предпочитал истории из Библии. Он работал в разных местах Италии, где пользовался покровительством религиозных учреждений, а также видных представителей итальянской аристократии.

Под влиянием картин караваджиста Герарда ван Хонтхорста, известного в Италии за изображения сцен при свечах как «Герардо Ночной» ( итал. Gherardo delle Notti), Стом также часто использовал эффекты светотени от скрытого источника света. Драматизм «ночных сцен» обычно усиливается сильными ракурсами и жестами поясных фигур, показанных с близкого расстояния, чтобы мысленно вовлечь зрителя в действие. Головы необычайно живы и имеют ярко выраженный индивидуальный, даже портретный характер. Выразительность усиливается показом предельно характерных, морщинистых лиц, выявляемых резкой светотенью.

Влияние и наследие

Под влиянием Маттиаса Стома работал анонимный Мастер света свечи . Картины Стома хранятся в нескольких крупных музеях мира. В Санкт-Петербургском Эрмитаже имеются три картины Стома: «Старуха со свечой», «Исав и Иаков» и «Мальчик с факелом» .

Галерея

  • Юноша, читающий при свече. Между 1600 и 1650 гг. Холст, масло. Частное собрание
    Юноша, читающий при свече. Между 1600 и 1650 гг. Холст, масло. Частное собрание
  • Муций Сцевола в лагере Порсены. 1640-е гг. Холст, масло. Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия
    Муций Сцевола в лагере Порсены. 1640-е гг. Холст, масло. Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия
  • Осмеяние Христа. Между 1633 и 1639 гг. Холст, масло. Музей Нортона Саймона, Пасадена, США
    Осмеяние Христа. Между 1633 и 1639 гг. Холст, масло. Музей Нортона Саймона, Пасадена, США
  • Изгнание торгующих из храма. Между 1630 и 1633 гг. Холст, масло. Коллекция Кремера, Гаага
    Изгнание торгующих из храма. Между 1630 и 1633 гг. Холст, масло. Коллекция Кремера, Гаага
  • Саломея с головой Иоанна Крестителя. Между 1630 и 1652 гг. Холст, масло. Палаццо Бьянко, Генуя
    Саломея с головой Иоанна Крестителя. Между 1630 и 1652 гг. Холст, масло. Палаццо Бьянко, Генуя
  • Благовещение. 1630-е гг. Холст, масло. Уффици, Флоренция
    Благовещение. 1630-е гг. Холст, масло. Уффици, Флоренция
  • Поклонение волхвов. Между 1633 и 1655 гг. Холст, масло. Частное собрание
    Поклонение волхвов. Между 1633 и 1655 гг. Холст, масло. Частное собрание

Примечания

  1. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
  2. Власов В. Г. Стом Маттео, Стомер Маттиас // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 3. — Словарь имён, 1997. — С. 344. — ISBN-5-88737-010-6
  3. Liedtke W. Dutch paintings in the Metropolitan Museum of Art. — New York, 2007. —Volume I. — Р. 848
  4. Nicolson В. Stomer Brought Up-to-Date // The Burlington Magazine. — № 119, 1977. — Рp. 230—245
  5. Chilvers I. The Oxford Dictionary of Art (Third Edition). — Oxford University Press, 2004. — Р. 676
  6. Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог 2. — Л.: Искусство, 1981. — С. 170
  7. Dutch and Flemish paintings from the Hermitage. Аn exhibition catalog from The Metropolitan Museum of Art. — New York: The Metropolitan Museum of Art: distributed by H.N. Abrams (cat. no. 31), 1988. — Рp. 68—69 от 17 октября 2022 на Wayback Machine

Литература

  • Dutch painting in a new light: Hendrick Terbrugghen and his contemporaries. London: Trafalgar Galleries, 1988

Same as Стом, Маттиас